Конспект интегрированного занятия для детей с ТНР в подготовительной к школе группе «Зима»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Наталья Александровна Булатова

«Лучшая методическая разработка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_n.a.noskovoy-.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №22»

города Аши Челябинской области

Районный конкурс для учителей-логопедов и учителей-дефектологов УО

«Лучшая методическая разработка»

Тема «Зима»

Возрастная категория детей  -  подготовительная к школе группа

Выполнила:

Носкова Н.А. –

                                                                                                  учитель – логопед

                   первой  квалификационной категории

стаж работы: 8 лет

Аша – 2017

  1. Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
  2. Тема занятия: «Зима».
  3. Цель: закреплять  и систематизировать  знания  о признаках времени года - зима.
  4. Программное содержание:
  • коррекционно-образовательные задачи:

Обобщать представления  о зимних изменениях в природе. Совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.  Активизировать словарь детей. Познакомить со звуками [Л],  [Ль].

- коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь: умение составлять сложные предложения; развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание; общую, мелкую и артикуляционную моторику; координацию речи с движением, творческое воображение при составлении синквейна по теме - зима.

  • коррекционно-воспитательные задачи:

 продолжать воспитание навыков сотрудничества, инициативности, активности, самостоятельности; воспитывать  любовь к природе.

  1. Словарная работа на занятии:

  Обогащение и закрепление активного словаря по теме «Зима»: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник;  холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная; кататься, смотреть, играть, лепить.

  1. Индивидуальная работа с детьми:

- автоматизация  звуков у детей при чтении стихотворений, составлении сложных предложений,

- координация речи с движением в различных видах деятельности на занятии.

       7.  Предварительная работа с детьми:

- наблюдения в природе -  за зимними явлениями природы, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, просмотр мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев; заучивание с детьми стихотворений, подбор комплекса пальчиковой гимнастики по теме.

8. Оборудование:

Мультимедиа, контейнеры с манкой по количеству детей, синие квадратики, иллюстрации с изображением предметов на звуки [Л], [Ль];  елка, пластмассовые снежинки, шарики Су –  Джок по количеству детей, индивидуальные зеркала, разрезные картинки на тему «Зима» по количеству детей; демонстрационный материал: иллюстрации по теме «Зима», схема синквейна.

  1. Организационный момент

Логопед:  Доброе утро, дети!

Дети:  Доброе утро!

Логопед:  Я хочу вам сегодня предложить  отправиться  в  волшебное путешествие, в очень интересное  время года: холодное, снежное, вьюжное. В  это время года мы с вами отмечаем замечательный праздник – Новый год, можем покататься на лыжах и коньках, поиграть в снежки. Вы, конечно, уже догадались, о чем идет речь, но, прежде, чем вы ответите,  я предлагаю вам посмотреть  отрывок из мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Дети смотрят отрывок из мультфильма (1,5-2мин.)

Логопед: Дети, пожалуйста, кто расскажет нам, в какое время  года сегодня я вам предлагаю отправиться  путешествовать? Это лето? Это осень? Это весна?

Дети:  Это зима.

Логопед: Правильно! А  вы хотите со мной в путешествие?

Дети:  Да.

Логопед: Хорошо. Давайте займем удобные места в салоне нашего волшебного поезда и отправимся в путь (дети встают, образуя круг).

  1. Основная часть

1). 

Логопед: Зима – красивое, волшебное время года. Сколько прекрасных произведений написано музыкантами, художниками  и поэтами про  зиму. А как мы узнаем зиму,  и  по каким приметам, об этом нам  прочитают стихотворения дети:

(Дети читают стихотворение: «Вы узнаете зиму?»  Т. Шорыгиной)

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?                

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?        

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?      

Логопед: Молодцы! А вы, ребята, умеете отгадывать загадки?  Сейчас я вам загадаю загадки о зиме, а вы послушайте внимательно и постарайтесь назвать правильную отгадку.

- Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.  

Дети: Снег.

Логопед:  Правильно, слушайте следующую загадку:

Белая, узорчатая звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.  

