ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
материал по логопедии на тему

Козлова Елена Анатольевна

Работа с родителями по различным направлениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Разучите с детьми.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ:

                                   

                                       «ПТИЧКИ»

Две синички прилетели,

(Машем кистями рук, изображая крылья.)

                                   На ладошки дружно сели,

(Показываем ладошки.)

                                    Стали семечки клевать

И тихонько напевать.

(Стучим указательными пальчиками по ладошкам.)

                                 Мы погладим нежно птичек

(Гладим ручки с обеих сторон.)

                                   И отпустим невеличек.

(Встряхиваем кистями рук и машем как крылышками.)

«УЛИТКА»

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

(Указательным и средним пальчиками обеих рук изображаем рожки и шевелим ими.)

Дадим лепешки,

(Хлопаем в ладоши.)

Свиные ножки,

(Стучим кулачками по коленкам.)

Каши горшок,

(Стучим кулачками друг о дружку.)

Хлеба вершок.

(Шевелим пальчиками обеих рук.)

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

     Отчетливо произносить все звуки – невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей.

    До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

  • Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо «ножка» и т.д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж» («косетька» вместо «Кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т. д.).
  • Отсутствие звука «Р», его замена на звуки «Л», «Ль», «В», «Й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «ЛАК» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
  • Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» ( «тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
  • Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т.п).
  • Смягчение произнесения звука «Л», его замена на «Й» («кальбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т.п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т.п.).
  • Сокращение длинных незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т.п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду. Малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь – как можно раньше начав делать с ребенком артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание,

исправлять нарушения звукопроизношения.

                                   СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА

Артикуляционная гимнастика.

    Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Выбирайте время, когда ребенок в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно.Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений 6-8 раз).

     Вот некоторые примеры.

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы испачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, «у-у» губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх – где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу, и т. п.    

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Развиваем речевое дыхание.

   Во-первых, когда рассказываете ребенку сказки, стихи, например: упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо, он начнет подражать вам. Потом вы можете и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, куда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

  Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

    Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

    Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

   Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

   Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

     Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

     Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

    Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы ребенок хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

    Ребенок может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».          Проявите фантазию!

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Развиваем фонематический слух.

     Включайте ребенку музыку, привлекайте внимание к разным звукам в вашем доме и на улице («Слышишь, стучат: тук-тук!», «Это птицы поют!»), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.). Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул – скажите «апчхи», звякнула посуда – скажите «дзынь»).

    Начните делать и специальные упражнения. Для ребенка, конечно это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.).  Постучите по разным поверхностям, пусть услышит, какими разными получаются звуки.

     Пойте и читайте стихи ребенку. Применяйте «забавные звуки», имитируйте животных.  В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.

      Когда слышите какой-то звук, спросите: «Что это?», потом поднесите ребенку и покажите, что это звучало.

     Также подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно «говорить» за разные игрушки-животных. Прошепчите ребенку на ушко «секрет», пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда ребенок будет вам подражать.

    Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например:

Про семеро козлят), изображайте волка с «грубым» голосом, а потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам ребенок. В других

Сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо, то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки.

    Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Не забывайте при этом почаще хвалить ребенка.   Вас ждет непременный успех!

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

РАЗВИВАЕМ  УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ.

  Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

                     Пальчик о пальчик тихо бьем.

                     Пальчик о пальчик тихо бьем.

                     А потом в ладоши громко бьем.

                     Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

  Разучите стихотворение (произнесите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:

                     Мышонку шепчет мышь:

                     «Ты что шуршишь, не спишь?»

                     Мышонок шепчет мыши:

                     «Шуршать я буду тише».

  Также подойдут такие задания: «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук  «М», Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Р».

  Для детей 5-ти лет подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис-…ис,  лепка- …епка, диск- …иск и т.д.

  Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом.  

  Завяжите ребенку глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доноситься звук.

  Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос0ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. Потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д. Не забывайте  при этом хвалить ребенка !

