Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: "Путешествие в Африку.Звуки Р-Рь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шабалина Светлана Витальевна

Закрепляется лексический материал по теме "Животные жарких стран"; автоматизируются звуи Р-Рь; дети определяют позицию звуков Р-Рь в словах; дифференцируют звуки Р-Рь по твёрдости-мягкости; употребляют в речи сложные слова; делят слова на слоги; придумывают слова -родственники к слову "рыба"; образовывают слова с противоположным значением; составляют творческие рассказы  "Что я увидел в Африке?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afrika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Тема:  «Путешествие в Африку». Звуки «Р-Рь».

Оборудование:

раздаточный материал – светофорчики; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.

демонстрационный материал - «волшебное дерево»; «волшебное озеро-рыбки»; мнемосхема «звук»; мяч; техническое оборудование - презентация  PowerPoint  «Животные жарких стран».

Задачи:

  1. Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове (середина  - конец), дифференцировать согласные звуки по твёрдости - мягкости.
  2.  Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.
  3. Обеспечить развитие умения словесно рисовать волшебную страну Африку.
  4. Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.
  5. Вызвать желание помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть. Речедвигательный тренинг: «Обезьянки».

Педагог рассказывает стихотворение: Смешные обезьянки в Африке живут.

Жуют они бананы (Выполняют жевательные движения)

И песенку поют. (Поют  гласные звуки: а-а-а; о-о-о; и-и-и; у-у-у.)

По пальмам они скачут. (Прыгают)

И на песке лежат. (Дети лежат на ковре)

В тенёчке отдыхают, Лапки расслабляют

И снова напрягают,

С животиком играют. (Вдох-живот наполняем воздухом, выдох-втягиваем).

Ножки поднимают и плавно опускают,

Они там не скучают - нас в гости приглашают!

В Африке живёт звук «Р». Произнесите этот звук. Характеристика звука «Р». (Мнемосхема) У звука «Р» ест братик-звук «Рь». Характеристика звука «Рь». Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали?

Пальчиковая гимнастика. Самомассаж. Дети растирают фаланги пальчиков  круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.

Лев в тенёчке сладко спит, (мизинчик). Львица рядом с ним лежит (безымянный).

Носорог идёт домой, И качает головой (средний).

 Зебры скачут рядом с ним (указательный).

А жираф стоит один (большой).

Тигр  весело по Африке шагал, (сгибают пальцы  в кулак)

Тигр слоги называл: ра-ро-ру-ры-рэ  (загибают по очереди пальцы правой и левой рук)

Ря-рё-рю-ри-ре.

Педагог загадывает детям загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? (радуга) В Африке всегда жарко, светит яркое солнышко, а на небе появляется радуга. Вот  и у нас на занятии появилась волшебная  радуга. На доске педагог прикрепляет радугу, состоящую из прямоугольников разных цветов. Дети, мне эти прямоугольники напоминают отрывные календарики. Смотрите  листочки приподнимаются и их можно снимать. Что же под листочками? Давайте снимем первый. Под листочками задания, которые  нужно выполнить. Под прямоугольниками написаны цифры с заданиями.

1.Игра «Поймай звук». Слова: хобот, рычать, лама, рога, слон, горы, буйвол, жираф, крокодил, солнце,  море, скала, носорог, бегемот, река, зверь.

2.Игра «Светофорчики». Слова: гора, зверь, нора, река, кенгуру, рычать, море, рога, грива, ручей, дерево, жара, берег, зебра, Африка, черепаха, верблюд.

В Африке живут разные  животные. Давайте с ними познакомимся и поиграем в игры. Дети по слайдам презентации называют животных жарких стран,  3.определяют позицию звука в слове: середина слова (зебра, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, дикобраз, гепард, пантера, варан, кобра, мартышка); конец слова (тигр, лемур, ягуар).

