Использование театрализованных игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Пугачева Марина Николаевна

Одним из более распространенных и интересных в воспитании детей является использование в группах для детей с ОВЗ театрализованных игр, которые дают возможность эффективно решать важные педагогические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pugacheva_m.n._statya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пугачева Марина Николаевна, старший воспитатель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1797 «Богородская» города Москвы (ГБОУ Гимназия № 1797 «Богородская» г. Москвы)

Использование театрализованных игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Одним из наиболее распространенных и интересных направлений в воспитании детей в дошкольном отделении 4-3 «Росток» Гимназии №1797 «Богородская» является использование в логопедических группах театрализованных игр, которое дает возможность более эффективно решать важные педагогические задачи, касающиеся коррекции тяжелых речевых нарушений, формирования выразительной речи, художественного вкуса, развития мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка.  К широкому использованию театрализованных игр педагогов подвигает Программа первой ступени общего образования, которая предусматривает обучение диалогической речи.

Диалог в жизни детей имеет чрезвычайно большое значение, т.к. способствует развитию социальных отношений и выполняет основную, коммуникативную  функцию языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, (В. А. Петровский, А. Г. Рузская) и считают, что роль навыков диалогической речи становится наиболее очевидной при обучении детей,  начиная с дошкольного возраста. Отсутствие у них элементарных умений вести или включаться в диалог затрудняет  общение со сверстниками и взрослыми, не дает возможности участвовать в ходе занятий и, в конечном счете, влияет на социальное и личностное развитие ребенка. Другими словами, готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности [5,7].    

Главной особенностью диалога является чередование реплик одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Таким образом, основная работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, поскольку диалог - сложная форма социального взаимодействия. Наши педагоги посредством театрализованных игр учат детей, учитывая условия и ситуацию общения, элементарным требованиям и особенностям диалога: поддерживать и завершать общение, слушать и слышать собеседника; говорить выразительно в нормальном темпе, пользуясь интонацией диалога.   Дети учатся умению общаться как в паре, так и в группе из нескольких человек; использовать дозировано неречевые умения (мимики, жестов). Театрализованные игры представляют собой разыгрывание детьми народных или литературных произведений (детских рассказов, сказок или специальных инсценировок).

При выборе игр наши педагоги, осуществляя практические наблюдения за деятельностью детей с речевыми нарушениями, руководствуются рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребёнка, значимостью для группы в целом, тематика театрализованных игр может быть разнообразной, но одним из требований к ней является необходимость иметь нравственно-этическую направленность: дружба, взаимопомощь, доброта и смелость. Практический речевой материал для театрализованных игр стараются распределять так, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

В коррекционно-развивающей работе мы учитываем, что для детей с тяжелыми нарушениями речи часто характерны: неустойчивость внимания, особенности познавательной деятельности, а также слуховой и зрительной памяти, слабость мотивации, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная координация движений. Необходимо помнить и то, что недостаточное развитие, бедность словаря, нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия значительно ограничивают игровую деятельность детей.

Основным специфическим методом нашей работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ в театрализованной игре сначала является моделирование ситуаций (педагоги создают вместе с детьми сюжеты – модели, ситуаций – модели, этюды, т.е.  заготовки для последующей постановки).

Многие авторы методик и практические педагоги отмечают, что в процессе театрализованных игр: расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.  У детей активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.  У них совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения. Заметно стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Так Л.В. Артемьева, Л.В. Ворошнина, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, А.Н. Леонтьев и др. отмечают значительное влияние театрализованной деятельности для развития таких качеств личности, как инициатива, самостоятельности воображения, отбор существенного в явлениях действительности и т. д. [5, с. 118].

 Задачи  работы усложняются  в разных возрастных группах.

В средней группе расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации с помощью разных видов настольного театра: деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, а также театр верховых кукол (сначала без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Рукавичка», «Теремок» и т. д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; «Мы делили апельсин»).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

В подготовительной группе в театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, инсценировка русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой. Если сказки придуманы самим ребенком с ОВЗ (такой вид работы предполагается в подготовительной группе), то это говорит о том, какая предшествующая работы проведена педагогами.  М.М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас и, используя усвоенное, проявляя творческие способности, вносят в них элементы нового.  Дети с подготовленными спектаклями выступают  перед родителями, детьми других возрастных групп    своего и других дошкольных отделений гимназии.

В театрализованных играх одна из ведущих ролей сначала принадлежит учителю – логопеду (воспитателю), а дети являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Дети наблюдают и подражают, как образцу, речи, действиям, имитации ролевых движений  учителя-логопеда. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Музыкальный руководитель обязательно учитывает и включает в занятия игры с пением – хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой, что очень полезно для детей с ОВЗ.

Итак, театрализованные игры - один из самых оптимальных, эффектных, продуктивных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, а также наиболее эффективно происходит развитие творческой речевой деятельности.  Дети постепенно приучаются соблюдать очередность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседникам, слушать их, смотреть им в глаза или лицо.

В результате совместной работы по театральной деятельности педагогов нашего дошкольного отделения: учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, воспитателей наметилась положительная динамика  развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Они становятся (что отмечают и родители) более контактными,  раскованными, общительными. Дети уверенно отвечают на вопросы педагога; научились правильно выражать свои чувства, мысли; улучшилась эмоционально – волевая сфера, пластическая  выразительность, координация движений, чувство ритма, воображение, способность к перевоплощению.

Литература.

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.

 3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 120 с.

  1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
  2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная Пресса», 2000. - 128 с.
  3. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 2004. - 63с.

  7. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с      дошкольниками. – М.: «Академия», 2014. -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...