ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Использование компьютерных технологий в повседневных занятиях дало положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, т.е. по всем направлениям работы логопеда.

Плюс это дало возможность  работать над процессами высшей психической деятельности:  памятью, вниманием, мышлением.

Эффективно повысилось желание у детей заниматься.зования с помощью элементов информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_kompyuternyh_igr_dlya_stati.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Учитель-логопед

ГБОУ СОШ №11структурное подразделение

 «Детский сад «Надежда»

г.Новокуйбышевск

Сальникова Галина Владимировна

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Приоритетная задача применения новых информационных технологий в логопедии – это преобразование их среды обитания, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Включение их в индивидуальную программу обучения каждого ребенка создает большую мотивацию и психологический комфорт, а также, представляет воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Адаптировав компьютерные игры, я включила их в повседневные занятия. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексикограмматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.

Познакомимся с наиболее интересными компьютерными программами и играми.

Программа «Домашний логопед» - практический курс.

Данный мультимедийный диск рассчитан на работу с детьми от 2-х лет.

Этот диск содержит:

  1. Раздел - Советы родителям как организовать дома занятия по профилактике речевых нарушений. Это артикуляционная гимнастика, мелкая моторика, развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.
  2. Раздел посвященный гласным звукам и 3 Раздел посвященный согласным звукам. В них описаны правильная артикуляция звуков, подготовительные упражнения, постановка звука и его автоматизация.

В игровой форме кроха учится выговаривать проблемные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо обработки нужного звука, помогает развивать дикцию и память.

Кроме того в программе содержится две озвученные мини-игры «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые формируют навыки верного произношения звуков, а также помогают развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т.д.) и фонематический (различение звуков речи) слух.

Особенности программы:

  • эффективная программа для работы над звуками;
  • упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха;
  • веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки;
  • красочные иллюстрации к каждому упражнению;
  • речевая и дыхательная гимнастика;
  • советы для пап и мам;
  • более 350 разнообразных упражнений для обработки проблемных звуков.

Следующая программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Этот мультимедийный диск предназначен для работы с детьми от 5 лет в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Также программа подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Игровые задания программы направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Задания также направлены на профилактику акустической дисграфии. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Развивающая программа включает в себя следующие разделы:

  1. Неречевые звуки:
  • знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и другие.
  1. Звукоподражание:
  • знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов.
  1. Речевые звуки:
  • развитие навыков рассказывания и правильного произношения звуков русского языка.
  1. Развитие связной речи:
  • обучение построению связной речи от словосочетания до текста. Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.

Особенности программы:

  • развитие и коррекция речи;
  • все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;
  • красочная графика, множество звуковых файлов;
  • несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;
  • программа разработана совместно с учителями -  логопедами.

На занятиях по обучению элементам грамоты я использую следующие игровые программы: «Баба-яга учится читать», «Веселая азбука», «Как мышонок буквы ловил», «Учимся читать с домовенком Бу», «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык».  Эти программы я адаптирую к условиям логопедических занятий к уровню подготовки детей.

Эти игры являются лишь одним из этапов занятия.

В играх дается характеристика звукам – гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые или мягкие. Проходят игры по обучению деления слов на слоги, закрепление этого материала, игры на узнавание буквы, составление слогов и слов с этой буквой. Составление предложений из слов. Обучающие игры для выделения ударного слога.

Особенности программ по обучению чтению:

  • методика опережающего обучения;
  • все этапы обучения чтению, изучение буквы (картинка и стишок), узнавание буквы, характеристика звука, который она обозначает, сопоставление звука и буквы, составление слогов из букв, составление слов из слогов и т.д.;
  • красочная мультипликация и анимация;
  • материал разбит на отдельные этапы;
  • обучение навыкам чтения на базе занимательных игр;
  • представлен материал по профилактике оптической и акустической дисграфии.

Ещё одна программа о которой мне хотелось бы упомянуть – это диск «500 лучших игр для детей». Эта программа представляет из себя сборник игр для детей, в том числе и речевых. Игры расположены в нескольких разделах «Игры на воздухе», «Домашняя игротека», «Готовимся к школе» и другие. Эта программа позволяет нам оформить речевую газету, дать задания для родителей, проводить консультации о том, как играя подготовить ребенка к школе и какие ещё оформить игры для логопедического кабинета.

Сегодня, при подключении к сети интернет кабинетного компьютера можно оформить подписку на обучающие игры на сайте «Мерсибо». Можно рекомендовать этот сайт и для домашней работы родителей с детьми. Развивающие игры различной направленности здесь регламентированы по времени, что удобно для использования их на занятиях и в самостоятельной работе. Здесь можно найти игры на коррекцию звукопроизношения и на развитие психических процессов.

Применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных игр на логопедических занятиях.

Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила:«...Игра учит ребят организованности,  она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — пр...

мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».

Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать  преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....

Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...

Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях.

  Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей-л...

Презентация. "Использование компьютерных программ на логопедических занятиях с детьми ОВЗ"

В презентации представлены некоторые компьютерные программы, которые можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях с детьми ОВЗ....

Применение компьютерных технологий в логопедической работе

Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использова...