Диагностика речевого развития
методическая разработка по логопедии на тему

Пузакова Ирина Михайловна

Разработанный материал поможет учителям-логопедам в проведении диагностики  детей с речевыми нарушениями, поможет выявить уровень речевого развития и составить индивидуальный образовательный маршрут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_rechevogo_razvitiya.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение                 «Детский сад» Антошка»

              Проведение диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

                                                     

                                                                                                                              Учитель-логопед: Пузакова И.М.

Город  Абакан 2016 год

 Эффективность работы логопеда и других педагогов, работающих с дошкольниками, зависит от того , насколько правильно и грамотно будет проведена диагностика речевого развития. В настоящее время существует достаточно широкий выбор  дидактического и методического  обеспечения  для логопедического обследования. В своей работе я использовала технологию логопедического обследования О.Е. Грибовой, Коненковой И.Д. В настоящее время я использую методику обследования Нищевой Н.В. Это логопед-практик, которая разработала систему коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В эту систему входят  адаптированные программы на разные возраста, конспекты подгрупповых занятий и разработанная речевая карта обследования детей, рассчитанная на три года обследования. Эта речевая карта позволяет выявить у детей  все компоненты речевого  недоразвития, а затем  составить  маршрут индивидуального речевого развития. В помощь педагогам для проведения обследования по речевому развитию рекомендую следующие методики обследования:

Изучение коммуникативно-речевых умений :

1Предварительная беседа (как тебя зовут? с кем ты дружишь? в какую игру ты любишь играть? о чем ты любишь разговаривать? кто тебе читает книжки?)

2.Игровая ситуация (Представь, что я пришла к вам в группу, как ты меня встретишь, что можешь рассказать?)

3. Диалог по картине ( У  меня есть картинка.  Хочешь,  я  расскажу тебе, что здесь произошло,  только ты должен задавать мне вопросы, а я тебе отвечу)

Изучение развития словарного запаса:

1.словарь предметов  (  Что это? Дается  картинный  материал)

2.словарь глаголов ( Солнышко светит, греет, заходит, а что делает зайчик? рыба? ребенок? мама? самолет? )

3.  словарь  наречий ( На картине мальчик смеется.  Как он смеется? (весело, громко, тихо, радостно)

4.  подбор  определений  (дается картинка с предметом: пальто, яблоко, дом, рубашка, лиса,  зима, какое пальто?  Какой  дом?  Какая  рубашка? )

5. словарь многозначных слов (У куклы ручка, у двери ручка, у чашки ручка, у сумки ручка, а у каких предметов есть ножка? язычок? носик? горлышко?)

6.словарь притяжательных местоимений( предлагается картинка дома. Вот дом. Я живу в этом доме. Значит это чей дом? В доме живешь ты. Чей это дом?Вот еще дом. Внем живет он. Чей это дом? Вэтом доме будем жить мы. Чей это будет дом?)

7. словарь синонимов (Показ картинки с бабушкой. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать старушка. Назови по – другому:  дети, дом, врач, грустный, большой, шагает, плачет)

8 . словарь антонимов ( Послушай слова: большой- маленький. Давай поиграем в игру «Наоборот»: жара -…,тишина -…, чистый -…. Мокрый -…. Больной -…. Смеяться -…. Говорить -….медленно -…)

9. словарь обобщений (игра «Назови одним словом» кошка, собака, корова свинья; юла, кукла, грузовик, мяч; лук, огурец, помидор, капуста;)

Изучение сформированности  грамматического строя речи:

1.Проверка общего уровня языковой компетентности: « Послушай и повтори как я»  ( Дети, ложитесь спать! В саду росло много яблонь.  Цветы  засохнут,  если их не  поливать)

2. Игра «Исправь мою ошибку» (Я люблю мама. Мальчик рисовает красками. Петя ест спелый яблок. В море плавают рыбка. У кошки родились  котенки)

3. проверка умения строить предложения. (послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно  составить предложение »Мама любит дочку», а теперь я скажу другие слова, а ты составь из них предложение: Ребята, гулять, лес; Мама, сливы, купить;  дочка; Малыш, бабушка, коляска, укладывать)

4. проверка употребления существительных  множественного числа в именительном и родительном падежах: игра »Один-много»( Рука -руки, глаз -глаза, ухо -уши, стул - стулья, карандаш- карандаши. Гусенок - гусята, медведь- медведи)

Игра  « Чего не стало?» ( рук,  глаз,  ушей, стульев, карандашей, гусят, медведей).

