КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» по обучению началам грамоты в подготовительной к школе группе коррекционной направленности для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Трофимова Наталья Владимировна

КОНСПЕКТ

коррекционно - образовательной  деятельности

«Путешествие по сказкам»

по обучению началам грамоты

в  подготовительной к школе группе

коррекционной направленности

 для детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

коррекционно - образовательной  деятельности

«Путешествие по сказкам»

по обучению началам грамоты

в  подготовительной к школе группе

коррекционной направленности

 для детей с общим недоразвитием речи

                                                   Учитель-логопед

                                                         МАДОУ №35 р.п.Приютово

                                                        Трофимова Наталья Владимировна                          

                                                             

2017 год

Коррекционно – образовательные  задачи:

- Закрепить и совершенствовать знания детей о звуках и буквах, гласных и согласных.

- Продолжать работать над развитием связной речи, интонационной выразительностью.

- Формирование фонематического восприятия, умение выделять начальные звуки, выполнять звуковой анализ слов, давать полную характеристику звукам.

Коррекционно – развивающие задачи:

- Продолжать совершенствовать навыки составления предложений из предложенного набора слов.

- Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- Продолжать воспитывать интерес к занятиям, эмоциональность.

- Воспитывать желание заниматься и помогать друг другу.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательная область «Познавательное  развитие»

- Обобщить и  систематизировать полученные знания в  занимательной игровой форме.

- Совершенствовать умение  чтения слогов и слов.

Образовательная область «Речевое  развитие»

 - Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.

 - Развитие связной речи и интонационной выразительности.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

1. Способствовать раскрепощению детей в ООД,  игре, проявлению индивидуальности.

Образовательная область «Физическое развитие»

- Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей и мелкой моторики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

- Умеют выделять начальные звуки, выполнять звуковой разбор слов, давать полную характеристику звукам, составлять предложения из предложенных слов.

- Умеют логически связно выражать свои мысли, общаться друг с другом.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Обогащение словаря: Лукоморье, хранитель сказок, сундук.

Активизация словаря: Звук, слог, предложение, схема, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, герои сказок, Дюймовочка, Белоснежка, Русалочка, Красная Шапочка.

ОБОРУДОВАНИЕ:  пейджики на каждого ребенка, цветные  карандаши, раскраски, сундучок с ребусами  на каждого ребёнка,  пособие «Собери букет с чистоговорками» на каждого ребёнка, су-джок мячики по количеству детей.

ТСО: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация в Power Point «В мире сказок».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд№1 –фон

I. Организационный момент.  

Встанем дети дружно в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Влево, вправо повернёмся

И друг другу улыбнёмся!

Руки к солнцу протяните –

Лучики его возьмите,

С этим лучиком в груди

Веселей на мир гляди!

Логопед: 

- Ребята, а вы любите сказки?  Тогда, я приглашаю вас в путешествие по стране сказок, в гости к моему другу - хранителю сказок коту Василию.

И полетим мы  туда на волшебных воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика  с движением «воздушные шары»                         

Встаем прямо.                        

Дружно все насос включаем  

                  /кисти рук перед грудью сцеплены в замок, локти в стороны

В шары воздух накачаем: «С-С-С-С-С-С-…»    

                  /делаем ритмичные движения кистями рук вверх - вниз

Надуваются  шары «С С С С….»    

/поднимаем руки через стороны вверх и сцепляем над головой в виде шара                                                                                                 

Ветерок шары качает:

Влево - раз, вправо- два,               /наклоны  влево- прямо – вправо - прямо

Влево- раз, вправо- два,

Полетели, детвора!              (музыкальная заставка)  СЛАЙД №2

Мы летим под облаками,                      /поворот вокруг себя на 180*

А земля плывет под нами.                     /раскачиваемя влево - вправо

Роща, поле, сад и речка                         /показываем руками перечисленные

И дома, и человечки.                              предметы

Мы летели, мы летели,

В страну сказок прилетели!

Приземляемся, ура!

Сдуть нам  шарики пора:  «ССССССССССССССС».

                                                      / Опускаем руки через стороны вниз

II Основной этап.

  1. Постановка цели занятия.

Логопед: Ребята? Куда же мы с вами попали? Это не добрый сказочный лес. Что-то здесь не так. (Слайд №3)

Сейчас все узнаем, а пока, садитесь на волшебные стулья.

(Слайд №4) Появляется изображение колдуньи. Звучит ее голос.

