"Звуки Л и Ль. Автоматизация."
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового занятия "Звуки Л и Ль. Автоматизация."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgr_nod_zv.ll_.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Автоматизация звуков [л] и [л’].

Задачи.

Коррекционно - развивающие: 

- Способствовать коррекции произношения (автоматизации чёткого произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях, звука [л’] в слогах и в словах); способствовать коррекции речевого дыхания;

- Способствовать развитию фонематического слуха и слухового восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления.

Образовательные:

- Учить грамматически правильно строить предложение, изменять существительные по числам;

- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

Воспитательные: 

- Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

- Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: сюжетные иллюстрации к сказке «Ёжик», су-джок шарики (по количеству детей +1), музыкальная заставка из мультфильма «Смешарики», логопедическая песенка «Журавли» (аудио), мягкие игрушки Крош и Нюша, «вертушки» для дыхательных упражнений (по количеству детей +1), мяч, предметные картинки со звуком [л], иллюстрация к стихотворению «Белый цвет», опорные схемы для разучивания скороговорок.

Ход образовательной деятельности

  1. Орг. момент.

- Расскажу вам сказку про Ёжика (упражнение с шариком-массажёром су-джок).

Сказка "Ёжик"

     В одной сказочной стране на полянке в своём  домике жил да был Ёжик (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к  каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

    И решил он однажды навестить своих друзей (катаем шарик по кругу ладони). Выбежал Ёжик на тропинку   и побежал к Крошу, так как его домик был совсем близко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем  подушечку каждого пальца).

    Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он у Лосяша» - подумал Ёжик   и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

    Бежит Ёжик, а навстречу ему  Копатыч идёт не  спеша.

Обрадовался Ёжик встрече, спрашивает Копатыча: «Привет, Копатыч, куда ты идёшь?».  «В лес за грибами, - отвечает Копатыч. – Пойдём со мной».

    Согласился Ёжик и пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).  Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

    Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

    Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка-квакушка, поздоровался Ёжик и спрашивает  её:  «Ты куда скачешь?».  «Скачу, куда глаза глядят, - отвечает лягушка. – Поскакали со мной».

    Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

    Не заметил Ёжик, как у своего домика оказался, не захотел он больше гулять, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

  1. Сообщение темы.

- Вы узнали Ёжика из моей сказки? (да, это Ёжик из мультфильма «Смешарики»)

- Я хочу вам рассказать историю, которая произошла совсем недавно со Смешариками. Жили - были в сказочной стране Смешарики. Очень они были весёлые, дружные. Любили они петь, рассказывать стихи и разные истории.

    Но однажды, с ними случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые, например звуки  [л] и [л’], просто пропали.

Испугались Смешарики и не знают, что делать…

  1. Артикуляционная гимнастика.

    За дверью звучит музыкальная заставка из мультфильма.

- Что это, дети? Кто мешает нам заниматься? (логопед выходит за дверь и заносит игрушки-Смешарики.)

- Посмотрите, дети, какие гости к нам пожаловали. Знаем мы про вашу беду и сейчас все вместе постараемся вам помочь. Правда, дети? Поможем? (да.)

- Что мы посоветуем делать Смешарикам, чтобы вернуть пропавшие звуки? (необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно)

- Какие упражнения необходимо выполнять? Давайте покажем.

Упражнения:

«Наказать непослушный язычок»,  «Блинчик»

Язык лепешкой положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык нужно расслаблять!

 

«Вкусное варенье»

                              Лепешку ели с наслажденьем-

                              Перепачкались вареньем.

                              Чтоб варенье с губ убрать,

                    Ротик нужно облизать. 

«Качели»

                             На качелях я качаюсь.

                             Вверх-вниз, вверх-вниз,

                             Я все выше поднимаюсь,

                             А потом - вниз!

 «Пароход гудит»

                              Пароходик небольшой,

                              Зато смелый он какой!

