"Дифференциация звуков С-Ц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Золотарева Алина Сергеевна

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif_s-ts_moy.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

"Дифференциация звуков С - Ц"

Цели и задачи:

  • развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков "С" и "Ц"
  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков "С" и "Ц"
  • уточнение и расширение словаря на тему "Животные"
  • развитие внимания, восприятия, памяти, мышления
  • развитие слухового анализа и синтеза
  • продолжать обучать навыкам словоизменения и словообразования

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Здравствуйте, дети!

К нам сегодня пришли 2 гостя. Но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадки:

    Солнца яркого боится,

    Ночью - хищник эта птица,

    Ловко мышь найдет в траве.

    Говорим мы о...

Верно. Сова принесла нам в клювике звук. С этого звука начинается ее название. Какой это звук?

Давайте вспомним, когда мы произносим звук "С", что делают наши губы?

Где находится кончик языка?

Какая воздушная струя?

Горло звенит?

Значит какой это звук: звонкий или глухой?

Во рту образуется преграда?

Значит этот звук согласный или гласный?

Звук "С" бывает мягким?

А теперь давайте угадаем, кто наш второй гость:

    Весь я золотистый,

    Мягкий и пушистый.

    Я курицы ребенок,

    Зовут меня...

Он тоже принес нам свой любимый звук. На какой звук начинается слово "цыпленок"?

Когда мы произносим звук "Ц", что делают наши губы?

Где находится кончик языка?

Какая струя воздуха?

Звенит ли горло?

Значит какой это звук: глухой или звонкий?

Образуется во рту преграда?

Значит этот звук какой?

Звук "Ц" бывает мягким?

Скажите, чем же отличаются звуки "С" и "Ц"?

А что у этих звуков общего?

Сова и цыпленок хотят с нами поиграть. Когда я буду произносить слова, вы должны поднимать таблички с совой, если услышите звук "С" и таблички с цыпленком, если услышите звук "Ц":

- овца, оса, свет, пыльца, полоса, цапля, сабля, колесо, кольцо, цена, сено.

А теперь послушайте предложение и назовите все слова, которые запомните со звуком "С", а потом со звуком "Ц":

- Соня выпила целый стакан сока.

- На акации сидела синица.

- Заглянет солнце к нам в оконце, и целый день сияет солнце.

А теперь нам нужно будет найти слова, которые заблудились:

Заблудиться может каждый,

Даже кто-то очень важный.

Взрослый или же ребенок,

Белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось, испугалось и закрылось. Среди прочих слов оно

На звук "Ц" всего одно:

- сок, цена, сосна, слива

- цветок, сабля, сосулька, смех

- сова, сон, стена, царь

А теперь ищем слова на звук "С":

- цветы, Света, цель, цифра

- сон, цена, цепь, цапля

- цыпленок, цемент, сук, цвет

Слова мы нашли, но они все перемешались. Давайте поможем сове и цыпленку навести порядок. Все картинки, в названии которых есть звук "С" отдадим сове, а те, в названии которых есть звук "Ц" - цыпленку.

Давайте проверим, правильно ли мы их расставили...

А сможем навести еще больший порядок? Давайте определим, в начале, в середине или в конце слова стоит нужный звук...

А сейчас давайте отдохнем. Вставайте в ряд, повторяйте за мной движения и отвечайте на мои вопросы словами "Вот так!":

    Как живешь?

    Вдаль глядишь?

    Ждешь обед?

    Машешь вслед?

    Утром спишь?

    А шалишь?

Теперь я буду кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны закончить слово слогом "сы" или "цы" и бросить мне мяч обратно:

О..(сы), воло..(сы), ов..(цы), рель..(сы), ножни..(цы),

зай..(цы), но..(сы), кури..(цы), ве..(сы), пугови..(цы), бу..(сы), молод..(цы)

Пойдемте сядем, а то наши птички заскучали.

Посмотрите, какие у нашей совы большие глаза! Как можно назвать ее одним словом?

А у цыпленка желтая грудка. Он...

У коровы длинные ноги, она...

А у зайца длинные уши. Он...

У коня длинная грива, он...

А у лисы длинный хвост, она...

У волка острые зубы, он...

У козы большие рога, она...

Ну вот наше занятие и закончилось. Давайте попрощаемся... с кем? (показывает картинки)

Скажем "До свиданья"...кому?

А кого еще позовем на наши занятия?

- сове

- "С"

- улыбаются

- внизу

- холодная, длинная

- нет

- глухой

- да

- согласный

- да

- Цыпленок

- "Ц"

- растягиваются в улыбку

- внизу

- холодная, короткая

- нет

- глухой

- да

- согласный

- нет

- воздушная струя при произнесении звука "С" длинная, а при произнесении звука"Ц" короткая, звук "С" бывает твердым и мягким, а звук "Ц" всегда твердый

- расположение губ, языка, оба глухие, согласные

- поднимают нужную табличку

- послушав предложение называют сперва все слова со звуком "С", а затем после повторного прослушивания предложения называют все слова со звуком "Ц"

- цена

- цветок

- царь

- Света

- сон

- сук

- дети по очереди раскладывают картинки на фланелеграфе

- определяют место звуков "С" и "Ц" в слове и переставляют картинки на фланелеграфе

(повторяют движения за логопедом)

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

Бросают мяч логопеду, называя слово полностью

- большеглазая

- желтогрудый

- длинноногая

- длинноухий

- длинногривый

- длиннохвостая

- острозубый

- большерогая

- с козой, с лисой, с волком...

- собаке, коню, корове...

- зайца, цыпленка, сову...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...