Формирование ключевых компетенций у детей через использование интерактивных технологий на логопедических занятиях
статья по логопедии на тему

Галайко Алёна Михайловна

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interatik_tehn.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций у детей через использование интерактивных технологий на логопедических занятиях

Компьютер сегодня занял своё ведущее место в образовании и становится универсальным средством в обучении. Применение компьютерной техники в старшем дошкольном возрасте ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности речевых  детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Инновационные технологии открывают совершенно новые возможности для обучения, позволяя увлечь воображение детей в далекое путешествие во времени и пространстве, и этим самым формируются ключевые компетенции у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах. Какой настоящий педагог не мечтает сделать своё занятие более насыщенными и яркими? Использовать свои творческие способности для воодушевления детей, помогая раскрыть им свой потенциал? Учитель-логопед в этом случае не должен быть исключением. Как отмечают многие авторы (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, У.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук. Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в старшем дошкольном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него задач.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка.

Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению».

В коррекционной логопедической работе на занятиях применяется специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для тигры». Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные; создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей. В старшем дошкольном возрасте в обучении используется компьютерная программа «Домашний логопед». При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу поможет этот мультимедийный диск.

Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и "Угадай-ка.

Также используется  программа «Волшебный букварь» предназначена для детей в возрасте от 3-х до 8 лет. В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребенку научиться читать и писать. Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами. Ребенок оказывается в сказке, где компьютерные тролли дают ему пояснения и задания. В режиме обучения ребенку предлагались задания, которые помогали научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень - знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова со все более сложным правописанием. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране; поставь пропущенную букву в слово; напечатай букву или слово и т.д.

На логопедических занятиях применялись: интерактивные мультфильмы-уроки для детей: «Весёлая азбука. Кирилла и Мефодия». Мультипликационные фильмы-уроки знакомят  ребят с основами русского языка, а оригинальные игры-упражнения учат  малышей 6 лет читать самостоятельно. С помощью интерактивного алфавита дети запоминали все 33 русские буквы. Дети учатся правильно составлять из букв слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. Яркая анимация делает путешествие по стране знаний увлекательным, но, чтобы перейти от одного мультфильма к другому, ребёнку обязательно нужно правильно выполнить все задания. Если малыш верно составил слово, откроется картинка с изображением предмета, загаданного слова; а если правильно прицепить к паровозику слова-«вагончики», «поезд»-предложение отправится в путь.

Компьютерная игра «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Фёдором» Разве это не здорово – изучить азбуку вместе с добрыми героями мультфильма? Мальчиков и девочек, которые хотят научиться читать, ждут в гости их старые знакомые из деревни Простоквашино. Ребёнку так просто заинтересоваться тем, что происходит в ярком рисованном мире! Увлекшись, даже самый неусидчивый малыш быстро освоит непростой алфавит. Также на логопедических занятиях применяются компьютерные программы: «Азбука с Элли», «Гарфилд. Учим буквы и слова», «Учись рисуя». Подготовлены презентации к логопедическим занятиям, по дифференциации звуков в программе Power Point. Преимущества занятия с использованием презентаций:

  • Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
  • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;

Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. В результате использования компьютерных технологий на логопедических занятиях у детей наблюдается:

  1. повышенный интерес к занятиям;
  2. более полное усвоение теоретического материала;
  3. развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
  4. достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
  5. возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.

Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером, которые логопеду следует придерживаться. В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж: Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
  2. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста – М.: МИФИ, 1999.
  3. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании – М.:МИФИ, 1998.
  4. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером – Москва, Вента-Графт, 2004.
  5. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14).
  6. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

«Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО»

Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОО....

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ»

   Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо...

« Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Проект организации поисковой деятельности в старшей группеТема: “Муравьиная тропа”Цели: Развитие познавательной активности у детей в старшей группе.Задачи:Сформировать представление о мура...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...

Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»

В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни....