Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Юнькова Екатерина Сергеевна

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_i_rechevoe_razvitie_rebenka.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее . Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Учитель-логопед Юнькова Е.С.

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев » Сухомлинский Василий Александрович мозгом И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге чело­века центры, отвечающие за речь и дви­жение пальцев рук , расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Великий немецкий философ Иммануил Кант писал : " рука является вышедшим наружу головным мозгом ".

Слайд 3

Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи . Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры . Центр речи Вернике , отвечающий за понимание речи, - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилинынедалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.

Слайд 4

1.Стимулирует развитие речи ребенка. 2.Повышает тонус коры головного мозга. 3.Развивает речевые центры коры головного мозга. 4 .Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. 5 . Способствует улучшению артикуляционной моторики. 6 . Развивает чувство ритма и координацию движений. 7 . Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка. Значение развития мелкой моторики

Слайд 5

внимание; - мышление; - координация; - воображение; - наблюдательность; - зрительная и двигательная память; - речь. Способствует развитию таких психических процессов как:

Слайд 6

В возрасте 1—2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку. В возрасте 2-3 леттребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста . Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации:

Слайд 7

I группа пальчиковой гимнастики. Упражнения для кистей рук Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Учат напрягать и расслаблять мышцы. Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время. Учат переключаться с одного движения на другое. Косинова Елена Михайловна

Слайд 8

Косинова Е.М.

Слайд 9

Пальчики головка-крылышки ладошки

Слайд 11

II группа. Упражнения для пальцев условно статические . . Указательный и средний - вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. “ Лошадка ”. У лошадки вьется грива -. Бьет копытами игриво.

Слайд 12

«Мышка» Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно. Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке. Вариант 1. Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони. «Маленькая кошка» Села у окошка. Хвостиком играет, Мышку поджидает. Вариант 2. «Кошка показывает коготки.» И сходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев. Если когти точит кошка, Будет дождик за окошком.

Слайд 13

III группа. Упражнения для пальцев динамические. - Развивают точную координацию движений. - Учат сгибать и разгибать пальцы рук. - Учат противопоставлять большой палец остальным.

Слайд 14

Музыкальное сопровождение Е.Железнова –Пальчик, где твой домик, как тебя зовут? +

Слайд 15

Ёжик По тропинке, по дорожке «Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку. Топают к нам чьи-то ножки. «Пошлёпать» ладошками по столу. Это ёж – колючий бок, Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить). По грибам большой знаток! Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки.

Слайд 16

Пальчиковые игры с разными предметами (+ пазлы , вкладыши, мозайки )

Слайд 17

1) Карандаши «МОТОР» Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя. Заводи мотор скорей И ладони разогрей. Всё быстрей, быстрей, быстрей, Сил, приятель, не жалей. Ход немного замедляем. Видно, к дому подъезжаем. Едем тише, тише, тише. И мотор уже не слышен. Можно предложить детям самим придумать, к чему подъезжаем (к лесу, к полю, к даче и т. д.)

Слайд 18

«КРЮЧКИ» Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения. Мы повесили крючки. Очень крепкие они. Чок-чок , чок-чок , Раз – крючок, два – крючок.

Слайд 19

«ЛЕСЕНКА » Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке». Раз – ступенька, два – ступенька, Мы идём тихонько вниз. Раз – ступенька, два – ступенька, Ты смотри, не оступись!

Слайд 20

«АЛЬПИНИСТ» Карандаш поставить на стол, удерживая его вертикально большим и указательным пальцами за нижний конец. Перехватить карандаш одноимёнными пальцами другой руки. Далее перехватывать карандаш пальцами то одной, то другой руки, двигаясь к его верхнему концу. Затем скользящим движением спуститься вниз. Нелегко подняться ввысь. Крепче, альпинист, держись. На вершину попадёшь, Там немного отдохнёшь. Оглядись, не торопись И смелее вниз катись!