Колдунья: (Смеется)  - Я, злая колдунья, заколдовала ваши сказки – нет больше волшебного дерева и кота ученого. Не видать вам никаких сказок, пока не справитесь с моими заколдованными заданиями. (Смеется)

(Слайд №5)

Логопед:  Ребята, что же делать?

Надо  спасать сказочных жителей и вернуть хранителя сказок – кота Василия. Вы согласны?  

Тогда нам нужно будет выполнить все задания, которые приготовила для нас злая колдунья.  

У меня есть волшебные клубочки, они укажут нам дальнейший путь по заколдованному лесу.

     2. Упражнение «Волшебный шарик»  

дети берут су-джок мячи из под стульчиков и  делают массаж кистей рук

выполняя движения в соответствии с текстом

Этот шарик непростой,                 (любуемся шариком на левой ладошке)

Он волшебный, вот какой.                (накрываем правой ладонью)

Будем  шарик мы катать               (катаем шарик по кругу между ладошками )

Чтобы сказки отыскать.

Вверх катаем, вниз катаем                  (ритмично катаем шарик вверх - вниз)

Из рук шарик не пускаем            (катаем шарик по кругу между ладошками )  

Раз катаем, два катаем                   (ритмично катаем шарик вверх - вниз)

В сказку быстро попадаем!          (катаем шарик по кругу между ладошками )

(Кладем су-джок мячи под стульчики, стряхиваем ладошки и садимся на стульчики)

Логопед:    Посмотрите, кто это сидит на поляне и играет с животными?  Белоснежка. Да,  она давно ждёт, когда же мы придём ей на помощь и разгадаем первый  секрет  колдуньи. (Слайд №6)

3. Упражнение «Звуко - буквенные  символы»

Логопед:  Ребята, посмотрите,  Белоснежка приготовила для нас подсказки. Чтобы их расшифровать, надо хорошо подумать и рассказать о том, что обозначают  эти символы: разноцветные кружочки, колокольчики  (звуки, буквы, слоги, слова) Слайды  №7, 8

Логопед:  Вы успешно справились с первой загадкой колдуньи, за это Белоснежка дарит  нам  первую картинку-подсказку, которая поможет расколдовать сказки и хранителя сказок – кота Василия. А еще она нам оставила волшебный клубочек, который укажет дальнейшую дорогу

(появляется картинка-подсказка Дудочка –Слайд№9)

Дети встают со стульчиков и идут вместе с логопедом за волшебным клубочком к цветочной поляне

4. Упражнение « Разгадай чистоговорку»

Логопед:  Мы с вами попали на цветочную поляну, около реки. Что же это за сказка? Да, это сказка Дюймовочка.  Она просит вас о помощи.

(Слайд№10 - 11)

           Я от жабы убегала

           И цветы все растеряла

           Помогите их собрать,

           Чистоговорки разгадать!

Логопед:  Ребята, давайте соберем, потерянные Дюймовочкой волшебные цветы в букеты. Каждый из вас должен собрать букет определенного цвета и разгадать заколдованные  чистоговорки!

(дети собираю букеты и встают около стульчиков )

Логопед:  Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже успешно справились, и Дюймовочка дарит вам за это  вторую картинку – подсказку.

(появляется картинка - подсказка Роза – Слайд№ 12)

5. Упражнение «Ребусы»

Логопед:  клубочек зовёт нас дальше. Посмотрите, что нашел клубочек  что-то нашел: это сказочный сундук. Мы, наверное,  нашли с вами клад, сейчас узнаем. (Слайд №13 - 14)

Логопед:  В сундуке, много лет хранилась карта путеводитель по Стране сказок, но от времени она рассыпалась на кусочки – ребусы. Давайте попробуем  разгадать эти ребусы и получить следующую картинку – подсказку. (Слайд №14)

(Дети садятся на стулья и разгадывают ребусы)

(появляется картинка- подсказка  Утка – Слайд №15)

Слайд №16 - 17

Логопед:  Ребята, посмотрите, кто это к нам идёт по лесной дорожке?  

Да, это Красная шапочка.

Она  приглашает нас поиграть с её друзьями Чудариками.

6. ФИЗМИНУТКА 

Музыкально-подвижная игра «САМОЛЕТ».   (Слайд  №18)

(Дети садятся на стулья)

(появляется картинка Бабочка – Слайд19)

7. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Логопед:  Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (звучит шум моря) (Слайд №20)

Логопед: Злая колдунья заколдовала не только волшебный лес, но и подводное царство, посмотрите нас ждет Русалочка, она совсем одна, рядом с ней  нет  ни одной рыбки, ни одного морского жителя.