 4. Игра «сложные слова». У обезьяны четыре руки - она четверорукая; у крокодила короткие  лапы - он коротколапый; у верблюдов два горба - он двугорбый;  у слона короткий хвост - короткохвостый слон; у льва громкий голос - он громкоголосый; у крокодила острые зубы - он острозубый; у тигра зоркие глаза - он зоркоглазый.

Продолжаем наше путешествие по Африке. На пути нам встречается «Волшебное дерево».

5. Назовите, что растёт на волшебном дереве?  Слова: торт, зефир, мармелад, шербет, мороженое, пирожное, пряники. Деление слов на слоги.

Продолжаем наше путешествие, и мы с вами подходим к волшебному озеру, в котором плавают необычные рыбки.

6. Игра «придумаем слова-родственники». Дети придумывают слова к слову «Рыба». Слова: рыбка, рыбонька, рыбёшка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачка, рыбачий, рыбачить, рыбий, безрыбье, рыбалка, рыболов.  

7.Игра «Составь слова». На рыбках написаны слоги. Дети составляют из слогов слова (гу-ру-кен-кенгуру;  дил-кро-ко - крокодил; ра-пан-те-пантера;  рог-но-со-носорог;  ты-шка-мар - мартышка). Дети читают слова. Составляют предложения с этими словами и считают, сколько слов в предложении.

Ру-ру-ру! Начинаем мы игру! Руку другу тянет друг - встали все в широкий круг!

8.Динамическая пауза - игра с мячом.  « Скажи наоборот». Раз, два, раз, два,

Поиграем мы в слова.

Кому мячик попадёт - скажем, всё наоборот. Слова: закат-рассвет, утро - вечер, солнечная - пасмурная, смелый - трусливый, медленно - быстро, будущее-прошлое, жадный - щедрый, друг - враг, вежливый - грубый, злой - добрый, равнины - горы, доверчивый - хитрый, плохой - хороший, завтра - вчера, тихо - громко, молчать – говорить.

9.Игра «Замените первый звук в слове на звук Р.». Слова: хобот - робот, танец - ранец; забота - работа;  мычать - рычать; пугать – ругать; макеты – ракеты; жакетка – ракетка; пыжик – рыжик; нога – рога; лама – рама; козы - розы; высь – рысь; мука – рука; мак – рак; кот - рот.10. Творческий рассказ: «Что я увидел в Африке?» (мнемотаблица).

Заключительная часть. Вам  понравилось путешествие в Африку? Закончим наше путешествие волшебными словами: Шар земной (показ руками)

Мы обойдём  (маршируем)

Много там друзей найдём (руки в замок).

Поплывём по океану (плывёт лодочка из двух рук)

Мы с отважным капитаном (штурвал).

Мы объездим целый свет (велосипед руками).

Но пока это секрет (пальчик у губ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Путешествие со Смешариками в город «Всезнайск».

1. Закреплять знания и умения производить звуковой анализ слов, проставляя ударения.2. Закреплять умение высказывать предложения с применением пройденных правил.3. Продолжать совершенствовать на...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Путешествие с Буратино

Занятие по обучению грамоте для детей 7 года жизни.Форма: Занятие игра. Тип: закрепление знаний и способов действий...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие с обезьянкой Бамби».

Программное содержание:1.    Упражнять детей в правильном и четком произношении звука (Б) и (Бь);2.    Закрепить произношение звука в словах, фразовой речи, развивать дли...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).

Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значен...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема:"Путешествие на самолёте в волшебную страну.Звуки Л-Ль".

Автоматизируются звуки "Л-Ль" ; дифференцируются звуки "Л-Ль" по твёрдости-мягкости; дети учатся согласовывать слова-предметы  со словом "голубой"; образовывают слова с противоположным значением...

Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа»

Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в  город Звукоречье «Звук[а]  и буква Аа»Цель: познакомить дошкольников со звуком [а]  и буквой АаЗадачи:Учить ...