Проект "Зимующие птицы"
проект по логопедии на тему

Для получения новой информации о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.52 КБ
Файл prilozhenie_1.docx23.44 КБ
Файл prilozhenie_2.docx596.18 КБ
Файл prilozhenie_3.docx15.14 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.

Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.

Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: воспитанники логогруппы, их родители, воспитатели группы.

Цель проекта: получить новую информацию о зимующих птицах, изготовить кормушки для птиц (совместно с родителями)

Задачи проекта:

1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

2. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах.

3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

5. Обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

Презентация «Проект «Зимующие птицы»

Основные методы реализации проекта:

– определение темы, постановка цели и задачи;

– определение методов и приёмов работы;

– диагностирование экологического воспитания;

– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

– подбор материала для творческого труда;

– составление перспективного плана.

Основные формы реализации проекта:

– игровая;

– познавательная;

– продуктивная;

– работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Рисунки, поделки детей, фотографии, кормушки.

Обеспечение:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– альбом «Зимующие птицы»;

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения.

Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»

Декабрь

Неделя

Содержание работы

Цели

 

Первая

Прогулка по территории детского сада.

Научить различать и называть зимующих птиц.

Беседа: «Почему зимой птиц стало меньше?».

Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.

Познавательное занятие «Птицы зимой».

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т.д.), классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т.д.) и перелетных (ласточка, грач и т.д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания.

Рисование «Птицы зимой».

Развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.

Художественное слово: В. Берестов «О чём поют воробушки».

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.

 

Вторая

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы» (Приложение № 1 ).

Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, обогатить словарный запас слов по данной теме.

Лепка «Снегирь на ветке» (Презентация).

Обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.

Дидактическая игра «Птичья столовая».

Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Рассматривание птичьих следов.

Научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов).

Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

 

Третья

Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ логопеда о зимовке птиц.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями. (Презентация).

Учить детей изготавливать кормушки, прививать любовь к птицам.

Фото-конкурс  «Покормите птиц зимой» совместно с родителями. Кормление птиц (Презентация).

Наблюдение за птицами в естественной среде, за их поведением во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. Воспитание гуманного отношения к пернатым.

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и синицы»,

Сочинение рассказов, стихов совместно с родителями (Презентация).

Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

Чтение рассказа

Е. Чарушина «Воробей».

Воспитание любви к природе через художественное слово.

 

Четвертая

Экскурсия по «экологической тропе».

Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Подвижная игра:

«Воробьи и вороны»

Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года».

Научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.

Аппликация «Какие птицы живут в зимнем лесу».

Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус.

Загадки по теме «Зимующие птицы» (Приложение №2).

Развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

Экологическая сказка «Воробышек»

(Приложение №3).

Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.

 

Результаты реализации проекта

В ходе реализации данного проекта у детей:

– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;

– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Презентация «Проект «Зимующие птицы»



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи.

Тема: "Зимующие птицы"

Цели:

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц  выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок – 
Получается прыжок. (
Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (
Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (
Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды – 
С первым снегом 
Тут как тут! (
Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (
Ворона.)

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (
Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (
Сова.)

2. Введение в тему

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети: 
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев – 
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились, 
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

6. Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении воспитатель помогает детям.

Слова:  птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед  предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед  предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

 Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Загадки о зимующих птицах

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять   (снегирь).

Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её   (сорока).

Серых перьев комок

На морозе продрог,

Скачет по дорожке,

Собирает крошки     (воробей).

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её? (синичка).

Северные гости

Клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки, 

На головках хохолки!  (свиристели)



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Экологические сказки

Сказка 1. «Воробышек»

Жил-был маленький воробьишка. Когда пришла зима, ему труднее стало добывать себе пищу, потому что стало холодно и вся земля покрылась снегом. Воробьишка часто сидел в своём домике, прячась от холода, и ему очень хотелось кушать. Но ребята из детского садика сделали кормушки, в которые детишки постоянно подсыпали зёрнышки. Воробьишка узнал об этом и стал прилетать на кормушки кушать. Зима для него прошла незаметно.