(Слайд №21 - 22)

Логопед:  Колдунья заколдовала даже  морское царство,  оно стало  пустым и безжизненным. Расколдовать морское царство можно, если мы с вами  оживим морских рыб, раскрасив их цветными карандашами. Но только нам надо торопиться. Поспешим скорее к столам .

(звучит музыка из мультфильма «Русалочка»)

Логопед:  Ребята, посмотрите, наши рыбки ожили и стали веселиться                               (Слайд №23),

а Русалочка в знак благодарности дает нам следующую подсказку.

(появляется картинка Жемчужина – Слайд №24)

Логопед:  Теперь подводное царство в безопасности, а нам пора идти дальше! Слайд №25

( звучит музыка «В гостях у сказки, дети идут по кругу и садятся на стулья)

8. Упражнение «Путаница»

(Составление предложений из предложенного набора слов)

Слайд №26

Логопед:  Клубочек привел нас к дереву - сказок. Злая колдунья перепутала все слова в сказочных предложениях и дерево засохло. Чтобы его оживить, надо составить красивые предложения из перепутанных слов.

МАША ДЕВОЧКА ЖИЛА – БЫЛА.

ПОШЛА ЛЕС ОДНАЖДЫ МАША С ПОДРУЖКАМИ В .

ГРИБЫ ДЕВОЧКИ СОБИРАТЬ И СТАЛИ ЯГОДЫ.

И ЗАБЛУДИЛАСЬ УШЛА МАША ДАЛЕКО.

Логопед:  Скажите, из какой сказки эти предложения?

Правильно, из сказки «Маша и медведь»

- Смотрите, наше дерево снова зазеленело. И мы получаем в награду следующую картинку – подсказку.

(Слайд №27 – дерево с листьями)

 (появляется картинка – подсказка  Доктор Айболит – Слайд№28)

9. Упражнение «Звуко - буквенный анализ слова»

Логопед:  Ребята, теперь нам осталось расколдовать последнюю загадку колдуньи и вернуть хранителя сказок – Ученого кота на его волшебное дерево.

Логопед:  Вспомните, какие картинки - подсказки подарили нам сказочные персонажи?  (Дудочка - Роза - Утка - Жемчужина - Бабочка – Айболит)

Вот они-то нам  и помогут расшифровать заколдованное волшебное слово.

Мы, должны отгадать с какого звука начинается название каждой из картинок – подсказок, охарактеризовать эти звуки и назвать букву, соответствующую этому звуку.  В результате прочитать получившееся слово.

-  «Что всегда и везде, помогает нам в беде? ». (Дети читают хором слово ДРУЖБА (Слайд  №29)

Появляется кот, сидящий на дереве (Слайд. №30)

III. Заключительный этап.

Логопед:  Вот мы и расколдовали сказочную страну,  вернули хранителя сказок кота Василия на свое любимое волшебное дерево.

А в благодарность за вашу доброту и помощь, руки умелые, ум и смекалку,

кот Василий дарит вам свои любимые книжки-сказки.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Подведение итога занятия.

Страну Сказок мы спасли, с котом ученым познакомились, а сейчас, пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте накачаем заново наши волшебные шарики :

Дружно все насос включаем  

                  /кисти рук перед грудью сцеплены в замок, локти в стороны

В шары воздух накачаем: «С-С-С-С-С-С-…»    

                  /делаем ритмичные движения кистями рук вверх - вниз

Надуваются  шары «С С С С….»    

                 /поднимаем руки через стороны вверх и сцепляем над головой

                                                                                                     в виде шара

Ветерок шары качает:

Влево- раз, вправо- два,                       /наклоны  влево- прямо – вправо - прямо

Влево- раз, вправо- два,

Полетели, детвора!   

Несётся шар воздушный

Высоко над землёй.

  (Слайд  №31)                              

Несётся шар воздушный

Над сказочной страной.

Эй! Маленькие люди!

Смотрите, мы летим!

Из сказки в детский садик

Вернуться мы спешим!

Покружились, покружились

И на землю приземлились.

- Вам понравилось наше путешествие? В каких сказках побывали? Кого спасали?

- Какие задания были самыми трудными для вас?

- Если вам все понравилось, возьмите себе веселых смайликов, а если не очень, то печальных.

- Кто взял печальных смайликов? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Примерное календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи на октябрь месяц по теме "Осень, осень, в гости просим..." (неде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...