Что такое оптическая дисграфия. (Консультация для родителей дошкольников)
консультация по логопедии на тему

Иваненко Ольга Валериевна

Дано понятие оптической дисграфии. Приведены примеры упражнений, направленные на профилактику данного нарушения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_opticheskaya_disgrafiya.docx55.07 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое оптическая дисграфия?

Оптическая дисграфия проявляется смешением букв, сходных по написанию. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. При преимущественно оптическом характере дислексий и дисграфий у детей отмечается неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Одна и та же буква в различные моменты воспринимается по-разному. Неточное, нечеткое восприятие букв приводит к их частым смешениям. Особенно часто смешиваются буквы, сходные по своему начертанию, например в печатном тексте п—н, н—и, ш—ц, ш—щ, с—о, в рукописном п—и, п—н, у—и, ц—щ, ш—и, м—л, б—д, п—т, н—к. Вследствие этого у детей плохо воспитываются зрительные стереотипы слов — затрудняется узнавание их.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

-  замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

-  замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

-  замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

-  зеркальное написание букв: с,э,ю;

 —  пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии  должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

http://festival.1september.ru/articles/637610/img15.jpg

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).

http://festival.1september.ru/articles/637610/img17.jpg

3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».

Работа над пространственными предлогами

В доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объясните ребенку смысловое значение основных предлогов  (на, в, под, с, около, за, над, между)

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую и левую руку у петрушки. Это задание является самым сложным, и нередко оно становится доступным лишь детям младшего школьного. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и чисто практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала).

 Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д. Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

http://1.bp.blogspot.com/_XS8gYaZO-6U/TAFPjSMkAWI/AAAAAAAAAVI/b8hCL3x8FjE/s1600/image004.gif  http://1.bp.blogspot.com/_XS8gYaZO-6U/TAFTP0zigkI/AAAAAAAAAWI/ux1z47We65E/s320/image028.gif http://pandia.ru/text/78/189/images/image001_320.jpg

Можно предложить ребенку в любом тексте (кроме газетного) зачеркиваеть заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем переходить к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Полезны задания на конструирование букв из палочек, преобразование одних букв в другие, узнавание на ощупь букв вырезанных из картона, узнавание букв, «написанных» на ладошке. А также

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса , формированию пространственных представлений. Профилактика оптической дисграфии не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»

Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....

Что такое дисграфия? Консультация для родителей

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций,...

Консультация для родителей дошкольников на тему: Компьютер. Что такое хорошо – и что такое плохо?

Консультация для родителей дошкольников на тему: Компьютер. Что такое хорошо – и что такое плохо?...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Компьютер. Что такое хорошо – и что такое плохо?»

Формировать у коллег и родителей воспитанников понятие значимости и вреда от использования компьютера....

Консультация для родителей дошкольников на тему: Компьютер. Что такое хорошо – и что такое плохо?

Консультация для родителей дошкольников на тему: Компьютер. Что такое хорошо – и что такое плохо?Автор: Котова Кристина Анатольевна, воспитательМесто работы: МБДОУ  д/с-к/в  № 7 Описани...

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного о...

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной ре...