Слайд 21

1. Пальчиковый бассейн - просто насыпать крупу в глубокую миску или насыпать крупу на столик или поднос и водить ручками, пересыпать набирая в кулачки. Так мы знакомились с крупой. 2. Высыпать побольше крупы или насыпать её в мисочку и зарывать в неё магнитики для холодильника, прятать пальчики. 3. Сыпать по крупинкам, как бы будто солим что-то. 4. Собирать крупу руками в баночку или мисочку. 5. Рисование по крупе. Удобнее на подносе. Рисовать пальчиком или трубочкой от сока . 6. В миску положить белую и красную фасоль и сортировать их по цвету. Неплохо если есть возможность предложить белую и красную мисочку. 2. Крупы,Бобовые Воспитатель даёт детям несколько предметов одного вида (ракушки, горох, фасоль, рис и т. д.)и предлагает выложить из них, например, снежинку, цветок, грибок, квадрат, круг. Дети выполняют задание. Можно играть в виде соревнования: кто быстрее соберёт фигуру или кто лучше (красивее).

Слайд 22

Шнурки Игры-шнуровки по М. Монтессори При использовании игрушек – шнуровок, в игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета, она развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Можно использовать игры -шнуровки при закреплении изученных букв и слогов.

Слайд 23

* Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. * Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. * Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. * Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. * Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. * Регулируют силу и точность движения . *Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное. *Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. * Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. * Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ. * Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости. * Развивают внимание, память и восприятие . ЗНАЧЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ:

Слайд 24

С колючим мячом Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд. Катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить. Лев.рукой катаем по столу мяч круговыми движениями. Перекидываем из руки в руку. Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти. Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь. Пр . рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд. Колючий мячик(Су- Джок )

Слайд 25

Веселый счет « Ежик» в руки нужно взять,(берем массажный мячик)Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками одной руки нажимаем на шипики )Начинаем счет опять.(перекладываем мячик в другую руку)Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками другой руки нажимаем на шипики ) Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом. «Мячик» Я мячом круги катаюВзад -вперед его гоняюИм поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Каждым пальцем мяч прижмуИ другой рукой начну.А теперь последний трюк-Мяч летает между рук.(Движения соответствуют тексту) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Слайд 26

игры направлены на развитие мелкой моторики - на развитие ориентировки в пространстве - на формирование правильного произношения и фонематических процессов - на обобщение и расширение словарного запаса -на развитие грамматического строя речи Подборку игр которая составлена по пособию Т.А.Воробьевой и О.И. Крупенчук « Мяч и речь » -

Слайд 27

1.Упражнения с мячом для развития мелкой моторики и координации Мячик мой не отдыхает – Между пальцами гуляет.

Слайд 28

«Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.» учимся различать звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки Например: за - са , ша – ша … и т.п., или Л- ЛЬ, М- МЬ, Н- НЬ… и т.д. 2. Упражнения на закрепление звукопроизношения и развитие фонематических процессов . 3. Упражнения , способствующие активизации словарного запаса и развитию навыков звукового анализа ." «Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку.» ( например: весна –автобус – слон – нос – сова …) 4. Упражнения на развитие лексико – грамматического строя речи . «Говори наоборот» Активизация словаря, подбор антонимов. Холодный – горячий, старый – молодой, веселый - грустный, больной - здоровый, узкий – широкий, тупой – острый…. « Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» Строитель – строит, повар – варит, фотограф – фотографирует, врач- лечит, художник – рисует, продавец - продает, рыбак – рыбачит,… и т.п «Мячик маленький поймаем и словечко приласкаем.» стул – стульчик, ковер – коврик, ведро – ведерко…)

Слайд 29

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка....

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.

Консультация для воспитателей. Как пальчиковая гимнастика способствует развитию речи ребенка с ясельного возраста....

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев р...

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.

взаимосвязь пальчиковой гимнастики и речевого развития ребенка....

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка (фотоотчет ).

Материал будет интересен воспитателям младших групп....

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

В материале описывается значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка...