Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ц и Ч"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Девятьярова Ирина Вазировна

В образовательных дошкольных учреждениях часто стоит вопрос о проведение открытого занятия по развитию речи. Но квалификация воспитателя не всегда позволяет написать и провести НОД по развитию речи со всеми нюансами и правилами, как это делает логопед, особенно если брать звуковую сторону речи. Данный конспект включил в себя проработку дифференциации  звуков "Ц" и "Ч" в старшей группе в соответствие с ФГОС. Создание проблемной ситуации в сборе вещей для Айболита в далекую Африку, включает в себя выполнение игровых упражнений на проговаривание звуков, совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Данное занятие представлено в игровой форме, с возможностью задействовать все групповое помещение, что так важно для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Уважаемые педагоги!

Свою непосредственную образовательную деятельность я реализовала при помощи

Словестного метода (беседа, вопросы к детям),

наглядного (показ картинок, мнемотаблица)

и игрового метода (игровые упражнения «Домик Чебурашки и Цыпленка», были использованы приемы одобрения, объяснения, показа,  

также присутствовала проблемная ситуация в поиске вещей для Айболита,

провелась индивидуальная работа и работа  в подгруппах.

В результате образовательной деятельности дети учились дифференцировать звуки «Ц» и «Ч»,

выделять заданные звуки из фразы, подбирать слова на заданные звуки;

совершенствовалась фонематическое восприятие.

Я сумела добиться поставленной цели. Дети проявили интерес к различным видам деятельности, смогли (не смогли) договориться друг с другом в процессе совместной деятельности, при работе над индивидуальным заданием не отвлекали (отвлекали) соседей.


Девятьярова И.В.

Челябинск, 2017

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц»: слышать и различать в слогах, словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные: умение различать звуки «Ч», «Ц»; расширение и активизация словаря; дифференциация звуков и букв «Ц», «Ч»; выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук.

Развивающие: совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов; развитие общей и мелкой моторики; развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия, ориентации в пространстве.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, умение работать в подгруппах, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа

Индивидуальная работа: проработка слогов и слов с заданным звуком.

Предварительная работа: чтение произведения «Доктор Айболит», знакомство со звуками и буквами  «Ц» и «Ч», проведение игр «Внимательные ушки», «Эхо».

Материалы и оборудование: карточки, мнемотаблица, таблица характеристики звуков, клубочек, сумка Айболита, мяч, сумка, конверты с заданием, свечка, очки, полотенце, упаковка чая, часы, карандаши, листы бумаги.

Ход образовательной деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент (мотивация)

Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

А как ещё можно поздороваться?

Молодцы! А скажите,  какое у вас сейчас настроение?

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение, каждый должен сказать хорошие, добрые слова.

Зачем копить хорошие слова?

Их надо отправлять по назначению.

И не стесняться в будничном общении дарить друг другу добрые слова.

Я хочу сказать слово «вежливость». Маша, а твое какое слово? Говори слово и передавай следующему.

Дети заходят в группу, встают в круг.

Здравствуйте!

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Хорошее.

Дети передают клубочек друг другу из рук в руки.

Любовь, вежливость, уважение, забота, красота, радость, улыбка, счастье, весна, тепло, мир, дружба и пр.

Основной этап

Ребята, посмотрите, а что это за сумка стоит. Может Савелий это твоя? Нет? А может Кирилл твоя? Тоже нет? Давайте подойдем и посмотрим, может там есть записка?

Подходим  с детьми к сумке.

Действительно, здесь записка. Прочитаем?

Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен.

Ну что? Поможем? Интересно?  Помогите мне открыть сумку.

Открываем сумку.

Посмотрите, а здесь запечатанные конверты, они наверное с заданиями.

Пойдемте, присядем на стульчики и начнем смотреть, что же за задания. Присаживайтесь.

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука. Посмотрите на картинку. Какая скороговорка здесь нарисована?

Выставляется мнемотаблица.

1. «У черной курицы четыре цыпленка». Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку Маша, Лена, Сережа.

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуйте звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Андрей?

Молодец, Андрей.

Придумайте слова со звуком Ч в начале слова.

Давайте посмотрим на нашу помощницу-картинку и охарактеризуем звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц..

Он глухой.

 Мила, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он?

Умница, Мила.

Придумайте слова со звуком «Ц» в начале слова.

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце. Соня, посмотри в нашем домике полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего?

2.Открываем первый конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца –ца  ца – цу –чи

Чи – ци –чи  ац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно?

Сережа, сходи на нашу игрушечную кухонку и принеси упаковку чая. Мы начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете чай нужен в дороге? Зачем?