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»

    Уважаемые родители обратите внимание на грамматическую правильность речи ребенка.

    Проверьте как малыш связывает слова между собой. Спросите, какая у него кукла. «Красивая», - ответит ребенок. «А еще какая? Большая или маленькая?» - « Маленькая», - горит он.

«А карандаш какой?» - «Красный, длинный». Закрепите правильное образование окончаний в игре:

  «Найди и исправь ошибку».  Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание:

« Папа купила  игрушку»,  « Оля спел песню», «У Кати красивый шапка».  Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно говорить?». Ребенок должен  исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже правильно.

      Несклоняемые имена существительные, например, кино, метро, эскимо и др., как правило, склоняются ребенком: «Мы были в кине».

Обязательно исправляйте ошибки. Иначе они закрепятся в речи и избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА

Готовимся к школе!

ЗАДАНИЕ №1: Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Кто самый младший, кто самый старший в семье?
  • Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

ЗАДАНИЕ № 2: Игра: «Подбери признак».

Мама (какая?) - … , бабушка (какая?) - … , дедушка (какой) - … , папа (какой?) - … , братик (какой?) - … , сестренка (какая?) - … .

ЗАДАНИЕ № 3:  Игра: «Чей, чья, чьё, чьи?»

Шарф (чей?) – мамин, папин, … .

Шапка (чья?) – тетина, дядина … .

Пальто (чьё?) – бабушкино, дедушкино … .

Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины … .

ЗАДАНИЕ №4: Игра «Сравнить, кто старше\младше.»:

Папа – сын (папа старше, а сын младше), папа – дедушка, дядя – племянник, внук – дедушка, брат – сестра.

ЗАДАНИЕ № 5: Игра «Скажи наоборот»:

Старший –(младший), большой - …, молодой - … .

Старше – (моложе, младше).

ЗАДАНИЕ № 6: Ответить на вопросы:

У кого глаза добрые?  У кого руки сильные?  У кого ласковые руки?

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА.

Тема «ОВОЩИ»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
  • объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
  • обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму,. вкус;
  • по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят;
  • совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Игра «Большой - маленький»: огурец-огурчик, помидор-помидорчик… .

Задание 3.Игра «Один – много»: огурец - огурцы, помидор – помидоры..

Задание 4. Составить описательный состав про овощи (по выбору), по следующему плану: Что это?  Где растет?  Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?  Какой на вкус?  Что из него готовят?

Задание 5. Игра «Назови цвет», «Назови форму»

Морковь (какая?)- оранжевая,  помидор (какой?) - …огурец (какой?) – овальный,  репка (какая?) - …

Задание 6. Игра для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим,              Резкие движения прямыми кистями

                                               рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,             Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе

                                                     и от себя.

Мы капусту солим,             Движение пальцев ,имитирующих посыпание

                                                  солью из щепотки.

Мы капусту жмем.           Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Задание 7. Игра «Подскажи словечко».

  • Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я на размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы ? Я…(свекла).

-Летом в огороде – свежие, зеленые.

А зимой в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…(Огурцы)

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Тема: «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
  • обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее,  дует ветер, идет дождь);
  • Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежды, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;
  • Во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;

Задание 2. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава… ).

Задание 3. Игра: «Чья, чей, чьи, чьё?»

-Это чья шапка? – Моя.              – Это чьи перчатки? – Мои.

- Это чей шарф? – Мой.             – Это чьё пальто? – Мое.

Задание 4. Игра: «Один – много».

     Шарф – шарфы; шапка -…; перчатка - …;  носок - … .

     Задание 5. Игра: «Большой  - маленький»:

Шапка – шапочка; сапоги - …; пальто - …; куртка - …; кепка - … .

    Задание 6. Игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) – красная, теплая … .

Сапоги (какие?) – коричневые … .

Шарф (какой?) - … .

Пальто (какое?) - … .

Задание 7.Выучить стихотворение.

                                Дождик, дождик – кап-кап-кап, мокрые дорожки.

