Лексические темы:***Зимняя страничка*** ~~~Весенняя с т р а н и ч к а ~~~
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Путилова Наталья Игоревна

Словарная работа по

 лексической теме: «Зима»

Для старших дошкольников  словарная работа имеет огромное значение  в целенаправленном обучении родному языку.

Основное место в развитии речи занимают речевые игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии  с его смыслом.

Необходимо учить детей, выполнять подбор сравнений и определений, синонимов и антонимов. Формировать навыки точного словоупотребления, что  в целом определяет культуру речи.

Речевые игры и упражнения необходимо проводить  в детском саду, так и в семье, закрепляя речевые навыки ребёнка! Обогащаем и активизируем словарь детей с опорой на наглядность.

Рассмотрим, что должны знать дети 5- 7 лет по данной лексической теме.

Предметы:

 время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, изморозь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы (зимующие), звери, зимовье, кормушка, оде­жда (зимняя), снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, поземка, холод.

Действия: 

метет, дует, завывает, падает, летит, кружит­ся, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, тре­щит...

Признаки:

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, теплые, скользкий, ве­селые, мягкий.

Можно составлять любые предложения с данными словами и в помощь речевая игротека: «Кто знает пусть продолжает», «Когда это бывает», «Что Вы видите вокруг»,  «Подскажи словечко», «Узнай по описанию», «Скажи точнее», «Что было бы, если бы..», «Какие слова Вы услышали», «Это правда или нет?», «Какой, какая, какие?», «Объясни покажи», «Задумай слово», «Кто больше действий назовёт», «Угадай и нарисуй», «Бывает – не бывает», «Я начну, а Вы продолжите», «Скажи, что делает и что будет делать», «Нарисуем картину словами», «Придумай загадку», «Придумай сказку».  

Лексико – грамматические  упражнения

Подбери признаки

«Скажи какая, какой»

зима - холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная.........

снег - белый, пушистый, мягкий, мокрый, сухой, бле­стящий, хрустящий, серебристый, сверкаю­щий, падающий.......

 

Подбери действия

«Что делает»

снег - падает, кружится, лежит, покрывает зем­лю, хрустит, скрипит, сверкает, серебрит­ся, темнеет, тает...

 

 Подбери родственные слова

«Найди нужное слово»

снег  -   снежок, снежки, снежинка, снежный, за­снеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь...

зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, озимые, зимородок, зимник, зимующие, предзимье, зимовщик...

мороз - морозец, морозить, замораживать, подмо­раживать, заморозки, морозилка, морозный, мороженое...

лед - ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледо­став, обледенение, ледяной, подледный, ледо­руб, гололед, гололедица, ледовый, Ледови­тый.

 

Образуй признаки (от предметов)

«Измени слово»:

январь -январский, холод – холодный…..

 Образуй признаки (от действий): сверкать - сверкающий, зябнуть - зябнущий…..

 

Подбери предметы к признакам 

«Придумай словечко»

снежный-ком, дворец, покров; снежная - буря, королева, долина; снежное - поле, облако, покрывало; снежные - заносы, завалы, сугробы.

 

 

«Скажи  по другому»

«Разные слова» (синонимы)

холодная зима - лютая, суровая, студеная, морозная...

 снег блестит - сверкает, серебрится, сияет, ис­крится, светится.

 

 

«Скажи наоборот» 

Холодно - …, темно-…, падает-…, белый-…, длинный-…, пушистый -…, сухой -…, тает-....и  т. д.

 

Повтори загадки о зиме

«Кто больше вспомнит»

Без рук, а рисует, без зубов, а кусает.

 

Бел, да не сахар, ног нет, а идет.

 

Белая морковка зимой растет.

 

Снег на полях, лед на реках,                             

 Вьюга гуляет, когда это бывает?

Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а…?


О чём говорит пословица:

 «Люта зима, все дороженьки замела, зверей спать уложила, птиц на юг отправила. Да амбары проверила. Холоду с голодом недружно живётся. Что лето заготовило – зима спросит»

«Шубка зимой – не шутка»

«Где снег, там и след»

«Был бы снежок, скатаем и комок»

«Лето собериха, а зима прибириха»

 

 

Выучить (любые забавные стихи)

Вот зима снежинки кружит,
Так и студит, так и вьюжит.
Долго-долго лёд утюжит,
Ведь зима с морозом дружит!

***************

Белая зима пришла
Снега много нанесла
Щиплет щечки, щиплет нос
Строгий дедушка Мороз

Но, зато зимой подарки
Ждут меня под ёлкой яркой
Потому, что к нам идет
Важный, славный, новый год!

*****************

У сестренки, у Маринки,
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?

***************

Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!

***************

Сегодня из снежного
Мокрого кома
Мы снежную бабу
Слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот –
Никто не проедет,
Никто не пройдет.
Любуются взрослые ею и дети,
Рогожные волосы
Треплет ей ветер.
Знакома она
Уже всей детворе,
А Жучка все лает:
- Чужой во дворе!

**************

Ты меня морозами не пугай, зима!

