Возрастные этапы фомирования звукопроизношения
методическая разработка по логопедии на тему

Кравченко Юлия Владимировна

2 ГОДА:

Ребёнок усваивает губные звуки (П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ), губно-зубные (Ф, ФЬ, В, ВЬ), переднеязычные (Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Свистящие (С, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, РЬ, Л) он обычно или пропускает, или заменяет: С на СЬ, ФЬ; З — СЬ, В; Ц – ТЬ; Ш – СЬ, ТЬ; Ж – СЬ, ДЬ; Ч – ТЬ, Щ – ТЬ, Р – ЛЬ.

Основная задача для детей этого возраста – РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ и РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики), ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ К ЗВУЧАЩЕМУ СЛОВУ, РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. С ребёнком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчётливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Ребёнок будет говорить так, как говорят вокруг нег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_etapy_formirovaniya_zvukoproiznosheniya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные этапы формирования звукопроизношения

2 ГОДА:

Ребёнок усваивает губные звуки (П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ), губно-зубные (Ф, ФЬ, В, ВЬ), переднеязычные (Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Свистящие (С, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, РЬ, Л) он обычно или пропускает, или заменяет: С на СЬ, ФЬ; З — СЬ, В; Ц – ТЬ; Ш – СЬ, ТЬ; Ж – СЬ, ДЬ; Ч – ТЬ, Щ – ТЬ, Р – ЛЬ.

Основная задача для детей этого возраста – РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ и РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики), ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ К ЗВУЧАЩЕМУ СЛОВУ, РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. С ребёнком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчётливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Ребёнок будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребёнок говорить культурно и грамотно.

3 ГОДА:

Звуки произносятся смягчённо: «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно чётко, часто совсем не произносятся: «абака» — собака, заменяются С – Ф: «фолнце» — солнце, З – В: «ваяц» — заяц, С – Т: «тобака» – собака, Ц – Т: «тветок» — цветок. Шипящие произносятся недостаточно чётко, заменяются свистящими: «Ш – С – Ф» («сапка», «фапка» — шапка), «Ж – З – В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа» — лампа). Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул» — стул, перестановки «шапля» — шляпа, добавление звуков «реблята» — ребята, уподобление одного звука другим «бабака» — собака.

В этом возрасте важно продолжать РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ и РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (регулярное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики с усложнением), РЕЧЕСЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.

4 ГОДА:

У ребёнка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягчённое произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Недочёты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно. Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так: «Шаша шушила шубу на шолнышке». Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет чёткой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают. Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся нечётко, не все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

В этом возрасте продолжаем РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ и РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (регулярное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики с усложнением), ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МЕЛКУЮ МОТОРИКУ, ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

К концу пятого года жизни все дети должны пройти ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ У ЛОГОПЕДА.

5 ЛЕТ:

На шестом году жизни ребёнок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но ещё встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры. Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определёнными группами звуков, например, слова: сушка, шоссе произносятся как «шушка, шошше», «Шла Саша по шоссе» как «Шла Шаша по шошше». Причиной неправильного произношения звуков, нечёткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка. Этот период считается самым своевременным для начала индивидуальных занятий с логопедом.

В этом возрасте ведём активную работу по ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ, РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

6-7 ЛЕТ:

В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребёнок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Этапы исправления звукопроизношения

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его...

" Этапы исправления звукопроизношения"

1 ЭТАППОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙСтупень первая:Создание психологической готовности к вызыванию звука (мотивация, интерес к данному виду деятельности, способность воспринимать инструкции, определённый уровень сф...

этапы исправления звукопроизношения

Плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей....

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Мы идем в огород».

Продолжаю публикацию конспектов логопедических занятий на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения. Этот конспект показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с ...

Возрастная периодизация по Э.Эриксону. Позитивные и деструктивные новообразования на каждом возрастном этапе.

Согласно теории выдающегося психолога Эрика Эриксона, корни психологических проблем лежат не в событиях, которые случились ранее в нашей жизни, а в игнорировании или невозможности разрешения воз...