Конспект занятия в подготовительной группе для с ОНР по теме "Родственные слова".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Александрина Ирина Николаевна

Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.

Можно предложить следующую последовательность ознакомления детей с родственными словами.

  1. Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.
  2. Упражнения в определении родственных слов в тексте.
  3. Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
  4. Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Детям объясняется, что есть слова-родственники. Эти слова чем-то похожи друг на друга. Чем же? Во всех словах повторяется общая часть. Слова-родственники должны звучать похоже. В семье родственники похожи друг на друга. Вы похожи на своих мам, пап, бабушек... Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_rodstvennye_slova.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Формирование словарного запаса. Родственные слова.

Цель.

 1.Уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения родственных слов.

2. Учить выделять родственные слова из текста.

3. Учить самостоятельно подбирать родственные слова и употреблять их в составе предложений.

Оборудование: сюжетная и предметные картинки к стихотворению «Солнечное», сюжетная и предметные картинки к рассказу «Дружная семейка», конверт с загадками от слов-родственников.

                                                 Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям повторить за ним пары слов и сесть.

лес - лесок                        лесок - лесник                    лесник - лесной

гриб - грибок             грибок - грибник                    грибник - грибной

рыба - рыбка             рыбка - рыбак                              рыбак - рыбный

П. Постановка цели.

Сегодня мы познакомимся с интересными словами.

1.Чтение рассказа «Дружная семейка».

   В роще под березой вырос гриб-великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растет еще один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился березовый лист, и из-под него показался грибочек-малыш. Улыбнулся гриб- великан: «Все на меня похожи...» Но тут послышались веселые голоса, это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!

Читая рассказ, логопед выставляет на доске предметные картинки к родственным словам.

ГРИБ - ГРИБОК - ГРИБОЧЕК - ГРИБНИКИ - ГРИБНОЙ СУП

Потом еще раз сам называет картинки и говорит, что гриб-великан был прав. Все слова звучат похоже, в них есть общая часть «гриб».

2. Объяснение смысловой общности слов.

Совместно с детьми выясняется значение слов.

ГРИБ - это растение.

ГРИБОК - это маленький гриб.

ГРИБОЧЕК - так ласково называем маленький грибок.

ГРИБНИКИ - это люди, которые собирают грибы.

ГРИБНОЙ  - суп, который сварили с грибами.

3. Вывод.

Такие слова называются словами-родственниками, живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть.

Ш. Упражнение детей в определении родственных слов в текстах и самостоятельном их подборе.

1. Внимательно послушать рассказ «Дружная семейка» еще раз и назвать другие слова-родственники, которые в нем есть.

Дети выделяют слова «береза» и «березовый».

а) логопед предлагает детям еще вспомнить слова, похожие на слово «береза».

Как мы скажем, если береза маленькая?       - березка.

Как ласково березку назовем?      - березонька.

Что за гриб-великан рос под березой?    - подберезовик.

Как будет называться грибок-малыш?  - подберезовичек.

2. Выбор родственных слов из стихов.

Слова-родственники прислали нам стихи-загадки. Логопед показывает детям конверт, достает письмо и читает:

«Мы слова похожие,

Как родственники схожи.

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой!»

а) Логопед читает стих «Солнечное» и просит найти в нем слова- родственники.

Солнышко утром проснулось,  

Солнечно всем улыбнулось.

Будет солнечный день –

Подсолнух не прячется в тень.

Солнце по небу гуляет,

Подсолнух за ним наблюдает.

Подсолнечный свой наряд

Солнцу показывать рад...

Дети выделяют слова, а логопед подкрепляет их ответы предметными картинками

б) Отгадать загадку.

Белый мороз

К палочке прирос.

Молочное, шоколадное

И всегда прохладное.

(Мороженое)

в) Найти в тексте загадки слово- родственник.

г) Самостоятельно подобрать слова- родственники к слову «мороз».

Дети подбирают следующие слова: морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко.

Если задание вызывает затруднение, то логопед помогает детям вопросами.

Как назовем сильный мороз?   - морозище.

Как ласково назовем мороз?     - морозец.

Что можно сделать с продуктами в холодильнике? - заморозить.

Если мороз сильный, то нос можно...  - отморозить.

Как называется сказочный герой? - Морозко.

IV. Динамическая пауза.

Игра с мячом «Раз, два, три, четыре, пять! Идем родственников звать».

1. Вспомнить и назвать фруктовые, ягодные и овощные соки.

яблоко - яблочный

слива - сливовый

вишня - вишневый

морковь - морковный        И т. п.

2. Назвать крупу, из которой сварили кашу.

гречневая  - гречка

рисовая  - рис

пшенная  - пшено        И т. п.

V. Упражнение детей в употреблении родственных слов в составе предложений.

1. Составить  предложения  со  словами-родственниками  с  помощью  предметных картинок.

На доске картинки: солнце, солнышко, солнечный день, подсолнух, подсолнечное масло.

Яркое солнце показалось из-за тучи.

В солнечный день ребята загорали у реки.

На нашем огороде вырос высокий подсолнух.

Маша пошла в магазин за подсолнечным маслом.

VI. Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, слушать слова, которые он будет говорить, и «рисовать» картинку. Потом просит назвать одно слово, которое не подходит ко всем остальным.

Цепочки слов:

  • пастух – пастушок – послушный – пастуший – пасет
  • булка – булочка – булочник – хлеб – булочная
  • кот – котик – каток – котище – котеночек

Совместно с логопедом дети объясняют выбор лишнего слова.

VII.        Итог.

Мы познакомились со словами-родственниками. Какие вы запомнили «дружные семейки»? Дети называют цепочки из 2-х - 4-х родственных слов. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Слова-предметы (живое-неживое)

Целю данного занятия является- формироватние понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Дети учатся  задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленн...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»

Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....

Конспект занятия в подготовительной группе « Волшебные слова»

Обучение детей говорить вежливые слова,Ю быть воспитанными...

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Колыбельная из двух слов»

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Колыбельная из двух слов»Составила: Лобжанидзе Р.Р.Цель:   формирования у детей  знаний о самом важном орган...