Мне связала бабушка варежки сама!

 Вышила на варежках  бабушка моя

Двух ушастых зайчиков, как просила я.

Я несу по улице зайчиков своих,

А снежинки весело падают на них.

Пусть мороз кусается, ветер дует зло

 — Мне в пуховых варежках всё равно тепло!

 

Расскажи о зиме по плану:

Как ты заметил(а) наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы. Признаки зимы.

Повадки зверей и птиц зимой.
Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.
 

 

 

 

ЗАГАДКИ (заучить)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает,

когда это бывает?                                       (Весной)

 

Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю.

      Посевы поливаю, движения полна. Зовут меня... (весна)

 Приметы, пословицы и поговорки о весне

(Дети передают по кругу солнышко и называют приметы весны.

-Весной солнце поднимается выше и светит ярче и пригревает;

-Стало теплее, день стал длиннее;

-Снег начинает таять, бегут звонкие ручьи;

-Лед на реках, прудах и озерах трескается, темнеет, тает, начинается ледоход;

-Появляются первые проталины;

-Расцветают первые весенние цветы; .

-Просыпаются насекомые -Возвращаются перелётные птицы;

-Вода с гор потекла- весну принесла;

-Весна красна цветами, а осень пирогами;

-Грач на горе-весна на дворе;

-Потрудись весной - сытым будешь зимой.

Изменения в природе

   Задание 1.

 Рекомендуется :пооворить с ребенком о том, какое сейчас время года,

какие изменения    произошли в живой и неживой природе весной, вспомнить названия весенних месяцев,

приметы ранней весны; понаблюдать за изменениями в природе во время со­вместной прогулки  в парке;

сравнить признаки ранней весны с природой в мае;

  вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения 

   происходят с  деревьями и кустар­никами, растениями луга и сада, в одежде людей

и рассказать   ребенку о весенних полевых работах.

Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение

«К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами».

Задание 3. Подобрать как можно больше признаков к существительному:

весна (какая?) — ранняя ...

Задание 4. Подобрать родственные слова:

трава — трав­ка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... .

Задание 5. Подобрать предметы к признакам:

весенний — день..., весенняя — гроза..., весеннее — солнышко..., ве­сенние — дни... .

Задание 6. Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): тает..., бегут...,

 распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

 Задание 7. Ответить на вопросы

 Какие приметы весны ты знаешь?

 Когда ты заметил первые приметы весны?

 Какие это приметы?

Назови весенние месяцы.

Назови перелетных птиц.

Расскажи о жизни птиц и зверей весной.

Как трудятся колхозники на полях?

Какой сельскохозяйственный инвентарь ты знаешь?

Для чего он нужен?

  Задание 8. Выучить пословицу о весне. 

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.


Задание 9.  Повторить стих-е «Скворечник»

Скворец в

 скворечнике

живет и песню звонкую поёт (Ладошки вертикально поставить друг к другу, мизинцы прижать (как лодочка)

З А К Л И Ч К А

- ГДЕ ТЫ, СОЛНЫШКО?

ПРОСНИСЬ!

- ГДЕ ТЫ СКВОРУШКА?

 ВЕРНИСЬ!

СЫПАТЬ СНЕГ ЗИМА УСТАЛА.

КАП-КАП-КАП 

В Е С Н А     НАСТАЛА!

                                         

          Разговор с весной

   - Ну весна, как дела? — У меня уборка.

                     - Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.

            - Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

                     - Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
                     Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу!

 

Какое время года наступает после зимы?

Образуй от его названия слово-признак и подбери слова-предметы,

подходящие по смыслу

(например: весенний гром, весеннее утро, весенняя погода, весенние дни).

Какому времени года соответ­ствует следующее описание?

День становится длиннее, все больше солнечных дней.

Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Дополнить предложения, подобрав как можно больше слов

Закончи предложения:

Дни становятся всё... . Стало сильнее припекать

весеннее……. Совсем негрустными слезами заплакали с

крыш длинные, прозрачные…..  Радостно зачирикали

на ветках деревьев неугомонные серые…... По улицам,

весело журча, побежали….. Дети пускали бумажные

кораблики по….. Началась…...

У тебя получился небольшой рассказ о замечательном времени года — весне.

А теперь попробуй пересказать этот рассказ самостоятельно.

Назови весенние месяцы. Раздели эти слова на слоги хлопками и шагами.

Внимательно слушай и перескажи

Солнышко спряталось за огромной серой тучей. Стало хмуро и
тихо. И вдруг — дождь! Веселые капельки звонко распевали на
разные  голоса «кап-кап»  и даже  «бульк-бульк». 

Они  собиралисьвместе в ручейки и лужи.

Малютки-сороконожки сидели у окна и слушали песенку дождя.

Им захотелось пойти гулять — лужи измерять!

Прочитать рассказ, обсудить, ответить на вопросы.

Пересказать.  Весна

Наступила весна. Стало тепло. Потекли ручейки.

Дети сделали из бумаги лодочки. Они пускали

лодочки по воде. Одна лодочка намокла и утонула.