Дети: Снежинка

2). Игра со снежком в кругу: «Почему мы любим зиму?»  

Логопед: Около  детского сада нашла вот этот волшебный снежок. Хотите с ним поиграть?

Логопед: Сейчас мы с вами будем сочинять большой рассказ  о зиме.  Снежок мы будем передавать друг другу из рук в руки, поэтому встаньте поближе, чтобы не потерять его. Каждый будет рассказывать нам всем, почему он любит зиму.

- Я  люблю зиму, потому что…- можно носить  теплые сапоги.

(Логопед передает снежок ребенку)

(Каждый ребёнок проговаривает фразу и передаёт «снежок» другому)

- Я люблю зиму, потому что можно  кататься на лыжах, коньках.

- Я люблю зиму, потому что мне нравится смотреть на падающий снег.

( потому что  - новый год, можно играть в снежки, слепить снеговика…)

Логопед:  Молодцы! Посмотрите, какой большой рассказ мы сочинили о том, почему мы любим зимнее время года.

Логопед: Наше путешествие продолжается… У нас остановка, наш волшебный поезд прибыл на станцию «Снежная», и я вас приглашаю поиграть.

3). Подвижная игра: «Снежок»

Выпал беленький снежок.                       Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег.                        Остановились, машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.                                      

Не боимся мы пороши,                                    Указательным пальцем «грозят»

Ловим снег – хлопок в ладоши.                                              «ловят»

Руки в стороны, по швам –                                    Разводят руки в сторону,

Снега хватит вам и нам.                                             Опускают по швам.

(Дети садятся за столы)

Логопед: Занимаем места  за столами, мы в волшебной мастерской Зимушки.

У  каждого из вас на столах снежинки, посмотрите какие они красивые и все разные.

4). Игра: «Зимний комплимент» 

Логопед: Снежинки эти не простые -  надо взять снежинку в руки и сказать красивые слова Зимушке. Подумайте и ответьте на вопрос: «Зима -  она  какая?»

- Саша, возьми снежинку и скажи мне свое красивое слово.

- Хорошо. А теперь, Таня….

Дети: Зима – холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная…

Дети называют слова – прилагательные…

Логопед: Молодцы

Много слов вы назвали о зиме. Да,  зима бывает …..

А сейчас попробуйте нарисовать свою снежинку на манке, постарайтесь  нарисовать самую красивую снежинку….

Логопед: Молодцы. Настала пора отдохнуть нашему язычку.

5). Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Дети, поставьте  перед собой зеркала, будем выполнять артикуляционную  гимнастику.

Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Выполняем упражнение «Чашечка», «Почистим зубки», затем «Барабанщик».

Логопед: Молодцы, вы правильно выполнили упражнения для язычка.

- Пока мы с вами делали гимнастику, наш волшебный поезд увез нас в зимний лес.

6). Знакомство со звуками [Л], [Ль]

- Послушайте стихотворение:

Белым-бело! Белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село

— белым-бело, белым-бело!

- Какой звук очень часто повторяется в словах?

Дети: [Л].

Логопед: Правильно! Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [Л] .

Логопед: Обратите внимание: при произношении этого звука - кончик языка упирается в верхние зубы, зубы сближены, губы в улыбке. Как вы думаете, звук [Л] – гласный или согласный?

Дети: Согласный

Логопед: Верно. Послушайте слова: лес, лыко, Леня, колос….

Как вы думаете, это звук бывает только твердым? Или он звучит в разных позициях - твердый и мягкий?

Дети: Этот звук бывает твердый и мягкий.

Логопед: Каким цветом обозначаем твердый и мягкий звук?

Дети:  Твердый - синим  цветом, а мягкий – зеленым цветом.

Логопед:  Правильно. На столе у вас синие и зеленые квадраты. Сейчас я вам буду называть слова с этими звуками,  а вы внимательно послушаете,  и поднимите тот квадрат, который, по вашему мнению,  подходит для звука.

Логопед  называет слова, используя опорные  иллюстрации с нужным звуком. Дети слушают и поднимают квадраты нужного цвета, услышав звуки  [Л] или  [Ль].

