Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
статья по развитию речи на тему

Быкова Марина Павловна

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности речевых детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykova_statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Быкова Марина Павловна

учитель – логопед

МБДОУ ЦРР – д/с № 27 «Сказка» МО г.Саяногорск

Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Компьютер сегодня занял своё ведущее место в образовании и становится универсальным средством в обучении. Применение компьютерной техники в старшем дошкольном возрасте ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось. [2, с.12]

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности речевых  детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. [2, с.55]

Инновационные технологии открывают совершенно новые возможности для обучения, позволяя увлечь воображение детей в далекое путешествие во времени и пространстве, и этим самым формируются ключевые компетенции у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах. Какой настоящий педагог не мечтает сделать своё занятие более насыщенными и яркими? Использовать свои творческие способности для воодушевления детей, помогая раскрыть им свой потенциал? Учитель-логопед в этом случае не должен быть исключением. Как отмечают многие авторы (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, У.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность любой деятельности. [1, с.7]

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук. Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в старшем дошкольном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него задач.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. [4, с.103]

Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка.

Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению».

В коррекционной логопедической работе на занятиях применяется специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для тигры». Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. [5, с.10]

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". [5, с.22]

Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные; создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей. В старшем дошкольном возрасте в обучении используется компьютерная программа «Домашний логопед». При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу поможет этот мультимедийный диск.

Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и "Угадай-ка. [3, с.67]

Также используется  программа «Волшебный букварь» предназначена для детей в возрасте от 3-х до 8 лет. В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребенку научиться читать и писать. Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами. Ребенок оказывается в сказке, где компьютерные тролли дают ему пояснения и задания. В режиме обучения ребенку предлагались задания, которые помогали научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень - знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова со все более сложным правописанием. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране; поставь пропущенную букву в слово; напечатай букву или слово и т.д. [3, с.74]

На логопедических занятиях применялись: интерактивные мультфильмы-уроки для детей: «Весёлая азбука. Кирилла и Мефодия». Мультипликационные фильмы-уроки знакомят  ребят с основами русского языка, а оригинальные игры-упражнения учат  малышей 6 лет читать самостоятельно. С помощью интерактивного алфавита дети запоминали все 33 русские буквы. Дети учатся правильно составлять из букв слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. Яркая анимация делает путешествие по стране знаний увлекательным, но, чтобы перейти от одного мультфильма к другому, ребёнку обязательно нужно правильно выполнить все задания. Если малыш верно составил слово, откроется картинка с изображением предмета, загаданного слова; а если правильно прицепить к паровозику слова-«вагончики», «поезд»-предложение отправится в путь. [6, с.11]

Компьютерная игра «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Фёдором» Разве это не здорово – изучить азбуку вместе с добрыми героями мультфильма? Мальчиков и девочек, которые хотят научиться читать, ждут в гости их старые знакомые из деревни Простоквашино. Ребёнку так просто заинтересоваться тем, что происходит в ярком рисованном мире! Увлекшись, даже самый неусидчивый малыш быстро освоит непростой алфавит. Также на логопедических занятиях применяются компьютерные программы: «Азбука с Элли», «Гарфилд. Учим буквы и слова», «Учись рисуя». Подготовлены презентации к логопедическим занятиям, по дифференциации звуков в программе Power Point. Преимущества занятия с использованием презентаций:

  • Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
  • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;

Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. [6, с.58]

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. В результате использования компьютерных технологий на логопедических занятиях у детей наблюдается:

  1. повышенный интерес к занятиям;
  2. более полное усвоение теоретического материала;
  3. развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
  4. достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
  5. возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.

Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект. [6, с.43]

Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером, которые логопеду следует придерживаться. В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж: Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
  2. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста – М.: МИФИ, 1999.
  3. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании – М.:МИФИ, 1998.
  4. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером – Москва, Вента-Графт, 2004.
  5. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14).
  6. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....

«Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО»

Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОО....

Формирование ключевых компетенций у детей через использование интерактивных технологий на логопедических занятиях

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ»

   Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо...

« Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Проект организации поисковой деятельности в старшей группеТема: “Муравьиная тропа”Цели: Развитие познавательной активности у детей в старшей группе.Задачи:Сформировать представление о мура...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...