ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Использование компьютерных технологий в повседневных занятиях дало положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, т.е. по всем направлениям работы логопеда.
Плюс это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением.
Эффективно повысилось желание у детей заниматься.зования с помощью элементов информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_kompyuternyh_igr_dlya_stati.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Учитель-логопед
ГБОУ СОШ №11структурное подразделение
«Детский сад «Надежда»
г.Новокуйбышевск
Сальникова Галина Владимировна
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Приоритетная задача применения новых информационных технологий в логопедии – это преобразование их среды обитания, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Включение их в индивидуальную программу обучения каждого ребенка создает большую мотивацию и психологический комфорт, а также, представляет воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Адаптировав компьютерные игры, я включила их в повседневные занятия. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексикограмматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.
Познакомимся с наиболее интересными компьютерными программами и играми.
Программа «Домашний логопед» - практический курс.
Данный мультимедийный диск рассчитан на работу с детьми от 2-х лет.
Этот диск содержит:
- Раздел - Советы родителям как организовать дома занятия по профилактике речевых нарушений. Это артикуляционная гимнастика, мелкая моторика, развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.
- Раздел посвященный гласным звукам и 3 Раздел посвященный согласным звукам. В них описаны правильная артикуляция звуков, подготовительные упражнения, постановка звука и его автоматизация.
В игровой форме кроха учится выговаривать проблемные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо обработки нужного звука, помогает развивать дикцию и память.
Кроме того в программе содержится две озвученные мини-игры «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые формируют навыки верного произношения звуков, а также помогают развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т.д.) и фонематический (различение звуков речи) слух.
Особенности программы:
- эффективная программа для работы над звуками;
- упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха;
- веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки;
- красочные иллюстрации к каждому упражнению;
- речевая и дыхательная гимнастика;
- советы для пап и мам;
- более 350 разнообразных упражнений для обработки проблемных звуков.
Следующая программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Этот мультимедийный диск предназначен для работы с детьми от 5 лет в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Также программа подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Игровые задания программы направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Задания также направлены на профилактику акустической дисграфии. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Развивающая программа включает в себя следующие разделы:
- Неречевые звуки:
- знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и другие.
- Звукоподражание:
- знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов.
- Речевые звуки:
- развитие навыков рассказывания и правильного произношения звуков русского языка.
- Развитие связной речи:
- обучение построению связной речи от словосочетания до текста. Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.
Особенности программы:
- развитие и коррекция речи;
- все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;
- красочная графика, множество звуковых файлов;
- несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;
- программа разработана совместно с учителями - логопедами.
На занятиях по обучению элементам грамоты я использую следующие игровые программы: «Баба-яга учится читать», «Веселая азбука», «Как мышонок буквы ловил», «Учимся читать с домовенком Бу», «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык». Эти программы я адаптирую к условиям логопедических занятий к уровню подготовки детей.
Эти игры являются лишь одним из этапов занятия.
В играх дается характеристика звукам – гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые или мягкие. Проходят игры по обучению деления слов на слоги, закрепление этого материала, игры на узнавание буквы, составление слогов и слов с этой буквой. Составление предложений из слов. Обучающие игры для выделения ударного слога.
Особенности программ по обучению чтению:
- методика опережающего обучения;
- все этапы обучения чтению, изучение буквы (картинка и стишок), узнавание буквы, характеристика звука, который она обозначает, сопоставление звука и буквы, составление слогов из букв, составление слов из слогов и т.д.;
- красочная мультипликация и анимация;
- материал разбит на отдельные этапы;
- обучение навыкам чтения на базе занимательных игр;
- представлен материал по профилактике оптической и акустической дисграфии.
Ещё одна программа о которой мне хотелось бы упомянуть – это диск «500 лучших игр для детей». Эта программа представляет из себя сборник игр для детей, в том числе и речевых. Игры расположены в нескольких разделах «Игры на воздухе», «Домашняя игротека», «Готовимся к школе» и другие. Эта программа позволяет нам оформить речевую газету, дать задания для родителей, проводить консультации о том, как играя подготовить ребенка к школе и какие ещё оформить игры для логопедического кабинета.
Сегодня, при подключении к сети интернет кабинетного компьютера можно оформить подписку на обучающие игры на сайте «Мерсибо». Можно рекомендовать этот сайт и для домашней работы родителей с детьми. Развивающие игры различной направленности здесь регламентированы по времени, что удобно для использования их на занятиях и в самостоятельной работе. Здесь можно найти игры на коррекцию звукопроизношения и на развитие психических процессов.
Применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных игр на логопедических занятиях.
Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила:«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — пр...
мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».
Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....
Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...
Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей-л...
Презентация. "Использование компьютерных программ на логопедических занятиях с детьми ОВЗ"
В презентации представлены некоторые компьютерные программы, которые можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях с детьми ОВЗ....
Применение компьютерных технологий в логопедической работе
Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использова...