Конспект подгруппового итогового занятия за I полугодие в подготовительной группе на тему: «День рождения звуков Р и Рь» (автоматизация звуков Р и Рь)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вера Сергеевна Кузнецова

Конспект подгруппового итогового занятия за I полугодие в подготовительной группе на тему: «День рождения звуков Р и Рь», целью которого является автоматизация звуков Р и РЬ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида «Детство» г.о. Котельники Московской области

Адрес: 140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Ковровый, корпус 34, 35

Конспект

подгрупповой открытой непосредственно образовательной деятельности,

в рамках мониторинга качества образования за I полугодие

в подготовительной группе № 5 на тему: «День рождения звуков Р и Рь»

(автоматизация звуков Р и Рь)

        

        

           

Подготовила и провела

Учитель-логопед первой кв. категории

Кузнецова Вера Сергеевна

28 января 2022 год

Котельники

Цель: 

автоматизировать звуки [Р] и [Р'] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильную артикуляцию звука [Р].

- закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях;

- упражнять в определении позиции звука [р] в словах;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- обогащение и расширение словарного запаса;

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать графо-моторные навыки;

- развитие слухового внимания, памяти;

- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;

- формировать правильно выдыхаемую струю;

- устранение недостатков грамматического строя

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;

- воспитывать контроль за собственной речью;

- формировать положительную установку на занятие;

- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

- прививать интерес к занятиям.

Оборудование: картинный материал: зелёная и синяя буквы Р, картинки с артикуляционной гимнастикой, Кот Матроскин, Шарик из Простоквашино, Буратино, Красная шапочка, корзинка, предметы, в названии которых есть звуки Р, Рь картинки с большими и маленькими предметами, в названии которых есть звуки Р и Рь (перо-пёрышко, барабан-барабанчик, пружина-пружинка, сухарь-сухарик), мягкий мяч, демонстрационные картинки для игры «Перепутанные предложения», угощение для детей; раздаточный материал: плоскостные изображение тортов со свечками для развития воздушной струи, плоскостные разноцветные воздушные шарики с написанными на них слогами, разрезные картинки для игры «Чей, чья, чьё, чьи?», листы с заданием «Озорные буквы».

Ход НОД.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: А теперь я хочу пожелать:

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

Введение в тему.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нас пригласили на день рождения кое-какие звуки. А вот какие, попробуйте догадаться сами. Я назову несколько слов, а вы послушайте, какой звук во всех этих словах будет первым: радость, радуга, роза, ромашка, робот.

Дети: Во всех этих словах первый звук Р.

Логопед: Правильно! Молодцы! А зовут этот звук Рычалочка (логопед вешает на доску картинку с изображением синей буквы Р). Послушайте ещё несколько слов и определите, какой звук в этих словах будет последним: снегирь, фонарь, якорь, сухарь, букварь.

Дети: Все эти слова заканчиваются на звук Рь.

Логопед: Правильно! Этот звук зовут Ревелка (на доску помещается картинка с зелёной буквой Р).

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Ребята, давайте покажем именинникам, как вы отлично научились выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы чётко и правильно произносить звуки Р и Рь.

Логопед сопровождает выполнение артикуляционной гимнастики показом соответствующих картинок.

Упражнение «Заборчик»

Логопед:

Зубы ровно ты смыкаешь

И «заборчик» получаешь,

А сейчас раздвинешь губы

И увидишь свои зубы.

Упражнение «Лопаточка»

Язык широкий положи

И лопатку покажи.

Упражнение «Качели»

        На качели дружно сели,

Вверх под купол полетели.

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А затем спускаюсь вниз.

(язычок поднимается за верхние зубы и опускается за нижние зубы).

Упражнение «Барабанщик»

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

        Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д.

Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай, д-д, д-д-д.

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д.

Твой язык послушным станет, д-д, д-д.

Упражнение «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка,

Нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка

За мазком, мазок.

Сделано немало,

Кисточка устала.

Упражнение «Лошадка»

Пощелкаем кончиком языка.

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

Упражнение «Грибочек»

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

Упражнение «Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Дети выполняют.

Логопед: Молодцы! Ребята, что обязательно бывает на каждом дне рождения?

Дети: Торт со свечками.

Упражнение на развитие воздушной струи.

(На доске появляется картинка с изображением торта со свечками, на столах у детей тоже находятся торты со свечками для игры на развитие воздушной струи «Задуй свечи на торте»).

Логопед: Ребята, давайте поможем задуть свечи на торте.

Дети выполняют.

Логопед: Молодцы! Ребята, на день рождения сегодня пришли не только мы, но и герои из разных мультиков и сказок. Они принесли с собой игры. Кот Матроскин (на доску помещается картинка с изображением Кота Матроскина) принёс воздушные шарики (на столах у детей лежат картинки с изображением разноцветных воздушных шаров с написанными на них слогами с буквой Р). Прочитайте их, не забывая чётко произносить звук Р.

Дети по очереди выполняют задание.

Развитие грамматического строя речи. Произнесение звука в словах. (Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных).

Упражнение «Большой – маленький» («Назови ласково»).

Логопед: На день рождения Рычалки и Ревелки пришел Шарик (на доске появляется картинка с изображением Шарика из мультика «Простоквашино»). Шарик очень увлёкся фокусами и научился превращать большие предметы в маленькие. Давайте мы будем ему помогать.

Картинки с изображением больших и маленьких предметов со звуками Р и Рь: перо – пёрышко, барабан – барабанчик, пружина – пружинка, сухарь – сухарик и т.д.

Упражнение «Превращай-ка»

Логопед: Кот Матроскин и Шарик предлагают поиграть в игру «Превращай-ка» (с мячом) - замените первый звук в слове на звук Р, повторите получившееся слово.

Бак — рак                                         заменить последний звук на звук Р

Банка — ранка                                 Сын - сыр

Дама — рама                                 Бок - бор

Забота — работа                                 Сок - сор

Козы — розы                                 Миг - мир

Кот — рот                                         Пас - пар

Мама — рама                                 Сон - сор

Мак — рак                                         заменить первый звук на Рь

Мост — рост                                 Бис – рис                Лепка - репка

Мука — рука                                 Печь – речь                Лёва - рёва

Хобот — робот                                 Кепка - репка

Лак — рак                                        Писк - риск

Нога – рога                                        Печка – речка

Игра «Какой, какая, какие, какое».

Логопед: Ребята, ведь на праздниках всегда есть вкусное угощение. Давайте же и мы подкрепимся:

Суп из гороха – гороховый                        Сок из винограда – виноградный

Салат из краба – крабовый                        Котлета из рыбы – рыбная

Сок из граната – гранатовый                        Пюре из картофеля – картофельное

Пирог с черникой – черничный                Бульон из курицы – куриный

Суп из грибов – грибная                        Каша из гречки – гречневая

Каша из риса – рисовая                                Салат из креветок – креветочный

Пирог с брусникой – брусничный                Торт с персиком – персиковый

Варенье из абрикоса – абрикосовое.

А сейчас настало время немного размяться.

Физминутка.

Логопед: Ребята, именинники предлагают нам немного размяться.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

Игра «Чей, чья, чьё, чей?»

Логопед: Ребята, Матроскин, Рычалка, Ревелка и Шарик играли в лото и перепутали картинки. Помогите, пожалуйста, собрать картинки правильно и назовите чью часть вы нашли (рыбий хвост, рыбья голова, воронья голова, вороний хвост, рысий хвост, рысья голова, бараний хвост, баранья голова, воробьиная голова, воробьиный хвост, тигриный хвост, тигриная голова, барсучий хвост, барсучья голова).

Дети выполняют.

Упражнения «Перепутанные предложения».

Логопед: Ребята, посмотрите кто ещё пришёл к Рычалке и Ревелке? (На доске картинка с изображением Буратино).

Дети: Буратино!

Логопед: Правильно. Вы же знаете, что Буратино очень озорной мальчик. Он придумал для нас предложения - небылицы.

Гитара играет на Грише.

Дорога едет по грузовику.

Градусник несёт врача.

Крышка накрыта ведром.

Забор красит Рому.

Букварь потерял Ирину.

Гиря поднимает Борю.

Рябина сидит на снегире.

Трава жует корову.

Рюкзак несет Артема.

Дети выполняют задание, при этом на доске по очереди размещаются картинки с иллюстрацией правильно выстроенных предложений.

Упражнение «Подари подарок».

Логопед: Ребята, на день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы подарим подарки Рычалке и Ревелке. Если в названии игрушки, вы услышите звук Рь, то подарите её Ревелке, а если Р – то Рычалке (дети должны положить игрушки, в названии которых есть звуки Р или Рь, в подарочную коробку, проговаривая полным предложением: «Я дарю Рычалке/Ревелке … робота).

Дети выполняют.

Задание «Озорные буквы».

Логопед: Именинники приготовили для вас игру – развлечение, которая называется «Озорные буквы».

Детям предлагаются листы с «зашифрованными» словами с буквой Р (каждой картинке – символу соответствует определенная буква). Дети должны вписать в клетки нужные буквы и прочитать получившиеся слова.

Логопед:  Ребята, нам пора прощаться с именинниками и их гостями. А напоследок давайте порадуем Рычалку и Ревелку и чётко проговорим чистоговорки с их любимыми звуками Р и Рь:

Ра-ра-ра – радуется детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — на столе лежит букварь.

Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — мы купили календарь.

Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — наступил уже январь.

Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — ты оладьи мне пожарь.

Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — я сейчас включу фонарь.

Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — поищи в столе словарь.

Ру, ру, ру — котлеты на пару.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ру, ру, ру — ручку в школу я беру.

Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору.

Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.

Ра, ра, ра — в группу нам идти пора.

Итоги занятия. Вручение сладких поощрений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»

Предлагаю вам сценарий мероприятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему: «Этикет». Это мероприятие направлено на воспитание культуры поведения.Цель: Учить детей культуре поведения и общ...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему: «День рождения Мияу»

Программное содержание: развивать разговорную речь на татарском языке со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни. Закреплять в речи слова из пройденных тем: аша, ашый, ашыйм, эч, эчə, эчəм.Обога...

План-конспект ООД по русскому языку в подготовительной группе на тему "День рождения булавки"

Конспект занятия по обучению татароязычных детей русскому языку (подготовительная группа)...

Итоговое образовательное мероприятие во 2 младшей группе на тему: «День рождения куклы Маши».

Кукла Маша пригласила своих друзей на День рождения, но на их пути протекает "Волшебная река", перейти через которую можно только выполнив интересное задание....

ООД в подготовительной группе на тему "День рождение Деда Мороза"

Знакомство с традидиями встречи Нового года у нас в стране и за рубежом, а также как празднуется День рождение Деда Мороза....