Логопед: Молодцы вы справились с заданием.

7).  Игра: «Укрой ёлочку»

Логопед: Зимой лес выглядит сказочно, волшебно. И берёзки и ёлочки одеты в снежные шубки.  Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут?

Дети: Они укрыты снегом.

Логопед: Ребята, посмотрите на эту маленькую ёлочку, на ней нет снега. Зима забыла укрыть её своим тёплым покрывалом.  А теперь я предлагаю вам взять в руки снежинки, и мы отправимся с вами укрывать елочку от мороза. Я  прошу вас вспомнить  красивые слова о зиме, в которых живут звуки [Л] или  [Ль].  Мы будем говорить слова, и класть на веточки елочки наши снежинки.

Дети: Лед, лыжи, лыжник, лес, холод, салазки, …

Логопед: Смотрите, какая елочка- красавица, покрылась белым снежным  покрывалом.

Вы, наверное, уже устали. Присаживайтесь у елочки, будем отдыхать.

8). Сказка «Ёжик в зимнем лесу»  (Пальчиковая гимнастика с Су – Джок)

Дети садятся на ковер по кругу.

Логопед: В сказочном лесу, в маленьком уютном домике жил – был Ёжик. (Шарик Су – Джок спрятан в ладошках). Однажды проснулся он зимой, вышел на улицу и увидел повсюду снег. (Шарик Су – Джок лежит на левой ладошке). Побежал ежик на лесную полянку, где гулял летом. Как красиво вокруг! (Раскатываем шарик по ладошке). А вот и старый дуб. Ёжик подбежал к дубу (Прокатываем шарик по большому пальцу). Под дубом были беличьи следы. Ёжик побежал по ним и увидел белочку (Прокатываем шарик по указательному пальцу), помахал он ей лапкой и побежал дальше (Нажимаем верхней фалангой пальца на шарик). Увидел Ёжик заячьи следы и побежал по ним (Прокатываем шарик по среднему пальцу). Под кустом сидел маленький зайчик - Ёжик помахал ему лапкой (Нажимаем верхней фалангой пальца на шарик). Заметил Ёжик лисьи следы и побежал по ним (Прокатываем шарик по безымянному пальцу). За деревом увидел рыжую лису и помахал ей лапкой (Нажимаем на шарик верхней фалангой пальца). Побежал Ёжик дальше и увидел волчьи следы - отправился по ним (Прокатываем шарик по мизинцу). Увидел маленьких волчат - помахал и им лапкой (Нажимаем на шарик верхней фалангой пальца). Погулял Ёжик на зимней полянке, но пора было возвращаться домой (Круговые движения шариком Су – Джок по ладошке).

- Отдохнули? Посмотрите, у вас, у каждого контейнер с разрезными картинками. Я вам предлагаю собрать картинку – и у нас получится большая красивая картина о зиме.

9). Упражнение: «Собери картинку»

Логопед:  Молодцы ребята. Какие замечательные картинки вы собрали. У нас получилась галлерея картин.  Расскажите мне, что у вас нарисовано художниками на ваших картинах?

Дети:  На моей картинке изображены дети, которые катаются на лыжах.

На моей картинке изображен зимний лес.

(дети играют в снежки, птицы в кормушке…)

10).  Итог занятия:

Логопед: О каком времени года мы говорили во время нашего путешествия?

Давайте порадуем зимушку и ещё раз  расскажем  о ней, составив синквейн по схеме к слову  зима:

 Дети: - Зима.

- Снежная, холодная.

- Приходит, морозит, метёт.

- Любим кататься на коньках.

- Волшебница.

Логопед: Вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!

И наше путешествие  подощло к концу. Вам понравилось путешествовать  в зимнее время года?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"...

Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе «Зима».

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе имеющих нарушения зрения. Занятие напрвлено на развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей, поисковой и глазодвигательной функций...

КОНСПЕКТ спортивный праздник для детей подготовительной к школе группы «Зима пришла – веселье принесла»

Спортивный праздник  «Зима пришла – веселье принесла»    Образовательная область – Физическое развитие....