РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Донова Дина Николаевна

Программа предназначена для учителей логопедов логопунктов. Цель - организация и планирование работы при ФН иФФн у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx186.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 301» г. Красноярска.

«Рабочая программа по коррекции

фонетического и  фонетико-фонематического недоразвития у  детей

старшего дошкольного возраста  (5-7 лет)  

в условиях логопедического пункта МБДОУ на 2016 – 2017 учебный год».

Составила:

учитель-логопед  Донова Д.Н.

Красноярск,  2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

2

Целевой раздел программы

I. Пояснительная записка

3-9

1.1.Цель, задачи и принципы реализации программы.

3-4

1.2. Характеристика речевого развития детей

4-6

1.3. Планируемые результаты освоения программы

6

1.4. Организация диагностической и коррекционной работы

9

II. Содержательный раздел программы

10-13

2.1. Звукопроизношение

10-12

2.2. Слоговая структура речи

12

2.3. Фонематическое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность и фонематическое представление

12-13

III. Условия реализации программы

14-17

3.1. Материально – техническое оснащение

14

3.2. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ

15

3.3. Взаимодействие учителя – логопеда с родителями дошкольников

15-16

IV. Литература

18-19

IV. Приложения

20-36

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольном образовательном учреждении, показал, что увеличивается количество детей с речевым нкдоразвитием.

До настоящего времени не существует утвержденной Министерством Образования программы, регламентирующей работу дошкольного логопункта. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой позволит не только полностью устранить речевое недоразвитие у дошкольников, но и освоить основную образовательную программу учреждения.

Рабочая программа создана на основе нормативно–правовых документов по организации работы логопедического пункта образовательного учреждения и обобщенного опыта логопедов Советского района г. Красноярска.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования на основе следующих программ:

• «Программа коррекционного обучения и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада (авторы - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина);

• «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада» (авторы - Т.Б.Филичева, Т. Б. Туманова);

Примерная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной коррекционной педагогики (Н. Е. Веракса, Н. Н. Поддъяков, Н. В. Микляева, Ж. М. Глозман, С. Н. Шаховская, О.Е Грибова, А. Г. Арушанова, О. Г. Ушакова, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е.Левина), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

В программе реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении (Л. М. Шипицына).

Основная цель рабочей программы – выработка стратегии и тактики организации собственной деятельности и определение наиболее действенных форм и адекватного содержания работы по развитию речи дошкольников в условиях логопункта.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • Своевременное выявление и предупреждение речевого недоразвития у воспитанников ДОУ;
  • Обеспечение условий для преодоления речевого недоразвития и, как следствие, интеллктуально-личностного развития детей через интеграцию дифференцированного подхода в коррекционном процессе и образовании детей;
  • Координация усилий ДОУ и семьи для создания оптимальных условий  для преодоления речевого недоразвития.

Принципы реализации программы.

  • Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
  • Принцип комплексности предполагает воздействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка. Принцип деятельностного подхода – учет ведущей деятельности ребенка данного возраста в логопедической работе.
  • Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
  • Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  • Принцип взаимосвязи речи с другими ВПФ.
  • Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Программа предназначена для детей 5–7 лет и имеет следующую продолжительность (в зависимости от индивидуального темпа преодоления речевого недоразвития):

  • при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, фонетическом недоразвитии речи (мономорфной дислалии): 3-12 месяцев;
  • при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, фонетическом недоразвитии речи (полиморфной дислалии): 12 - 18 месяцев;
  • при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, фонетическом недоразвитии речи (признаки дизартрии): 12 - 24 месяцев.

Характеристика речевого развития детей.

Общая характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи.

Фонетическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, замене одного звука другими, смешении звуков и пропусках.

Общая характеристика детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФН — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.  В устной речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием, выявляется следующие недостатки произношения:

а) замена звуков более простыми по артикуляции (например, звуки « с», «ш» заменяются звуком «ф»);

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений:

а) нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих и звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих – аффрикат;

б) неподготовленность к элементарным формам звукового состава речи.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития.

Кроме указанных недостатков речи, характерным для детей с фонетическим недоразвитием является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Планируемый результат освоения программы.

В результате коррекционно - речевой деятельности, организованной на дошкольном логопункте, дошкольник может:

-правильно произносить все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

-осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференцированным признакам;

- воспроизводить слова различной звукослоговой структуры;

- владеть простыми формами фонематического анализа, осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществлять операции фонематического синтеза;

-осознавать слоговое строение слова, осуществлять слоговой анализ и синтез слов (двусложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

- составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

-знать печатные буквы (без употребления алфавитных названий), уметь их воспроизводить;

Организация диагностической и коррекционной работы.

Диагностическая работа.

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей и речевых возможностей детей, этапа коррекционной работы с каждым ребенком и его образовательных достижений.

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: исходно-диагностический, промежуточный, результативно - оценочный.

Принципы логопедического обследования (по Р.Е.Левиной):

1. Принцип развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Анализ речевого развития в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения прогнозирование его последствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие.

2. Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой, произносительной ее стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя, связной речи, восприятия и понимания речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка подразумевает, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышлении, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи.

Фиксирование и анализ результатов логопедического обследования осуществляется в речевой карте с опорой на рекомендации, представленные в работах О.Е. Грибовой, Р.Е.Левиной, Г. В. Чиркиной, А.Г. Волковой. Используется наглядно – практический материал, предложенный О.Б. Иншаковой, В.В. Володиной,  Е.А. Стребелевой. Для каждой возрастной группы (4-5, 5-6, 6-7 лет) предлагается отдельная речевая карта.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуального речевого профиля воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционно - развивающая работа.

Форма организации занятий – индивидуальная, индивидуально – подгрупповая. Регламентирована продолжительность логопедических занятий санитарно-эпидемиологическими нормами,  которые составляют: подгрупповые  для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут; индивидуальные для детей 6-го года жизни - не более 15 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 20 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25 - 30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.  Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно учитель–логопед проводит не менее десяти - двенадцати индивидуальных занятий в условиях логопункта. На этапе автоматизации и дифференциации звуков и в целях организации общения детей проводятся индивидуально-подгрупповые занятия с 2 – 3 детьми с однородными нарушениями.

При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности.

Содержание работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ строится на основе перспективного планирования индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи на базе исправленных, правильно произносимых звуков (см. Приложение ).

Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

• развитие общих речевых навыков;

формирование звукопроизношения (подготовка артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

• работа над слоговой структурой слова;

• развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений.

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как:

• развитие мотивации к обучению;

• профилактика нарушений устной речи, подготовка к обучению грамоте и письму;

• развитие самоконтроля за своей речью;

• развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к школьной жизни.

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи:

• игровых технологий в логопедической коррекции (Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук);

• технологии коррекции психомоторного развития (Л. А. Сиротюк);

• технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева);

• здоровьесберегающей технологии (Е. А. Алябьева);

• информационно-коммуникационных технологий.

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптированы и модифицированы с учетом специфики обучения детей на логопедическом пункте современные методические разработки А. Л. Сиротюк, А. Н. Лебедевой, О. С. Гомзяк, В. К. Воробьевой, С. Н. Шаховской, Е.Д.Худенко, Т.А. Ткаченко, Т.С. Перегудовой, Г.А. Османовой, О.В. Громовой, Н.В. Нищевой, В.Н. Коноваленко, С.В. Коноваленко, А.К.Марковой, О.Е. Грибовой, А. С. Герасимовой, О. С. Жуковой, В.Г. Кузнецовой, И.С. Лопухиной, С.Ю. Шишковой, А.В. Семенович.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс в зависимости от вида и структуры речевого недоразвития, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Содержательный раздел программы.

Содержание коррекционной работы условно разделено на:

  • коррекцию звукопроизношения;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • коррекцию фонематического  недоразвития речи.

Эти условные блоки учитель-логопед  использует при необходимости параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Коррекция звукопроизношения

Направления работы:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, отработка дыхательных навыков.
  2. Знакомство с артикуляцией звука.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка отсутствующих у ребенка звуков.
  5. Автоматизация поставленных звуков в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, поговорках, стихах, скороговорках).

Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:

1 этап – подготовительный.

Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)  вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)  развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);

г)  развитие мелкой моторики;

д)  развитие физиологического и речевого дыхания;

е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

2 этап -  формирование первичных произносительных умений и навыков.

Задача -  устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;

На этом этапе осуществляется:

1. Знакомство с артикуляцией звука;

2. Постановка звука;

3. Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков;

Постановка звуков проводится в такой последовательности:

Свистящие [c], [з], [с`], [з`].

Шипящий [ш].

Соноры [л], [л`].

Шипящий [ж].

Соноры [р], [р`].

Аффрикаты [ч], [ц].

Шипящий [щ]

Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.

Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей, а так же для исключения смешивания звуков, похожих по акустическим признакам.

Свистящие [c], [с`],

Шипящий [ж].

Аффрикаты  [ц].

Шипящий [ш].

Свистящие [з], [з`].

Шипящий [щ]

Соноры [л], [л`].

Аффрикаты [ч],

Соноры [р], [р`].

Автоматизация поставленного звука на данном этапе осуществляется изолированно.

3 этап -  автоматизация поставленного звука в речи.

Автоматизация поставленного звука на данном этапе осуществляется в слогах;  в словах;  во фразе;  в предложении;  в тексте;  в пословицах, поговорках, стихах;  в скороговорках;  в собственном связном высказывании.

Автоматизация поставленных звуков в словах  рекомендуется проводить в следующей последовательности:

а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.

б)  [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

 Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

4 этап - автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи, коррекция последующих звуков. (Приложение 1)

Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

Слоговая структура слова

Усвоение или совершенствование:

- двух - сложных слов из двух открытых слогов: сани, сова;

- односложных слов: сад, сыч.

- трех – четырехсложных слов из открытых слогов: солома, суматоха;

-двухсложных слов с одним закрытым слогом: совок, сапог;

-двухсложных слов со стечением согласных звуков: санки, сабля;

- трех - четырехсложных слов со стечением согласных звуков: скакалка, смородина;

-двухсложных слов с закрытым слогом со стечением согласных: солдат, сотник;

-трех-, четырех-, пятисложных слов с закрытым слогом: самолет, самородок;

-двух-, трех-, четырехсложных слов с двумя стечениями согласных: скрипка, смуглянка, сковородка;

- четырех-, пятисложных слов из открытых слогов: сопение, событие.

Фонематическое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность и фонематическое представление

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

Узнавание звука на фоне слога, слова.

1. Выделение слогов и слов с заданным звуком.

2. Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.

3. Запоминание первого названного звука, слога, слова в ряду звуков, слогов, слов.

4. Определение ритмической структуры слова.

Формирование фонематического анализа.

1. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

2. Определение количества звуков, слогов в слове.

3. Называние звуков в слове по порядку.

4 . Называние звука стоящего перед данным звуком и после него.

Развитие синтетической деятельности.

1. Составление из названных звуков слогов и слов.

2. Составление из букв разрезной азбуки слов.

Развитие фонематических представлений.

1. Подбор слов на заданный звук, слог.

2. Придумывание слов по количеству звуков, слогов.

3. Подбор картинок на определенный звук.

4. Преобразование слов:

• добавить начальный или конечный звук;

• изменить гласный или согласный;

• назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

• работать с использованием схем (вписать буквы в кружки).  (Приложение 2).

Условия реализации программы.

Материально – техническое оснащение.

Кабинет логопеда, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами и основными принципами построения предметной среды:

  • соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
  • системность;
  • доступность;
  • мобильность;
  • многофункциональность и многообразие материала;
  • инновационная направленность;
  • эстетика оформления.

Общая площадь 12  кв.м. В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога и 6 мест для занятий с детьми. 
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми 5-7 лет, посещающими МБДОУ №301.

Помещение кабинета условно поделено на 5 зон:
1. Рабочее место учителя-логопеда, ТСО.
2. Речевая зона (коррекция фонетического и фонетико-фонематических недоразвития).
3. Образовательная зона (обучение грамоте).
4. Игровая зона (координация речи с движением).
5. Наглядно-дидактическое и методическое обеспечение.

План логопедического кабинета.


Для успешной работы по преодолению речевого недоразвития кабинет оборудован необходимыми материалами. (Приложение 3.)

Регламентирована продолжительность логопедических занятий санитарно-эпидемиологическими нормами.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и педагога-психолога.

Цель взаимодействия: обеспечение преемственности в работе учителя и педагогов ДОУ в образовательном процессе.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учётом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Учитель-логопед проводит для педагогов ДОУ консультации и мастер- классы, оформляет наглядно-дидактические и методические материалы.

На методических мероприятиях учитель-логопед:

- демонстрирует систему эффективных упражнений по развитию мелкой и крупной моторики, артикуляционных возможностей ребенка, речевого дыхания и речевого слуха;

- дает методические рекомендации по целесообразности выбора форм организации групповой или индивидуальной деятельности при проведении игр и игровых заданий логопедической направленности;

- организует взаимодействие с воспитателями групп младшего возраста, направленное на пропаганду логопедических знаний в ДОУ и работу по ранней профилактике речевых нарушений;

- планирует и проводит бинарные занятия с воспитателем, музыкальным руководителем, участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей;

- консультирует инструктора по физической культуре и музыкального руководителя по вопросам сопровождения детей, зачисленных на логопедический пункт.

Целесообразность взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ позволяет достичь высоких результатов в коррекции речевых недостатков у детей и своевременно осуществить профилактику речевых нарушений. (Приложение 4)

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями дошкольников.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта у ребенка предполагает активное участие в нем родителей. Работа логопеда на дошкольном логопедическом пункте не будет иметь положительный результат, если родители не будут ежедневно заниматься с ребенком. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Взаимодействие с семьей осуществляется через следующие формы работы: родительские собрания, беседы и консультации, информационные выставки, открытые занятия, оформления экрана звукопроизношения и др.

Сотрудничество с родительским коллективом базируется на следующих принципах:

  • единый подход к процессу коррекции речевого недоразвития;
  • открытость для родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и учителя – логопеда.

Важным видом взаимодействия в работе логопеда с родителями являются консультации. Они проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей. В процессе встречи родителям демонстрируются успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняется, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения, указывается, на что особенно следует обратить внимание дома. Помимо этого, даются рекомендации по правильному выполнению артикуляционных упражнений и домашних заданий, предлагаются образцы выполнения заданий (по правилам штриховки, раскрашивание «зашумленных» предметов), подчеркивается важность домашнего контроля за речью ребенка. Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнении санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий дома. Особое значение консультация имеет для тех родителей, которые не осознают негативное влияние несформированности устной речи на процесс овладения грамотой. Задача логопеда в простой и доступной форме рассказать, к какому результату может привести попустительство со стороны родителей в отношении исправления речевых недостатков ребенка.

Иногда консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители при необходимости могут посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут сравнивать речь собственного ребенка и других детей. На занятии они могут видеть некоторые приемы и методы работы, а затем использовать их при выполнении домашних заданий.

На начальном периоде обучения возможно проведение серии установочных открытых занятий, где показываются комплексы артикуляционной гимнастики. Присутствие родителей на таком занятии обязательно.

Наглядная информация для родителей представляется в виде разных вариантов. Информационная выставка – это развернутая папка с фотографиями и наглядностью, теоретическим материалом и доступным, популярным пояснением к нему. Цель таких выставок - это разъяснение и популяризация логопедических знаний.

Общий успех коррекционного обучения определяется в совместной работе логопеда с родителями, поэтому для повышения заинтересованности родителей необходимо как можно больше информировать их о ходе коррекционной работы.

Наилучшие результаты показывают те дети, чьи родители максимально полно вовлечены в целенаправленную работу по преодолению речевого недоразвития, что существенным образом влияет на сроки обучения и результативность коррекционной работы.

Часто нарушение звукопроизношения характеризуется сложной структурой.  Поэтому  рекомендуется осуществлять комплексный подход  при коррекции речи и привлечение других специалистов (невропатолога и психолога). (Приложение 5)


Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.- М., 2002

3. Голубева Г.Г. Преодоление нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Беряевой, 2010.

4. Герасимова А. С, Жукова О.С., Кузнецова В. Г Уникальная методика развития дошкольника. – СПб., 2002.

5. Герасимова А. С, Жукова О.С., Кузнецова В. Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» , 2006.

5. Документация педагогов логопедических групп. Опыт работы логопедов МО Советского района г. Красноярска.  -  Красноярск, 2004.

6. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы/Ю.В.Иванова. – М.: Издательство Гном и Д, 2008.

7. Ефименкова Л.Н Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1987.

8. ЖуковаН.С., Мастюкова Е.М, ФиличеваТ.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников._ М., 1998.

9. Иокша Е.А. Психокоррекционные занятия с детьми 5-6 лет в условиях детского сада /Под ред. Г.А. Волковой.- Спб.: КАРО, 2007.

10. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно – методического обеспечения. / Под ред. Л.С. Сековец.- М.: АРКТИ, 2005.

11. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/ Под ред. Л.С. Сековец.- М.: АРКТИ, 2006.

12. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера»,2007.

13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. 2001.

14. Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры у детей// Р.Е. Левина. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды.- М.: АРКТИ, 2005.

15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

16. Лопатина Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб.: СОЮЗ, 2004.

17. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонентико-фонетическое и общее недоразвитие речи/ Под. Ред. Л. С.Волковой.- М., 2003.

18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под ред. Г.В. Чиркиной.

19. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.

20. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной .- М.: Академия, 2004.

21. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л. Б. Беряева, Т. В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. ; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной - СПб. 2014 – 386.

22. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно–методическое пособие/Под общ. ред. Т.В. Волосовец.- М.:

23. В. Секачев, 2007.

24. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов/ Авт. - сост. В.О. Йощенко.- М.: АРКТИ, 2008.

25. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М.: «Академия», 2002.

25. Специальная педагогика /Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.- М..: Академия ,2000.

26. Специальная психология /В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Академия , 2004.

27. Тексты и упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.- метод. пособие/ Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук.- М.: АСТ : Астрель: Транзиткнига, 2006.

28. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.

29. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина -5-е изд.- М.: Айрис – пресс, 2008.

30. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.- М., 2000.

31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.: ДРОФА, 2009 .

32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. М., 2002.

33. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2005.

34. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушением речи. М.: МГОПИ , 1993.

35. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Коррекционное обучение и воспитание детей 5 – летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

36. Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада В 2 ч. Ч.2. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультативов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993.

37.Шишкова С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет.-Изд. 2 –е. –Ростовн/Д: Феникс, 2015.

Приложение 1.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции  звукопроизносительной стороны речи . Свистящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`],[ц].

Звукопроизношение

кол-во часов

Содержание, виды  работы

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

Подготовительный этап. Развитие артикуляционной моторики

Дислалия – 5 -7 ч, дизартрия 7 – 14 ч.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

 «Трубочка»

«Улыбочка»

«Заборчик

комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

«Блинчик»

«Месим тесто»

«Змейка»

«Киска сердится»

«Катушка»

«Саночки»

«Почистим зубки»

«Качели»

«Часики»

П р и м е ч а н и е:  упражнения проводятся перед зеркалом с постепенным отходом от него – выработка кинетической и кинестетической основы

(сопряжённые и отражённые, затем - самостоятельно)

3. Имитационные игры («Бежит-бежит водичка», «Надуем – сдуем шарик»).

4.Игры на развитие дыхания: «Буря в стакане», «Загони мяч в ворота», «Подуй в трубочку».

Дополнительно:

- И.п. лежа на спине, глубокий вдох через нос, надувая живот, выдох через рот – трубочку, имитация звука [у], втягивая живот (4-6 р). 2 занятия

-И.п. – лежа на спине, вдох через нос с медленным поднятием правой руки в потолок. Выдох с медленным опусканием. Аналогично с левой. (4-6 р). 2 занятия

5. Отработка опорных звуков для [с, з] - [и, ф-в], [ц] - [т-с].

1.  И.п. – ребенок сидит, обхватив ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину и возвращаясь в и.п.

2. Покататься, как бревнышко, по полу с вытянутыми вперед руками и ногами.

3. И.п. на четвереньках. Одновременное переставление правых руки и ноги, а затем – левых . Движение вперед, затем назад.(4-6 раз)

1.  Выполнение упражнений по образцу. Поочередно работают 2 руки. После выполнения рука свободно кладется на стол: вперед указательный палец, вперед мизинец, кольцо с указательным, кольцо со средним, кольцо с безымянным, кольцо с указательным, «коза»- указательный и мизинец, «коза» - указательный и средний.

2. Проба «Кулак - ребро – ладонь».

3. «Проведи линию» - проведение линий по указанию – прямая, прерывистая, волнистая, красная и т.д.

Этап формирование первичных произносительных умений и навыков

Дислалия – 2-5 ч, дизартрия 5-8 ч.

1.Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

Специальные упражнения для звуков [с, з]

1. Работа над вспомогательными звуками:

Пропевание звука [и].

2. Механическая помощь при постановке звука:

удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем

Специальные упражнения для звука [ц]:

Выполнение сильного задувания с произнесением «т-с-с-с-с».

Koppeкция звука:

Работа над:

точностью

чистотой (без вспомогательных движений)

плавностью (без толчков)

силой (с напряжением)

темпом (от замедленного к быстрому)

достижение уcтoйчивости полученного результата .

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.

2. Работа над дыханием:

выработка плавного длительного выдоха

работа над силой выдоха

Дополнительно:

-И.п. – лежа на спине, вдох через нос с медленным поднятием правой ноги в потолок. Выдох с медленным опусканием. Аналогично с левой. (4-6 р

-И.п. – лежа на спине, вдох через нос с медленным поднятием правой руки и левой ноги в потолок. Выдох с медленным опусканием. Аналогично с противоположными. (4-6 р).

1. Одновременное переставление правой руки и левой ноги, а затем – левой руки и правой ноги . Движение вперед, затем назад.(4-6 раз)

2. Ползание на четвереньках с перекрещиванием рук.

3. «Движение в средней зоне» - царство животных  с обратным перевоплощением.

1. Реципрокная координация: кулак – ладонь.

2. Пространственный праксис: сидя напротив взрослого, ребенок выполняет движения той рукой, какой делает взрослый. После каждого повторения принимает свободную позу.

Этап автоматизации поставленного звука в речи

Дислалия – 5-10 ч, дизартрия 10-15 ч.

Автоматизация поставленного звука на данном этапе осуществляется

- в слогах;

- в словах;

- во фразе;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

На речевом, картинном материале, работе с предметами, игровом материале.

Работа над дыханием:

- И.п. лежа на спине, вдох через открытый рот, одновременно с выдохом поднятие правой руки в потолок. Вдох через нос с одновременным опусканием руки.

- И.п. лежа на спине, вдох через открытый рот, одновременно с выдохом поднятие правых руки и ног в потолок. Вдох через нос с одновременным опусканием руки. Аналогично с левыми.

1.  «Движение в нижней зоне» - царство птиц с обратным перевоплощением.

2. «Что находится справа (спареди, слева, сзади)?»

3. Ползание на четвереньках с перекрещиванием рук вперед и назад.

4. И.п. – ребенок стоит на четвереньках. Язык высунут. Отклонение языка в сторону «шагающей» руки.  Это же упражнение, двигаясь назад.

1. «Найди предмет с нужной текстурной поверхностью».

2. «Проведи линию» - проведение линий по указанию – прямая, прерывистая, волнистая, красная и т.д. например, из центра вверх и т.д.

Этап автоматизации и дифференциации звука в самостоятельной речи, коррекция последующих звуков.

Дислалия – 15 ч, дизартрия 20 ч.

Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

по опорным словам

по сюжетным картинкам

на заданную тему

придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь

Работа над дыханием:

- И.п. лежа на спине, вдох через открытый рот, одновременно с выдохом поднятие правой руки и левой ноги в потолок. Вдох через нос с одновременным опусканием руки и ноги. Аналогичный повтор.

1. Ползание на четвереньках с поворотом головы в сторону «шагающей» руки. То же самое назад.

2.  Ползание на четвереньках с поворотом глаз в сторону от «шагающей» руки. То же самое назад.