Давайте с вами немного отдохнем. Вставайте около своих стульчиков. Повторяйте за мной слова и движения.

Чок- чок- чок – застучал наш  каблучок.

Оч – оч – оч – наступила  у нас ночь.

Ач – ач – ач – испекли мы калач.

Чо – чо – чо – у меня болит плечо.

Чи – чи – чи – к нам летят грачи.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Присаживайтесь.

3.Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Ребята, вставайте около стульчиков. Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуком «ц». Если вы услышите, звук «ц» – хлопните по ножкам. Вот так.

Показываю движения.

ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч,ц,

ач, уч, оц, иц, ач, ча, ци, ца,

 ночь, час,  цель,  дочь,  цепь, почка, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь. 

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт, а там опять непонятное слово. Оцки. Или как правильно сказать? Очки! Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Повтори Андрей. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. Теперь посмотри на трюмо, где же лежат очки. Неси их в чемодан.

А как вы думаете очки нужны Айболиту в дороге? Зачем?

4. Здесь такое задание. Чебурашка и Цыпленок предлагают нам поиграть. Надо разложить картинки по домикам. Картинки со звуком «Ц» в домик к цыпленку. А картинки со звуком «Ч» в домик с Чебурашкой. Мы разделимся на команды.

Дети выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли вы разложили.

Проверяем вместе домик Чебурашки и домик Цыпленка. Находим ошибки. Проговариваем слова.

Проговорите слово и определите, где находится звук, в начале, середине или в конце слова.

Молодцы, справились с заданием. А наш список пополняется. Цасы. Как правильно сказать? Какой звук должен стоять? Звук «Ц» или звук «Ч»?

Мила найди нам часы. А как вы думаете часы нужны в дороге? Для чего?

5. Следующее задание.  А здесь игра «Большой – маленький». Становитесь быстро в круг, поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту. Пошлите на стульчики.

Открываю конверт.

Слово «свецка». Или как правильно сказать? Свечка! Какой звук в середине? Звук «Ч». повтори Маша. И раздели слово по слогам с помощью хлопков. Теперь посмотри где же стоит у нас свечка. Неси ее к нам.

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

Нет, не мой.

Дети подходят к сумке.

Да.

Да, поможем.

Дети проходят и садятся на стульчики, расставленные полукругом..

«У черной курицы четыре цыпленка»

Дети  повторяют скороговорку.

Звуки «Ц» и «Ч»

Ч-ч-ч-ч.

Мешает .

Язык и зубки.

Нет.

Значит звук согласный.

Глухой.

Ч-ч-ч-ч.

Звук «Ч»-согласный, глухой.

Чайник, чашка, часы, чайка, черепаха, червяк, чеснок.

Ц-ц-ц-ц.

Мешает язык и зубы.

Согласный звук.

Это глухой звук.  Горлышко «спит».

Звук «Ц» согласный, глухой.

Цирк, цифры, цветок, цапля,

Царь,

 

Полотенце.

Чтобы вытирать руки, лицо.

Чай.

Нужен, чтобы пить чай.

Дети выполняют движения и повторяют слова.

Дети присаживаются на стульчики.

Выполняют  движения.

Очки.

Ребенок несет очки.

Дети выполняют задание.

Часы.

Проводится игра.

Свечка.

Заключительный этап (итог)

О каких звуках мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложное?

В окончании нашего занятия я предлагаю вам нарисовать список вещей в дорогу, чтобы Айболит точно не потерял его и ничего не перепутал. И  еще подумайте, что может взять с собой Айболит, в которых есть звуки «Ц» и «Ч». Проходите за столы и приступайте к работе.

Используемая литература:

    В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96.: ЦВ. ВКЛ.

    Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. - М.: Карапуз –дидактика, 2005.-33с.

    Спивак Е.Н.Звуки Ш, Ж, Ч, Щ... Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет - М.: Издательство ГНОМ, 2007. - 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая группа)

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  по РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая группа)Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о весне,  учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, ак...

Конспект открытого занятия по развитию речи, знакомство со звуком "Ч"

Конспект открытого занятия по развитию речи, знакомство со звуком "Ч"...

конспект открытого занятия по развитию речи старшая группа

МБДОУ "Детский сад №7"    Конспектоткрытого занятияпо развитию речив старшей группе "Радуга""Что мы знаем о сказках?"    Подготови...

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "Звук и буква К" в старшей группе

Конспект открытого занятия  по обучению грамоте «Звук и буква К»...

Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа)Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»(с опорой на графические схемы)...

конспект открытого занятия по развитию речи старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в слова...