                            Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 8.Отгадать загадки:

  • Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются.

                                                                                             (Дождь).

  • Из-под крыши крыша под дождик вышла.  

                                                        (Зонт).

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА:

МАССАЖ ЛАДОНЕЙ.

« Гладь мои ладошки,ёж».

      Берем 2 массажные щетки и проводим ими по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щетки «щетиной» вверх, а ребенок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

«Мне дала синичка хрупкое яичко».

  Обыгрываем маленький мячик или грецкий орех как яйцо птички.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила,-

С этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда.

И снесла яичко

Умница-синичка,-

Взрослый кладет мячик или орех («яйцо») в «гнездо».

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –

Так у птиц заведено.

С этими словами ребенок катает мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

 «Каждый пальчик – ловкий мальчик».

  Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга.

   Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.

1. Мы катались(указательные)

На качелях (средние)

Нас кружили (безымянные)

Карусели (мизинцы)

Мы устали, мы устали (большие пальцы «обнимаются»).

Ох (руки ложатся на колени)!

  1. Дятел! Дятел! (указательные)

                                 Тук!Тук!Тук! (средние

Эй, приятель(безымянные)

Я не жук (указать двумя указательными пальцами вперед)?

Тогда – пока (помахать рукой на прощание)!

Но похож ты на жука (погрозить указательным пальцем)!

«Все узлы переберу».

     

 Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на веревке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребенок проговаривает строки:

Я хватаюсь за веревку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы её беру

И играю поутру, -

Хватаясь за узел на каждый ударный слог.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЧИКОВ

«МОЗАИКА»

Покажите ребенку открытку. Поговорите с ним о том, что нарисовано. Затем разрежьте открытку на несколько частей. Попросите ребенка собрать из разрезанных частей открытку.

«УЗЕЛКИ»

  Приготовьте две веревочки длиной 20-30 см. Одна веревочка для вас, другая  - для вашего ребенка. Устройте соревнование: кто за определенное время завяжет больше узелков.

«ВОДОЛЕЙ»

  Для выполнения этого упражнения вам понадобиться две глубокие миски. Наденьте на ребенка фартук и поставьте миски на некотором расстоянии друг от друга: одну пустую, другую – с водой. Попросите ребенка ложкой перелить воду из одной миски в другую.

           «РИСУЕМ БЕЗ КАРАНДАШЕЙ И КРАСОК»

  Рисуем солнышко – рукой по воздуху описываем окружность, затем указательным пальчиком рисуем лучики.

 Рисуем елочку – указательный, средний и безымянный пальчики одной руки прижимаем к соответствующим пальчикам другой руки. Затем руки разводим в стороны и снова соединяем, изображая в воздухе треугольник. Повторяем это движение несколько раз.

                           СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

РАЗВИТИЕ   НАВЫКА  РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ.

Поиграйте с ребенком.

«Будь внимательным»

- Игра предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произносите слова:  мама, сок, собака, вата, снег, коробка, телефон, сапоги, туча,  соловей -  и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук

(С),  хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук (С), то его нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.

 - Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук (З) в словах: замок, конфета, пальто, зонт, лейка, змея, кот, машина, зубы

.

 -  Такую же игру можно провести и на различение

звуков (Р) – (Л).

   -  Игры постепенно можно усложнять– вводить  слова,

в которых звуки находятся в разных позициях: в начале,

в середине  и в конце слов.

-  Следует учитывать, что звонкие согласные в конце и

в середине слов перед глухими оглушаются, поэтому такие, к примеру, слова, как газ, ёж, кружка, давать не следует ( произносится как: гас, ёш, крушка)

Обязательно исправляйте ошибки в речи ребенка, но делайте

это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Тема «Весна, перелетные птицы»

Поиграйте с ребенком:

«Подскажи словечко».

На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его …(скворец).

 « Четвертый лишний»

Жаворонок, воробей, грач, скворец.

«Улетает – не  улетает».

(Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет.)

«Узнай по описанию».

(Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок ее узнает и называет.)

Упражнение для пальчиков:

« ПТИЧКИ»

Птички прилетали,

крыльями махали.      Пальцами обеих рук

Сели. Посидели          производить движения

и дальше полетели.    Вверх – вниз.



Предварительный просмотр:

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

ЗАДАНИЕ  № 1.  Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;
  • рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;
  • задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? В портфель?

ЗАДАНИЕ № 2.  Отгадать загадки и выучить по выбору:

  • Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель.)
  • Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом пройдет  - там заметку кладет. (Карандаш.)
  • То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! Можешь и нарисовать. Что такое я?  ( Тетрадь.)

ЗАДАНИЕ № 3.  Игра «Подбери признак»: портфель (какой?) – кожаный, вместительный, яркий, большой … .

ЗАДАНИЕ № 4. Игра  «Исправь ошибку»:

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки.Я рисую в альбом.

ЗАДАНИЕ № 5. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье свет, неученье – тьма.  Ученье – путь к уменью.

ЗАДАНИЕ № 6.Игра « Собери портфель в школу»

(назвать школьные принадлнжности).

ЗАДАНИЕ № 7. Игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, учебник, велосипед.

Портфель, тетрадь, пенал, скакалка.

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА.

РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ЗАДАНИЕ №1.

   На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку надо на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

ЗАДАНИЕ№2.

    Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Ребенок называет, что он услышал.

ЗАДАНИЕ№3.

    Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет её, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем.

ЗАДАНИЕ №4.

  В одинаковые капсулы из под шоколадных яиц помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахари др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта при встряхивании капсулы. Потом, по очереди встряхивая капсулы, взрослый просит ребенка отгадать, что в капсуле.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

ЗАДАНИЕ№1.

   

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаил Иванович(низкий голос), Настасья Петровна(голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

  • Кто сидел на моем стуле?
  • Кто ел из моей чашки?
  • Кто спал в моей постели?

Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

ЗАДАНИЕ№2.

   

  Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различными по силе голосом (громко, тихо).

    Кричат дети :АУ (громко), АУ (тихо).  Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).  Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квкают лягушки, каркает ворона ,блеет овечка и т. п.

ЗАДАНИЕ№3.

 

 Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

 А – плачет, кричит девочка; показывают горло врачу;  поет певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.

О – удивилась мама; стонет бабушка; потягивается папа; кричит охотник в лесу.

У – гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Готовимся к школе.

ЗАДАНИЕ№1.

   Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале

 по 2, затем по 3 в названном порядке:

       мак-бак-так              моток-каток-поток

      ток-тук-так             батон-бутон-бетон

     бык-бак-бок               будка-дудка-утка

    дам-дом-дым             нитка-ватка-ветка

   ком-дом-гном            тыква-буква-будка

ЗАДАНИЕ№2.

  Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

                    Канава-канава-како-канава

                   Ком-ком-кот-ком

                  Утенок-утенок-утенок-котенок

                 Будка-буква-будка-будка

                Винт-винт-бинт-винт

               Минута-монета-минута-минута.

ЗАДАНИЕ№3.

  Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

                   

                          Мак-бак-так-банан

                         Сок-ком-индюк-дом

                        Лимон-вагон-кот-бутон

                       Мак-бак-веник-рак

                      Совок-гном-венок-каток

                     Пятка-ватка-лимон-кадка

                    Ветка-диван-клетка-сетка

                   Каток-дом-моток-поток

                                       Советы логопеда

Готовимся к школе.

«СКАЖИ  НАОБОРОТ»

     Взрослый бросает ребенку мяч, называя какое-либо слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».

Существительные: смех -…, лето -…, день -… и т.п.

Глаголы:  пришел -…, нырнул -…, влетел - …и т.п.

Прилагательные:  широкий - …, маленький - …,богатый..

Наречия:  далеко -…, высоко - …, глубоко - …и т.п.