3. Ползание на четвереньках с поворотом глаз и языка в сторону «шагающей» руки. То же самое назад.

4. Ползание на четвереньках с поворотом глаз и языка в противоположную сторону от «шагающей» руки. То же самое назад.

1. Копирование - графические рисунки (полоска).

2. Рисование линий правой, а затем левой рукой, после - одновременно.

3.  Рисование кругов и овалов правой, а затем левой рукой, после - одновременно.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции  звукопроизносительной стороны речи. Шипящая группа звуков [ш, [ж], [ч], [щ].

Звукопроизношение

кол-во часов

Содержание, виды  работы

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

Подготовительный этап

Развитие артикуляционной моторики

Дислалия – 5 -7 ч, дизартрия 7 – 14 ч.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

 «Улыбочка»

«Заборчик»

«Трубочка»

«Рупор»

комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

«Месим тесто»

«Трубочка (пирожок)»

«Чашечка»

«Грибочек»

«Почистим зубки»

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Часики»

П р и м е ч а н и е:  упражнения проводятся перед зеркалом с постепенным отходом от него – выработка кинетической и кинестетической основы

(сопряжённые и отражённые, затем - самостоятельно)

3. Имитационные игры («Шелестят листочки» «Чистим ковер», «Пили пила, пока остра», «Чисти щетка, веселей» и др).

4.Игры на развитие дыхания: «Фокусник», «Подуй на…», «Кто дальше улетит» и т.д.

Дополнительно:

-И.п. – лежа на спине. Четырехфазное дыхание(вдох 1-2-3 – задержка 1-2-3-выдох 1-2-3-не дышим 1-2-3) Повтор 4-6 р.

5. Отработка опорных звуков [т], [д], [с], [з] .

1. Ползание на четвереньках с поворотом глаз в сторону «шагающей» руки, а языка в противоположную.

2. Ползание на четвереньках с перекрещенными руками, поворотом языка в сторону «шагающей» руки.

То же самое назад.

1.Рисование восьмерок правой, а затем левой рукой, после - одновременно.

2. Рисование симметричного изображения от центра листа одновременно обеими руками.

Этап формирование первичных произносительных умений и навыков

Дислалия – 2-5 ч, дизартрия 5-8 ч.

1.Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

Специальные упражнения для звуков [ж,ш]

1. Работа над вспомогательными звуками:

Произношение звуков [т], [д], [с], [з] .

Первый способ: от «Чашечки»

Второй способ: от  [р]

2. Механическая помощь при постановке звука:

удерживание кончика языка в верхнем положении шпателем при произнесении [с], [з]

Специальные упражнения для звука [ц]:

Выполнение сильного задувания с произнесением «т-с-с-с-с».

Koppeкция звука:

Работа над:

точностью

чистотой (без вспомогательных движений)

плавностью (без толчков)

силой (с напряжением)

темпом (от замедленного к быстрому)

достижение уcтoйчивости полученного результата .

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы

и высоты голоса.

2. Работа над дыханием:

выработка плавного длительного выдоха

работа над силой выдоха

Дополнительно:

Обучение ребенка делать выдох длиннее вдоха в 2 раза.

1. Ползание на четвереньках с перекрещенными руками, поворотом языка в сторону от  «шагающей» руки.

То же самое назад.

2. Ползание на четвереньках с перекрещенными руками, поворотом языка и глаз в сторону  «шагающей» руки.

То же самое назад.

1. Ползание на четвереньках с перекрещенными руками, поворотом языка в сторону от  «шагающей» руки.

То же самое назад.

«Каляки – маляки».

«Коврик» правой рукой.

Этап автоматизации поставленного звука в речи

Дислалия – 5-10 ч, дизартрия 10-15 ч.

Автоматизация поставленного звука на данном этапе осуществляется

- в слогах;

- в словах;

- во фразе;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

На речевом, картинном материале, работе с предметами, игровом материале.

1. Ползание на четвереньках с перекрещенными руками, поворотом языка в сторону  «шагающей» руки, языка от нее.

То же самое назад.

2. Ползание на четвереньках боком:

-шагают правая рука и нога, затем – левые

-шагают правая рука и левая нога, левая рука и правая нога

-шагают правая рука и нога, с перекрещиванием на 2 шаге

«Коврик» правой с окончанием рисунка рукой.

Этап автоматизации и дифференциации звука в самостоятельной речи, коррекция последующих звуков.

Дислалия – 15 ч, дизартрия 20 ч.

Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

по опорным словам

по сюжетным картинкам

на заданную тему

придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь

1. Ползание на четвереньках боком:

-шагают правая рука и нога, затем – левые с поворотом языка в сторону «шагающей» руки

-шагают правая рука и левая нога, левая рука и правая нога поворотом языка в сторону «шагающей» руки

Повтор 4-6-раз.

- шагают правая рука и нога, с перекрещиванием на 2 шаге. Поворот языка в сторону шагающей руки.

«Коврик» правой с окончанием рисунка рукой.

Копирование - графические рисунки (предметы).


Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции звукопроизносительной стороны речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])

Звукопроизношение

кол-во часов

Содержание, виды  работы

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

Подготовительный этап

Развитие артикуляционной моторики

Дислалия – 5 -7 ч, дизартрия 7 – 14 ч.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

«Оскал»

«Хоботок»

«Хоботок» с последующим «оскалом»

«Трубочка»

раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы

удерживание бумажных трубочек

комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

«Лопаточка»

«Жало»

«Грибочек»

«Гармошка»

«Язык перешагивает через зубки»

«Почистим верхние зубки»

«Дятел»

«Индюки болтают»

 «Качели»

П р и м е ч а н и е:  упражнения проводятся перед зеркалом с постепенным отходом от него – выработка кинетической и кинестетической основы

(сопряжённые и отражённые, затем - самостоятельно)

3. Имитационные игры («Моторчик», «Самолет», «Барабанчик», «Цоканье лошадки», «Пароходик» и др.)

4.Игры на развитие дыхания: надувание шариков, «У кого дальше улетит…», «Подуй на карандаши» и др.

5. Отработка опорных звуков для [л] - [а, ы], [р] - [т, д, ж].

