Тренинг "Актуализация творческих ресурсов учителя-логопеда ДОУ"
тренажёр по логопедии на тему

Горбунова Наталья Николаевна

         Создание творческого продукта речевой деятельности – это процесс, в который вовлечены и дети и педагог. Учитель-логопед строит свою работу в соответствии с ФГОС и находит новые пути взаимодействия с детьми.

Важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Общение ребенка и педагога - продуктивная деятельность взаимодействующих партнеров.

   Предложенные упражнения позволяют  учителям -логопедам осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и скрытыми факторами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_mo3.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг « Актуализация творческих ресурсов учителя-логопеда».

                                                                                 Авторы учитель-логопед

                                                                                                     Горбунова Н.Н.

                                                                                                 Учитель -логопед

                                                                                                       Нихайчик Т.В.

         Создание творческого продукта речевой деятельности – это процесс, в который вовлечены и дети и педагог. Учитель-логопед строит свою работу в соответствии с ФГОС и находит новые пути взаимодействия с детьми.

Важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Общение ребенка и педагога - продуктивная деятельность взаимодействующих партнеров.

   Предложенные упражнения позволяют  учителям -логопедам осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и скрытыми факторами.

    В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность (творчество), каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации  собственных творческих ресурсов, способствует  развитию воображения , которое проявляется не только на репродуктивном (оперирование известными и освоенными образами), но и на творческом (создание собственных образов) уровне,

Цель тренинга: осознание творчества в себе и его развитие.

Задачи:

-осознания и преодоления барьеров проявления творчества;

- осознания характеристик креативной (творческой) среды;

- формирование навыков и умений управления творческим процессом.

В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:

1. Проблемность

2. Принятие

3. Безоценочность.

Упражнения объединены в четыре большие группы:

 1.Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы этапы креативного процесса, и какую роль играет в его протекании накопленный субъектом опыт.

2.  Упражнения, направленные на осознание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, знание которых позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать творческую среду для себя и других людей).

3. Упражнения, направленные на развитие творческого потенциала участников, апробирование и тренировку навыков управления скрытыми факторами, оптимизирующими творческий процесс.

2. Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить участник как он должен выглядеть. Опрашивается два участника. Например:

- Ира, какой бы подарок ты хотела получить от Саши?

- А какую, опиши ее.

- Саша, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Ира?

- Опиши ее.

Далее участникам предлагается поменять свойства их подарков местами.

4. Сочинение стихотворений

 Игры в рифмы полезны для развития творческого воображения.

Я предлагаю вам поиграть в игру « Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(5.Упражнение «Стоп-кадр»

Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы: список слов.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово.

Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех, встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

6. Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: мяч, песочные часы, новогодний шар.

Время: 10–15 минут.

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для предмета. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

7.Игра -перевертыши

Аленький цветочек –зелененький листочек.

Красная шапочка  –синий носок.

Кот в сапогах –мышь босиком.

Три толстяка-один худыш.

Золушка.

 8.Упражнение « Звезда».

  Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

       Упражнение раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами.  

 Предлагаем  описать предмет, подбирая 5  определений.  «Какой он (оно,  она,  они)?»   Например,  выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком,  символом, игрушкой) подобранные определения:  прыгающий,  скользящий,  ныряющий , плавающий, нелепый, заботливый.

Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания:  заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.  После того,  как нужное (или интересное)  словосочетание найдено,  необходимо придать звезде нужные качества.  Для этого надо «ввести»  те элементы,  которые ей не свойственны,  что изменит рассматриваемый  объект.

8. Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.
9. “Точка зрения” (автор — И.Л. Викентьев) — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени буквы, лежащей в коробке .

10.Игра "Черное-белое”

Ведущий поднимает карточку с изображением белого цвета, и участники называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного цвета и участники перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо -из книг узнаешь много интересного . . .

Плохо -они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”,

"Волк”, "Цветок”, "Мама”, , "Укол”, "Наказание” и т.д.

11.Упражнение

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д. Инструкция: "Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас,  и сделаю это так, чтобы участник не видел, что на ней написано. Его задача - узнать, что написано на карточке.Тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами сообщить , что написано на карточке.

12.   Упражнение «Друдлы».

Цель: развитие образного мышления.

  Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге.     

 Инструкция:

1.Предложите участнику нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет. Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом  все, что приходит вам в голову

2.Предложите  поменяться рисунками. На рисунке  подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка   .

3.Теперь снова предложите  поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок участника ему снова. Посмотрите внимательно на рисунок участника и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».

     Дивергентное мышление, направленное на поиск новых свойств предмета, оказывается мощным стимулом для развития восприятия, наблюдательности, а необходимость “увязывания” свойств предмета в целостную систему даёт ощутимый толчок для развития творческого воображения и профессиона-лизма педагога.

   Учитесь  у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя-логопеда за учебный год.

 Пролетел ещё один учебный год, проведёны итоговые занятия.    Самое время для аналитической деятельности - составления отчета за год работы.     Я сост...

Использование интернет-ресурсов во взаимодействии учителя-логопеда и семьи.

Современные требования к коррекционно-образовательному процессу диктуют необходимость поиска новых форм взаимодействия специалистов ГБДОУ и семьи. Наряду с традиционными формами работы с семьей, мы от...

творческий отчет учителя - логопеда за 2011- 2014 учебные года

В творческом отчете  конкретно и полно  раскрыта результативность коррекционной работы учителя - логопеда за три учебных года. Результаты работы представлены в колличественном  соотноше...

«Краткий обзор Интернет-ресурсов, полезных для современного учителя-логопеда»

Мир образования стремительно развивается и предъявляет педагогу, в том числе учителю-логопеду, новые требования. В современном учебном заведении невозможно обойтись без новых образователь...

Использование авторского электронного образовательного ресурса учителем-логопедом

В данной публикации представляю свой личный опыт работы по созданию и использованию авторского электронного образовательного ресурса в процессе коррекцииобщего недоразвития речи у старших дошкольников...

Творческие группы учителей-логопедов города.

Творческие группы учителей-логопедов города....