Главные вкладки

    Логопедическое представление на младших школьников для ПМПК.
    методическая разработка по логопедии на тему

    Шиянова Марина Викторовна

    Удобно писать логопедическое представление на младших школьников имея под рукой подсказку с готовыми формулировками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логопедическое представление

    на обучающегося

    Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________

    _______________________________________________________________________

    Дата рождения _______________________________________________________

    Речевое  окружение  (недостатки  речи  у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________

    • речевая среда без особенностей;
    • двуязычие в семье;
    • у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
    • ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
    • речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
    • недостатки речи  у близких родственников (указать, какие);
    • нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются);
    • процесс воспитания под контролем  или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания;
    • не уделяется достаточного внимания внешнему виду;
    • недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);
    • родители не интересуются жизнью класса.

    Занятия с логопедом в дошкольном возрасте ______________________________

    ___________________________________________________________________

    Устная речь:

    фонематическое восприятие ____________________________________________

    ____________________________________________________________________

    • нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);
    • дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные  или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);
    • правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки  или  неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса…).
    • при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;
    • затрудняется в определении или  правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
    • способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
    • способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)
    • наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
    • фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).
    • фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки,  в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).

    звукопроизношение ___________________________________________________

    • Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный  ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.
    • Звукопроизношение не нарушено.
    • Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…

    состояние словаря ____________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    • Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
    • Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
    • Пассивный словарь детей шире активного.
    • Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
    • Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
    • Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
    • Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
    • Несформированны отношения антонимии и синонимии.
    • Низкий уровень практических обобщений.
    • Трудности понимания и употребления лексики.

    грамматический строй речи _____________________________________________

    _____________________________________________________________________

    а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

    б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:

    • ошибки в употреблении сложных предлогов;
    • в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

    в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

    г) Грубые нарушения:

    • в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
    • составляет предложения по опорным словам;
    • сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );
    • сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
    • ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
    • наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);
    • неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);
    • отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);
    • аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);
    • неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
    • соответствует особенностям умственного развития детей младшего  школьного  возраста.
    • понимает и употребляет предлоги;
    • использует приставки при образовании существительных и глаголов;
    • общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;
    • примитивность синтаксических конструкций;

              Виды нарушений:

    1. изменение существительных по падежам;
    2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
    3. образование множественного числа существительных,
    4. образование прилагательных от существительных,
    5. образование приставочных глаголов;
    6. понимание предложно-падежных конструкций  (другие)                                                                                          

    связная речь __________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    Рассказ по серии сюжетных картинок.

    Критерий смысловой целостности

    • Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
    • Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
    • Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
    • Отсутствует описание ситуации.

    Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

    • Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
    • Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
    • Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
    • Рассказ не оформлен.

    Пересказ прослушанного текста.

                                                           Горошины.

    В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

    Критерии смысловой целостности.

    • Воспроизведены все смысловые звенья
    • Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
    • Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
    • Невыполнение.

    Критерии лексико-грамматического оформления

    • Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
    • Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
    • Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
    • Пересказ недоступен.

    Критерии самостоятельности выполнения.

    • Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
    • Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
    • Пересказ по вопросам.
    • Даже по вопросам пересказ недоступен.

    Письменная речь:

    чтение ________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    • Не сформировано.    
    1. Техника чтения:
    • побуквенное;
    • послоговое;
    • соответствует / не соответствует возрасту;
    • автоматизированное / неавтоматизированное;
    1. Дыхание при чтении:
    • правильное /неправильное;
    • с интонациями;
    • нарушение ритма дыхания.
    1. Выразительность.
    • Монотонное / выразительное.
    1. Понимание прочитанного.

    В полном объёме /затруднено. 

    письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • не сформировано;
    • отсутствие орфографических ошибок;
    • при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
    • в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;
    • графические ошибки:
    • пропуск элементов или лишние элементы;
    • сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
    • трудности в удержании строки;
    • постоянные колебания наклона и высоты букв;
    • несоответствие элементов букв по размеру;
    • раздельное написание букв внутри слова;
    • трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);
    • замены рукописных букв печатными;
    • необычный способ написания букв, особенно прописных;
    • устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;
    • замены букв у – ч, д - б, д - в.
    • невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
    • специфические ошибки:
    • персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий;
    • пропуски букв и слогов;
    • антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок;
    • контаминации (слипание) слов;
    • отсутствие выделения начала предложения;
    • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
    • нарушение порядка букв;
    • тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);
    • трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
    • орфографические ошибки
    • умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
    • темп письма медленный.

    Заключение: ___________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    • Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
    • Второе полугодие 1 класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
    • Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.
    • Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

    Заключение для ЗПР :

    • (1 кл.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР  (ФФН, ФН).
    • (2 - 3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
    • (перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

    Рекомендации: _________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

    Занятия с логопедом, направленные на

    развитие слухового восприятия.

    развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

    определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов              с заданной фонемой.

    развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

    стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

    работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

    коррекция звукопроизношения:_____________________________

    воспитание кинестезий, необходимых для речи.

    развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

    развитие грамматического строя речи.

    развитие понимания речи.

    развитие слухо-зрительного внимания.

    развитие памяти (слухоречевой, зрительной).

    формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

    формирование элементарных математических представлений.

    развитие крупной /мелкой моторики.

    Дата __________             _____________________________

                                                             (Ф.И.О. учителя-логопеда)

    Директор __________________                             _______________                  

                                     (Ф.И.О. руководителя)                                                          (Подпись)       

             М.П.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи

    В статье рассаматриваются вопросы формирования пространственно-временных представлений у детей и методы и приемы коррекционной работы....

    Логопедическое представление для ПМПК

    пример написания логопедического представления на ребенка для ПМПК...

    Сценарий театрализованного представления для старших дошкольников и младших школьников "Сказка за сказкой"

    Сценарий музыкальной сказки "Сказка за сказкой"В этой сказке мальчик Вовка путешествует во сне по сказкам, встречается со сказочными героями. Встреча сними помогла ему осознать некоторые свои ошибки ...

    Логопедическое представление для ПМПК

    В документе представлены не только бланк "Логопедического представления", но и даны варианты ответов по всем пунктам. Кроме того "предсталения " разделены по уровням и заключениям речевых нарушений....

    Сценарий Новогоднего представления для младших школьников

    Сценарий Новогоднего представления для младших школьниковДействующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, ведущие, 2 зайчика,Лисичка,  Баба Яга, Огонь...

    Пример заполнения логопедического представления на ПМПК

    Одно из базовых профессиональных умений логопеда, без которого невозможно грамотное и результативное логопедическое воздействие - это проводить логопедическое обследование и интерпретировать его резул...