1. Ползание на четвереньках боком:

-шагают правая рука и нога, затем – левые с поворотом глаз в сторону «шагающей» руки

-шагают правая рука и левая нога, левая рука и правая нога поворотом глаз в сторону «шагающей» руки

Повтор 4-6-раз.

.

1.  «Раскрути спираль, закрути спираль» (обе руки, право и левозакрученные).

2.  «Обведи по линии» (одной рукой, затем другой рукой).

Этап формирование первичных произносительных умений и навыков

Дислалия – 2-5 ч, дизартрия 5-8 ч.

1.Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация вибрации языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков

Специальные упражнения для звука [Р]

1. Работа над вспомогательными звуками:

многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т - т - т»)

присоединение голоса (даёт «д - д - д»)

выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т - т - т - ттрррр»)

2. Механическая помощь при постановке звука:

удерживание кончика языка у верхних десен шпателем

вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще «дддд» (упражнение «Балалайка»)

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами

2. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р»

(«тпppp» - задувание и дрожание обеих губ)

3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

игры на выработку вибраторных движений кончика языка

работа над силой выдоха

имитационные игры

Специальные упражнения для звука [Л]:

П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:

«Улыбка»

прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий)

так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса

В т о р о й с п о с о б:

постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:

«Качели» (для губного [Л])

«Качели» с одновременным произнесением «А - А - ААА» или «ы – ы – ыыы»

Т р е т и й с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам.

Koppeкция звука:

Работа над:

точностью

чистотой (без вспомогательных движений)

плавностью (без толчков)

силой (с напряжением)

темпом (от замедленного к быстрому)

достижение уcтoйчивости полученного результата .

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы

и высоты голоса.

2. Работа над дыханием:

выработка плавного длительного выдоха

работа над силой выдоха

1. Ползание на четвереньках боком:

-шагают правая рука и нога, затем – левые с поворотом глаз в сторону от  «шагающей» руки

-шагают правая рука и левая нога, левая рука и правая нога поворотом глаз в сторону от «шагающей» руки

Повтор 4-6-раз.

2.  шагают правая рука и нога, с перекрещиванием на 2 шаге. Поворот языка и глаз в сторону шагающей руки.

- шагают правая рука и нога, с перекрещиванием на 2 шаге. Поворот языка и глаз в сторону от шагающей руки.

1. «Обведи по линии» (двумя руками одновременно в одном направлении).

Этап автоматизации поставленного звука в речи

Дислалия – 5-10 ч, дизартрия 10-15 ч.

Автоматизация поставленного звука на данном этапе осуществляется

- в слогах;

- в словах;

- во фразе;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

На речевом, картинном материале, работе с предметами, игровом материале.

1. Ползание на четвереньках боком:

-шагают правая рука и нога, затем – левые с перекрестом на 2 шаге поворотом глаз в сторону «шагающей» руки, языка - в противоположную

-шагают правая рука и левая нога, левая рука и правая нога поворотом с перекрестом на 2 шаге  глаз в сторону «шагающей» руки, языка - в противоположную

Повтор 4-6-раз.

2. Шаги, стоя на коленях;

-шаг правой ногой, правая рука – на правый бок, шаг левой ногой, правая рука опускается, левая рука – на левый бок.

-шаг правой ногой, правая рука – на правое плечо, шаг левой ногой, правая рука опускается, левая рука – на левое плечо.

-шаг правой ногой, правая рука – на левое плечо, левая рука – на левый бок; шаг левой ногой,  левая рука – на правое плечо, правая рука – на правый бок.

То же самое назад.

1. «Обведи по линии» (двумя руками в противоположном направлении).

2. «Продолжи орнамент» (сначала одна рука, затем другая) – линии вертикальные, горизонтальные,  наклонные, круги, квадраты, овалы.

Этап автоматизации и дифференциации звука в самостоятельной речи, коррекция последующих звуков.

Дислалия – 15 ч, дизартрия 20 ч.

Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

по опорным словам

по сюжетным картинкам

на заданную тему

придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь

И.п. – лицом к стене, ноги на ширине плеч, носки ног упираются в стенку, ладони лежат на стене.

- одновременное преставление правой руки и ноги,  левой руки и ноги.

- одновременное преставление правой руки и левой ноги,  левой руки и правой ноги.

-одновременное преставление правой руки и ноги,  левой руки и ноги с перекрещиванием через шаг.

- одновременное преставление правой руки и левой ноги,  левой руки и правой ноги с перекрещиванием через шаг.

1. «Орнамент на полоске».

2. «Разноцветные бусы».

Приложение 2.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

месяц

неделя

Звук,  буква

фонематическое восприятие

Дифференциация звуков

Звуко- слоговой анализ                      и синтез

 на слух        

в произношении

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1.

диагностика

2.

3.

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

«Угадай, чей голос»

«Чудо – звуки»»

«Улови шепот»

«Жмурки с голосом»

«Где позвонили?»

«Скажи, что звучит»

«Громко – тихо» и др.»

4.

А

«А» от           прочих              звуков

Выделение ударного гласного в начале слова.

Узнавание звуков в звуковом ряду.

октябрь

5

У

«А»  от прочих звуков

А - У

Анализ звукоряда из двух звуков.

6

О

«О» от прочих звуков

А – О               У -  О

Анализ звукоряда из трёх звуков

7

И

«И» от прочих звуков

А-О               У - О

Анализ звукоряда из четырёх звуков

8

Э

«Э» от прочих звуков

А-Э                    У –Э                О – Э             И - Э

9

Ы

«Ы» от прочих звуков

Ы -И

10

М

Дифференциация гласных

Позиционный анализ. Выделение  согласного в конце слова.

ноябрь

11

Н

М –М –Н-Л-Л,

"М» от гласных звуков.

Позиционный анализ (место звука в слове: конец, начало, середина).

Анализ обратного слога (ГС).