«ОБЩИЕ СЛОВА»

Эти  слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для  развития мышления.  Задания могут быть двух видов:

  1. Назови фрукты…,рыб…, мебель…, птиц.
  2. Назови одним словом:

Туфли, ботинки, сапоги, - это…

     Молоток, пила, топор – это…

            Сосна, береза, клен – это…

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

                         Учим подбирать слова-действия:

- «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниет..);

-  «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает…); -  «Что делают врач, шофер?..»

«ОДИН – МНОГО»

      Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово, а ребенок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол – столы, стул – стулья, пень – пни, дом – дома.

Советы логопеда

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопиться высказать свои мысли  или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»


Предварительный просмотр:

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.

ТЕМА: «Сад – огород»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты,

ягоды;

  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;
  • рассказать где и как растут овощи, фрукты и ягоды;
  • рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и  ягод;

Задание 2. Игра «Четвертый лишний».

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Задание 3. Игра»Подбери признак».

Яблоко (какое?) - … ,  клюква (какая?) - … , помидор

(какой?) …  .

Задание 4. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук А»

Задание 5.Игра «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху»

(предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь с закрытыми глазами, по запаху).

Задание 6. Составить описательные рассказы об овощах,

фруктах, ягодах по плану:  Что это?  Где растет? Внешний вид?  Каков на вкус?  Что из него готовят?

Задание 7. Закончи предложения:

Мама чистила картошку, чтобы… .Мама помыла овощи, чтобы… .Мама собрала в саду малину, чтобы… .Мама

Купила в магазине яблоки, чтобы… .

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.

ТЕМА: «Осень».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

  • обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
  • объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную

одежду, обувь, головные уборы;

  • объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носят каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Задание 2. Игра «Исправь ошибку».

Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф… .

Задание 3. Игра « Назови, какие»:

Сапоги из резины – резиновые сапоги; шапка из шерсти –

Шерстяная …; перчатки из кожи – кожаные… .

Задание 4. Ответь на вопрос: «Что можно считать парами?»: одна пара сапог, две пары сапог, … пять пар сапог( носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки ).

Задание 5. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

  Это куртка. Это теплая одежда, Её носят весной или осенью. Эта куртка красная. У неё есть капюшон. Она непромокаемая. Её можно носить в дождь. Она застегивается на « молнию».

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.

ТЕМА: « Дом. Мебель».

Задание 1.            Родителям рекомендуется:

  • во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные;
  • внимательно рассмотреть многоэтажный дом, или дом в котором проживает ребенок, сосчитать сколько в нем этажей, (если дом ребенка многоэтажный) на каком этаже он живет, вспомнить домашний адрес;
  • совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат, объяснив их значение;
  • рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив её особенности и предназначение.

Задание 2. Изменить слово «окно»:

В доме большое… .В доме нет… . Я подошел к … .Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы на … .

Задание 3. Отгадать загадку.

Кто уходит, кто приходит –

Все её за ручку водят. (дверь)

Задание 4. Игра « Назови, какой…»

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Задание 5. Составить предложения со словом СТОЛ,

Употребляя «маленькие» слова (предлоги) В, НА, ПОД, У,
А, ИЗ, К, МЕЖДУ (Например:
В столе, на столе, и.т.д)

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

                             ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.

Задание №1. «Изменить слова, отвечая на вопрос КОМУ?»

- Дай книгу кому? (брат)

- Дай ложку кому? (мама)

- Подари  куклу кому? (Маша)

- Завяжи ленту кому? (подруга)

Напиши письмо кому? (сестра)

Дай лекарство кому? (бабушка)

Задание №2. «Закончи предложение».

- Девочка дает сено кому?  (корова, коза, овца)

- Собака дает лапу кому? (мальчик)

- Мальчик сыплет зерно кому? (цыплята)

- Нина несет очки кому? (бабушка)

- Мама дарит куклу кому? (дочка)

- Папа подарил велосипед кому? (сын)

Задание №3. «Кому что нужно для работы»

А) - Удочка нужна кому? (рыбаку)

     - Указка нужна кому? (учителю)

     - Кисточка нужна кому? (художнику)

     - Лекарство нужно кому? (больному)

     -Ружье нужно кому? (охотнику)

Б) -  Кому для работы нужен градусник?