Налимова Полина

Сказка 2. «Семейка Полли»

Жила была семейка простых серых воробьёв. Жили они в гнезде на самой большой сосне в дремучем лесу. Семейка Полли, так их называли лесные обитатели, состояла из мамы Полли, папы Полли и двух маленьких непоседливых воробышков, тоже Полли. Каждое утро мама и папа Полли улетали за червячками для своих детишек. Весь день воробышки ждали их. Под вечер мама и папа прилетали с едой и кормили своих деток. С наступлением ночи все дружно чистили клювы и перья и укладывались спать.

Так шли день за днём до наступления зимы. Воробьям - родителям стало трудно находить еду, они часто стали прилетать с пустыми клювами. Всем было холодно и голодно. Семейка Полли могла погибнуть. Но произошло чудо: как-то воскресным утром мимо их сосны пролетала сорока и увидела замерзающую семейку Полли. Воробышки прижимались к родителям и дрожали. Сороке стало жаль их, и она рассказала им о детском саде, в котором ребята своими руками сделали кормушки для птиц, о том, что дети каждый день насыпают туда корм и ждут крылатых гостей. Также сорока похвасталась, что она уже летала туда и может показать дорогу. И все вместе они полетели к детскому саду. Как же воробьи были рады видеть множество красивых кормушек с вкусной едой. Наевшись досыта, семейка Полли весело чирикала - это она благодарила ребятишек за то, что они не оставили их зимой в беде. Теперь им не страшна зима со своими морозами. Они точно знают: весна придёт!

Кузнецова Вика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Звездочка» Авторы проекта: Учитель-логопед Черноглазова И.В. воспитатель старшей группы Оконова Т.М. "Зимующие птицы" ПРОЕКТ 2014-2015 учебный год

Слайд 2

О ПРОЕКТЕ Тип проекта: информационно-практико-ориентированный Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитат ели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

Слайд 3

Проблема: Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, о их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Актуальность

Слайд 5

Цель: получить новую информацию о зимующих птицах, изготовить кормушки для птиц с родителями. Задачи: Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах. 3.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 4 . Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. 5. Обогащение и активизация словаря в рамках темы

Слайд 6

Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной ( практический) III этап- заключительный

Слайд 7

I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Анкетирование родителей. Перспективное планирование проекта. Накопление методических материалов по проблеме.

Слайд 8

II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Слайд 9

Домашние задание родителям Изготовить совместно с ребенком кормушку. Подобрать корм, развивать словарный запас по теме проекта. Подобрать загадки о зимующих птицах. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Вместе с детьми придумать экологическую сказку по теме проекта. Наблюдение на прогулках за птицами (внешний вид, среда обитания и т.д.).

Слайд 10

Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Подвижная игра «Воробьи и вороны» Дидактические игры Четвёртый лишний» «Закончи предложение» «Назови ласково» «Накорми птиц» «Птичья столовая»

Слайд 11

Познавательная деятельность Формирование целостной картины мира: Тема: «Зимующие птицы» Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам.

Слайд 12

Беседы: « Почему зимой птиц стало меньше? » . « Пользу или вред приносят птицы? » . « Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? » .

Слайд 13

за синицей за вороной за снегирем за голубем за сорокой ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ: - исследование различного оперения птиц с помощью лупы; - рассматривание птичьих следов на снегу. Наблюдение за птицами зимой

Слайд 14

Развитие речи Чтение рассказов: М. Горького « Воробьишко » , Е . Чарушина « Воробей » , Н.И. Сладкого «Синичкина кладовая», К.Д. Ушинского «Дятел» Художественное слово: В. Ю. Берестов « О чём поют воробышки » . Творческое рассказывание: Презентация экологической сказки « Воробышек » ; отгадывание загадок по теме « Зимующие птицы » . Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц. Сочинение рассказов, стихотворений Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Слайд 15

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Совместное изготовление кормушек детьми и их родителями . Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

Слайд 16

Изготовление кормушек

Слайд 17

Фото-конкурс «Покормите птиц»

Слайд 18

Фото-конкурс «Покормите птиц»

Слайд 19

Сочинение рассказов, стихотворений

Слайд 21

III этап - заключительный • Оформление результата проекта в виде презентации. • Фотовыставка «Покормите птиц зимой» • Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц».

Слайд 22

Результаты реализации проекта В ходе реализации данного проекта у детей: • обогатилась предметно-развивающая среда в группе; • сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю; • дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях; • родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....