12

П

М – М, - Н – Н, - Л –Л,

М-М,- Н – Н,

  13

Ф

Ф – Ф, - Х –Х, - В – В,

Ф – Ф, – М – М,– Н – Н,

14

К

П – П, – Б –Б,– Т – Т. – К –К,

П –П, – М – М, – Н – Н,– Ф – Ф,

II период (декабрь, январь, февраль)

декабрь

ь

  15

Г

Т – Т, – Д – Д, – К – К,

Т – Т, – П – П,

Позиционный анализ (место звука в слове: конец, начало, середина).

Позиционный анализ (место звука в слове: конец, начало, середина).

Позиционный анализ (место звука в слове: конец, начало, середина).

Анализ обратного слога (ГС)

    16

Х

К – К, – Х – Х, – Г – Г,

К –К, – П – П, –Т-Т,

   17

Т

Х – Х,       Г – Г,         

Х – Х, – Ф – Ф, – К –К,

Выделение гласного из положения после согласного.

     18

январь

   19

     20

Д

Л – Л, - Й – Р -Р

Л – Л – М – М, – Н – Н,

Анализ прямого слога  (СГ)

    21

Б-Б

Б-Б`-П-П`-Г-Г`-Д-Д`

Й – Л –Л,

   22

В-В`

В-В`-Ф-Ф`-Б-Б`

Й – Л –Л,

     23

С

В – В – Б-Б,- Ф –Ф,

В – В,- Ф-Ф,

февраль

     24

З

Б-Б-П-П,-Г-Г,-Д-Д,

Б-Б-П-П,-В-В, 

Анализ  односложных слов (СГС)

      25

Ц

Д-Д,-Т-Т,-Б-Б,-Г-Г,

Д-Д,-Т-Т,

   26

Ш

Г-Г,-К-К,-Б-Б,-Д-Д,

Г-Г,-К-К,-Х-Х,

       27

Ж

Дифференциация звонких – глухих

III период (март, апрель, май)

март

     28

Ч

С-С,-З-З,-Ц-Ш-Т-Т,

С-С,- Т-Т,

Анализ односложных слов (СГС).

       29

Щ

С-С,-З-З,-Ж-Д-Д,

С-С,-З-З,-Д-Д,

  30

Л

Ц-С-С,-Ч-Т-Т,

Ц-С-С-Т-Т,

Анализ слов с двумя открытыми слогами (СГСГ)

31

Р

Ш-С-С,-Ж-Щ-Т-Т,

Ш-С-С,-Ж-Щ-Т-Т,

апрель

     32

Я

Ш-Ж-З-З,-С-С-Д-Д,

     33

Е

Ч-Т-Т,-С-С,-Щ-Ц

Ч-Т-Т,-С-С,

     34

Ё

Щ-С,,-Ш-Ч

 35

Ю

Р-Р-Л-Л

май

         36

Й

Й-Л-Л`

        37

П

П-П`-

Б-Б`-Т-Т``-К-К`

П-П`-Ф-Ф`-М-М`-Н-Н`

Анализ слов с двумя открытыми слогами _(СГСГ) + (Г-СГ_ - и-ва

    38

ДИАГНОСТИКА

     39

Приложение 3.

Паспорт логопедического кабинета

I. Оснащение логопедического кабинета.

1. Настенное зеркало.

2. Детские настольные зеркала- 3штуки.

3. Столы для детей -2 штуки.

4. Стол для логопеда.

5. Стул для взрослых.

6. Дополнительное освещение у зеркала.

7.  Шкафы для методической работы.

9. Магнитная доска.

10. Шкаф для дидактических пособий.

11. Чистое полотенце, шпатели, салфетки.

12. Ноутбук, принтер.

II. Документация логопеда.

1. Положение об организации и работе логопедического пункта.

2. Инструкция по технике безопасности учителя- логопеда.

3. Инструкция по охране труда.

4. Перспективный план работы с детьми.

5. Годовой план коррекционно- методической работы на уч. год.

6. Журнал первичного логопедического обследования.

7. Лист ожидания (подг.гр.).

8. Список дошкольников, зачисленных на логопункт на уч. год.

9. Режим работы логопедического пункта на уч. год.

10. Расписание логопедических занятий на уч. год.

11. Перспективные планы коррекционной, методической работы.

12. Речевая карта на каждого ребенка.

13. Журнал учета посещаемости по группам.

14. Диагностическая карта звукопроизношения.

15. Лист динамического наблюдения.

III. Материал для обследования.

1. Обследование произношения.

2. Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3. Обследование слоговой структуры слова.

4. Обследование словаря.

5. Обследование грамматического строя речи.

6. Обследование самостоятельной речи.