                              Ему волны не страшны,

                              Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

  1. Дыхательное упражнение

- Чтобы правильно произносить звуки, очень важно научиться правильно дышать. Покажем упражнение с «вертушками» - вдох через нос короткий, выдох через рот длинный.

  1. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

Упражнение «Колокольчик»

- «Толстый» колокольчик песенку запел

   И басисто, очень громко зазвенел – ла-ла-ла

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и дети им свободно двигают   в ту и в другую сторону «часики»);

                            - «Тонкий» колокольчик высоко звенел

  И тихонько песенку он свою пропел – ля-ля-ля

 (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Средний палец правой руки опущен вниз, словно язычок колокольчика, двигается из стороны в сторону (язычок ударяется о корпус колокольчика), при этом дети подражают звонку «тонкого» колокольчика: ля-ля-ля…)

 

- А еще, Нюша и Крош, очень полезно петь логопедические песенки. Логопедическая песенка «Журавли»

  1. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

- Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»

 (Л, М, А, Л, ЛА, АН, АЛ, БАЛ, ЛОДКА, ЗОНА, САНКИ, БЕЛКА, ЛАМПА).

- Нюша, Крош, мы с детьми играем в различные речевые игры, чтобы закрепить правильное произношение звука в словах. Сейчас мы вам покажем.

Речевые игры с мячом.

  1. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игрока, стоящего первым, большой мяч (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Постройтесь в колонну.

Я передаю вам мяч вместе со словом. Подумайте, какой первый звук в моем слове

Ваша задача – вспомнить слово на этот звук и передать мяч над головой следующему игроку.

Задание понятно? Приступаем: мое слово – ЛАБИРИНТ

2) Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы добавляете вторую часть и произносите слово целиком: ла – ма, лы – жи,  ло – шадь,  лу – жа, лод – ка, лу – на. Можно перебрасывать мяч об пол.

3) Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»                                                                                                                                                                                                                                      

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: лы -пчё, ка -улыб, дец-коло, ка-ласточ, ши-малы, би-голу. Дети: пчелы, улыбка, колодец, ласточка, малыши, голуби.  

4) Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

лужайка, лоб, лукошко, ласты, палуба, зло.

клад, глазки, глобус, кладовка, слог, флажок.

  1. Работа над предложением

- Послушайте внимательно, какие предложения я для вас составила:  

Салат ел Милану.         – исправьте  ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Кирилла.

Лук полол Аллу.

- А сейчас я предлагаю вам попробовать самим составить предложения (каждый ребенок получает предметную картинку и составляет предложение)

  1. Произношение звука в связной речи

- Вспомним стихотворение которое мы с вами разучили на прошлом занятии.

Белый цвет, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

  1. Итог занятия

- Молодцы! Как вы думаете, получилось у нас рассказать и показать Смешарикам Крошу и Нюше, как вернуть в речь четкие и правильные звуки?

Какие игры, задания и упражнения вам понравились, и вы хотели бы повторить их на следующем занятии?

А какие были трудными для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [ы]. Постановка и автоматизация

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион...

ЗВУК [А] (постановка и автоматизация)

Занятие по автоматизации звука схоже занятию по его постановке.В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.Артикуляционная гимнастика1. Для нижней челюсти: имитировать ж...

Сложные звуки. Артикуляция. Материал для автоматизации

Публикация содержит материал для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения: артикуляционный уклад звуков, их характеристики, комлексы артикуляционной гимнастики, речевой материал для автом...

Конспект подгруппового итогового занятия за I полугодие в подготовительной группе на тему: «День рождения звуков Р и Рь» (автоматизация звуков Р и Рь)

Конспект подгруппового итогового занятия за I полугодие в подготовительной группе на тему: «День рождения звуков Р и Рь», целью которого является автоматизация звуков Р и РЬ....

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Презентация для родителей "Играем - звуки закрепляем. нетрадиционные приемы автоматизации звуков"

Нетрадиционные приёмы  позволяют        ускорить процесс автоматизации звуков, вызывают интерес к логопедическим занятиям , повышают уровень речевого развития с...