     -  Кому нужна расческа?

     -  Кому нужен огнетушитель?

     -  Кому для работы нужны весы?

     -  Кому нужна для работы поварешка?

                        СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Тема: « День космонавтики»

Родителям рекомендуется:

  1. Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

  1. Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

  1. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

  1. Составить предложение из слов: Ракета, космос, лететь, в.

  1. Игра: «Подбери признак»  Космонавт (какой?) - ….

  1. Игра: «Подскажи словечко».                             Понеслись к другой планете космонавты на…(ракете)

  1. Нарисовать рисунок на тему: «Космос»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

V областной форум для родителей «Большая перемена» Практикум «Использование компьютерных развивающих игр для коррекции речи детей дошкольного возраста» Проводит: учитель-логопед детского сада «Светлячок» Елена Анатольевна Козлова

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в развитии и коррекции речи дошкольников . Занятия детей на компьютере имеют большое значение и для развития мелкой моторики рук. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши и мышь, что развивает мелкую мускулатуру рук. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу.

Слайд 3

ВИДЫ ИГР Игры для развития правильного звукопроизношения Игры для развития умения узнавать и называть звуки Игры для развития и коррекции грамматического строя речи Игры для развития и обогащения словарного запаса ребенка Игры для развития и коррекции связной речи

Слайд 4

РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ Временные рамки: от 10 до 30 минут в зависимости от возраста ребенка Обязательный контроль взрослого Подбор игр в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка Расслабляющая гимнастика для глаз после пребывания ребенком за компьютером



Предварительный просмотр:

Ссылки на логопедические сайты для родителей

http://logoportal.ru/

http://logoburg.com/

http://www.solnet.ee/

Логопедический сайт «Болтунишка»

http://cherednik.ucoz.ru/dir/logopedija/19

http://www.liveinternet.ru/

http://www.ja-zdorov.ru/

http://boltushka-log2011.narod.ru/

http://www.logozavr.ru/

Баба Яга учится читать

Лунтик учит буквы и цифры

Маша и медведь – развивающие задания для малышей

Сайт «МЕРСИБО» - развивающий портал

 svetljcnok_dsZ@mail.ru – адрес сайта детского сада «Светлячок»

Ссылки на бесплатные онлайн развивающие игры для дошкольников

http://www.teremoc.ru/game/gamee_poznavatelnie.htm -

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/volshebnoe-koleso-zhivotnye

http://igraem.pro/online-pazly/pazl-nablyudatel/

http://kids.quicksave.su/20348-masha-i-medved.html

http://playshake.ru/game/igra-koza-dereza

http://klub-drug.ru.html

http://mumskids.ru/game/gameid/261

__________________________________________________________________

Ссылки на логопедические сайты для родителей

http://logoportal.ru/

http://logoburg.com/

http://www.solnet.ee/

Логопедический сайт «Болтунишка»

http://cherednik.ucoz.ru/dir/logopedija/19

     http://www.liveinternet.ru/

http://www.ja-zdorov.ru/

http://boltushka-log2011.narod.ru/

http://www.logozavr.ru/

svetljcnok_dsZ@mail.ru – адрес сайта детского сада «Светлячок»

___________________________________________________________________

Ссылки на логопедические сайты для родителей

http://logoportal.ru/

http://logoburg.com/

http://www.solnet.ee/

Логопедический сайт «Болтунишка»

http://cherednik.ucoz.ru/dir/logopedija/19

http://www.liveinternet.ru/

http://www.ja-zdorov.ru/

http://boltushka-log2011.narod.ru/

http://www.logozavr.ru/

 svetljcnok_dsZ@mail.ru – адрес сайта детского сада «Светлячок»

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...