5. проверка усвоения предлогов: Демонстрируя действия, педагог задает вопросы:  (где стоит коробка?  Где лежит игрушка? Откуда я достаю? С чем бывает  бутерброд?)  (На, В, ИЗ, ПОД, С, НАД, ОКОЛО)

6. проверка словообразования: У кошки –котята, а у …козы, коровы, свиньи, курицы, утки, льва?

Изучение звукопроизносительной стороны речи:

звуки

произносит

замена

искажение

пропуск

с

+

сь

+

з

+

зь

+

ц

_

ч

_

щ

+

Ш

-

Ж

-

Л

-

ль

+

Р

-

рь

-

Ребенку предлагают назвать  предметы на картинках или повторить за педагогом слова или фразы. Ответы фиксируются в таблицу.

Изучение сформированности слоговой структуры слов:

1.Послушай и повтори за мной:( бегемот, сосна, сковорода, пингвиненок, фотографирую).

2. Повтори за мной предложение:  ( Хоккеисты  выиграли турнир. Чистильщик чистит обувь)

Изучение навыков фонематического анализа:

1.игра «хлопни в ладоши , если услышишь звук «А»(А, О, У, А, И, А, Э, Ы)

Па –ой –ав –вы –ай -ух; Алик ,жук, конь, мак, Аня, арбуз)

2.Игра »Какой звук первый? последний? посерединке? (Оля, Алла, Уля; кот, дом)

Изучение сформированности связной речи :

 1.предлагается пересказ адаптированного текста, очень простого по содержанию. (Чтение текста педагогом, беседа по вопросам, повторное чтение рассказа с установкой на пересказ,  пересказ самим ребенком).

2.предлагается описать предмет или картину(Расскажи мне пожалуйста, Давай сравним .какой у тебя какой у меня? А как ты провел выходные?Что было сначала, а что потом?) Естественно ребенку не надо предъявлять все виды заданий. Если ребенок составляет развернутые рассказы без наглядных опор, это свидетельствует о достаточном уровне сформированности связной речи.

       Таким образом, учитывая все показатели речевого развития, педагогами составляется индивидуальный план работы или маршрут индивидуального развития, который поможет скорректировать недостатки в речевом развитии. С этим индивидуальным планом нужно обязательно познакомить родителей, объяснить им, какие есть недостатки в речи ребенка и затем рекомендовать необходимые игры, которые помогут решить речевую проблему у ребенка.

Индивидуальный план работы.

Фамилия,имя ребенка  __Андреев Семен__________________________________________

Направления коррекционной работы

Сентябрь -ноябрь

Декабрь -февраль

Март -май

Совершенствование функций артик-го аппарата

Подготовка арт-го аппарата к произношению шипящих звуков

Совершенствование темпо-ритмической и интонационной организации речи

Игры:»Тихо-громко», проговаривание потешек, загадок, стишков

Формирование навыков правильного  звукопроизношения

Постановка звука (К),автоматизация в слогах и словах

Формирование слоговой структуры

Отработка дву и трехсложных слов (кеды, грибы,ботинки, посуда)

Актуализация и обогащение словарного запаса

По темам: овощи, фрукты, осень, грибы, игрушки, одежда, обувь, посуда

Формирование навыков правильного грамматического оформления речи

Игры «Назови ласково», «Один-много», «Болшой-маленький»

Формирование связной речи

Составление описательных рассказов по всем лексическим темам

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.

Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.Методика обследования звуковой стороны речи детей.а)  Общие принципы обследованияб)  Материал для обследо...

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей,...

Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

«Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...