IV. Материал для работы над звукопроизношением.
Дидактические игры и материалы для развития артикуляционной моторики:

  • «Тучка»
  • «Артикуляционная гимнастика со Смешариками»
  • «Подбери пару»
  • Разноцветный танграм»
  • «Артикуляционная гимнастика Винни пух и его друзья»
  • «Артикуляционные упражнения со вкусом печенья»
  • «Лепим снеговика»
  • «Облака»
  • «Матрешки»
  • Картинки для проведения артикуляционной гимнастики
  • Набор картинок «Разминаем язычок»
  • Сборник «Артикуляционные сказки»
  • Сборник игр для развития артикуляционной моторики
  • Сборник «Нескучные артикуляционные упражнения»
  • Профили звуков
  1. Дидактические игры и материалы для развития дыхания:
  • «Волшебная свеча»
  • Сборник игр для развития воздушной струи
  • Дудочки
  • Стакан с трубочками
  • «Воздушный бассейн»
  • «Подуй на шарик, вспомни сказку»
  • Шарики
  • Пузыри
  • «Пушинки»
  1. Дидактические игры для автоматизации звуков:
  • «Проверь себя»
  • «Холодильник»
  • «Нелепицы»
  • Домино «Инструменты»
  • Домино «Одежда»
  • Домино «Птицы»
  • «Простое домино, простые правила»
  • Домино «Ягоды»
  • «Гантели»
  • «Планеты»
  • «Лабиринт»
  • «Дидактические упражнения для автоматизации звуков» (звуковые дорожки)
  • «Парочки»
  • «Дружные звуки»
  • «Стиральная машина»
  • «Посчитай – кА»
  • «Дружные пингвины»
  • «Повар – фантазер»
  • «Сырный домик»
  • «Круги Эйлера»
  • «Цветущий кактус»
  • «Кто быстрее»
  • Лото – мозаика «Герб города Красноярска»
  • «Подбери предметы»
  • «Варежки и перчатки»
  • Лото «Футбольный мяч»
  • «Ниточка за ниточку
  • Логопедические бусы
  • «Поймай бабочку»
  • «Спаси жучка»
  • «Рыбалка»
  • «Морские звезды»
  • «Муравейник»
  • «3 картинки»
  • «Трудолюбивая пчела»
  • Фабричные:
  • «Один – много»
  • «Половинки»
  • Логопедическое лото «Говорим правильно л»
  •  Логопедическое лото «Говорим правильно р»
  • Игры в картинки со звуками [л, л’, р, р‘]
  • Играем со звуками [с, с’, з, з‘, ц]
  • Играем со звуками [ш,ж,ч,щ]
  • Играем со звуками [л, л’, р, р‘]
  1. Дидактические игры для развития и коррекции недоразвития ФФП:
  • «Мышка или мишка»
  • «Паучок»
  • «Лягушка убегает от цапли»
  • «Лягушка ловит комариков»
  • «Божья коровка»
  • «Баскетбол»
  • «Аквариум»
  • «Улей»
  • «Что за стук?»
  • «Общий звук»
  • «Развиваем и дифференцируем»
  • «Угадай по звуку»
  • «Домики – схемы»
  • «Слоговой батон»
  • «Строители»
  • Фабричные:
  • «Волшебный сундучок»
  • Игротека речевых игр
  • «Согласные твердые и мягкие»
  • «Согласные звонкие и глухие»
  • «Звуки с,з,ц я вас различаю»
  • «Звуки р и л я вас различаю»
  • «Звуки ш и ж я вас различаю»
  • «Прочитай по первым буквам»
  • Фонетическое лото «Звонкий – глухой»
  • «Веселый паровоз»
  • «Путешествие в страну звуков»
  • «Делим слова на слоги»
  • «Речевая тропинка»
  • «10 гласных подружек»
  1. Медиа – игры:
  • «В поисках волшебного колокольчика»
  • «Приключения пчелки Майи»
  • «Сборник мультимедийных презентаций и дидактического материала для автоматизации [л, л’, р, р‘]
  • «Сборник мультимедийных презентаций и дидактического материала для автоматизации [ш, ж, ч, щ]
  • «Сборник мультимедийных презентаций и дидактического материала для автоматизации [с, з, ц]
  • «Сборник мультимедийных презентаций для развития артикуляционной моторики
  • Детские песенки для автоматизации звуков
  • Сборник игр по развитию слоговой структуры
  • Сборник игр «Твердые и мягкие»
  • Сборник игр «Звонкие и глухие»

V. Материал для подготовки к обучению грамоте.

  1. Подвижная азбука
  2. Символы звуков
  3. Магнитная азбука
  4. Картинный материал
  5. Альбомы по подготовке к ОГ
  6. Сборники по профилактике оптической дисграфии

VI. Материал для развития мелкой моторики и графо-моторных навыков.

VII. Картинный материал.

VIII. Методическая литература.

IX. Материалы по работе с родителями.

Приложение 4.

План работы с коллективом.

Сроки проведения.

Мероприятие

Сентябрь

Результаты  логопедического обследования  в старшей и подготовительной группах. Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год. Обсуждение организационных моментов  работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие.  

Октябрь

Практикум  «Методика проведения артикуляционной гимнастики.  Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков».

Ноябрь

Презентация игр и игрового материала «Игры для формирования фонематического слуха у детей с ФФН».

Декабрь

Семинар – практикум  «Формирование навыков звукового анализа».

Январь

Результаты  промежуточного логопедического обследования  в старшей и подготовительной группах. Обсуждение организационных моментов  работы с детьми, имеющими нарушения речи.  

Февраль

Открытое подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе, индивидуальное по звукопроизношению .

Март

Тренинг «Нетрадиционные приемы развития общей и мелкой моторики у детей с речевым недоразвитием».

Апрель

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда».

Май

Результаты итогового  логопедического обследования  в старшей и подготовительной группах.

Приложение 5.

План работы с родителями.

Сроки проведения.

Мероприятие

Сентябрь

Индивидуальные консультации по итогам диагностики. (ст.. подг. гр.)

Стендовая информация «Речевое развитие детей 5-6 лет».

Стендовая информация «Речевое развитие детей 4-5лет».

Стендовая информация «Речевое развитие детей 3-4 лет».

Стендовая информация «Речевое развитие детей 2-3 лет».

Родительское собрание. Консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет».

Октябрь

Папка – передвижка «Дизартрия». (подг.гр)

Папка – передвижка «Алалия». (1 мл.гр)

Круглый стол «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» (подг.гр.)-1ч

Ноябрь

Памятка «Возрастные и патологические недостатки произношения дошкольников». (2 мл, средние, старшие группы).

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика» (все группы).

Стендовая информация «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» (подг.гр.) – 2 ч.

Выставка литературы – книга «Как научить ребенка разговаривать».

Декабрь

Тренинг «Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания» (средние группы).

Стендовая информация «Причины задержки и нарушения речи в детском возрасте» (1 младшие)

Круглый стол «Как развивать речь ребенка?» (все группы)

Выставка литературы «Сказки о Язычке» (все группы)

Январь

Консультация»Это страшное слово- ДИСГРАФИЯ!» (средняя группа)

Папка – передвижка «Игры для развития лексико – грамматических представлений и совершенствования навыков ЗБА для детей 6 лет» (подг. гр.)

Стендовая информация «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» (подг.гр.) – 2 ч.

Февраль

Мастер – класс «Хочу писать правильно» (подг.гр.)

Лекция «Дышать легко и свободно…» (1 мл)

Консультация с элементами тренинга «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» (подг.гр.) – 3 ч.

Март

Беседа «Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче» (1 мл.)

Апрель

Круглый стол «Логопедические игры в песочной стране» (1 мл., 2 мл)

Диспут – клуб «Не хочу учиться – хочу веселиться!» (подг.гр.)

Май

Стендовая информация «Мозг первоклассника и успешная учеба» (подг.гр.)

В теч.года

Участие в собраниях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...