Миша бежал за лодочкой и упал в воду.

Вопрос. Что сделали дети из бумаги?

Что стало с ло­дочкой? Что случилось с Мишей?

ДОГОВОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Весной прилетают ... (птицы). Они весело ... (щебечут, поют) и
дружно строят ... (гнезда). Щенок ... (Тим) и котенок ... (Рыжик)

пошли проведать скворцов. А ворона Маруся решила подготовить
свое ... (гнездо).

Кто прилетает весной? (Птицы.) 

Назови перелётных птиц.

Зачем птицы строят гнезда? (Высиживать яйца, выводить птенцов.)

Как называется домик скворцов? (Скворечник)
 

ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ

Слушай внимательно

Ласково светит весеннее солнышко. «Ой, сосульки заплакали»,

—сказал щенок Тим. «Они не плачут, а поют песенку «КАП,КАП…

- капель», — сказал котенок КИС-КИС.

Отвечай на вопросы

Как светит весеннее солнышко? (Ласково, ярко.)

Почему сосульки начали капать?

 (Стало тепло, их пригрело теплыми лучами солнца.)

Придумай и исполни весеннюю песенку со словами «кап».
Позови  закличкой  весну:

ВЫУЧИТЬ

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем —
Ау, ау, ау!

 

Доскажи словечко

Ворона живет в гнезде, а скворец    в ... (скворечнике).

 

   Выучи птицам закличку:

Синички-сестрички, чечетки-тетки, скворцы-молодцы,

Из-за моря летите, весну красную несите!


 Игра «Кто умеет летать?»

 хлопнуть в ладоши, когда назовем
кто умеет летать

сорока, ворона, дятел, сова, лиса, кукушка,
шмель, воробей, кот, бабочка, ласточка, курица.

 

Физкультминутка: «На лужайке поутру».

На лужайке поутру Мы затеяли игру Я – подснежник, ты вьюнок Становитесь к нам в венок.

Раз, два, три, четыре – Раздвигайте круг по шире. (Дети делают 4 шага назад, расширяют круг)

А теперь мы ручейки Побежим наперегонки (бегут по кругу) Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим (раздвигают круг) Становитесь в круг опять (смыкают круг)

Будем в солнышко играть: Мы - веселые лучи (тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи (прыгают на носочках, руки на поясе).

 Самые прекрасные творения природы- Цветы!!!

С древних времен люди, восхищаясь этой красотой и неповторимостью, складывали легенды о цветах.

По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле.

Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима и шёл снег.

Ева замёрзла и стала плакать. Снежинки пожалели её, и несколько из них превратились в цветы.

Ева очень обрадовалась этому. У неё возникла надежда на прощение, а цветы — подснежники —

с тех пор стали символом надежды.

 Ещё  вспомним красивые легенды о самых первых весенних цветах- подснежниках.

-Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну.

Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк

и продавил брешь в толстом снежном покрывале.

Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

- Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила

подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался.

И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием.

Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу,

и только подснежник укрыл его своим хитоном.

С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом.

Тема: "Перелётные птицы"

 Рекомендуется:

Задание 1.

Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, кото­рые прилетают к нам весной

(их названия, внешний вид и отличительные признаки);

обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

рассказать ребенку о том, какую пользу приносят пере­летные птицы;

учить бережному отношению к живой природе; вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

 понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки.

Задание 2.

Дид - я игра «Четвертый лишний» Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3.

Дид-я игра «Улетает — не улетает»  (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она — перелетная или зимующая.)

Задание 4.

Дид-я игра «Назови ласково» соловей — соловушка,

журавль — журавушка, лебедь — лебедушка ....

Задание 5.

Дид-я игра «У кого — кто»

     У грача — грачата, у скворца — . ..

У грача — грачонок, у журавля — ... .

Задание 6.

Составить описательные рассказы о перелет­ных птицах.

Грач — это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый.

Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Задание 7.

Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.

Задание 8.

Пересказать рассказ от первого лица. Саша решил сделать скворечник.

Он взял доски, пилу, на­пилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево.

Пусть у скворцов будет хороший дом. Объяснить ребенку значение слова скворечник.

Задание 9.  

Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить.

Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвест­ники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

В гнезде птенец, а в гнездах — ... . На дворе дерево, а в лесу 

С прилетом птиц начинается весна.

День 22 марта считался на Руси большим праздником, отмечали его весело и торжественно

– ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков».

По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки.

Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали:

«Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».

«Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев. 

Задание 10. 

Дидактическая игра «Закончи предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках ... .

 

 

Стихи

Ушла зима, пришла весна,         

Выполнять  ходьбу на месте.

                                                                      

Нас очень радует она!   

Хлопать в ладоши.

 

Небо синеет и солнышко греет.

Сводить и разводить руки над головой.
 

Подснежник цветет и трава зеленеет.

Выполнять  упражнение Цветок

 

-Ах, ручей!                                                       

-Чей ты, чей?

-Я из снега и лучей!

-Что ты делаешь ручей?

-Я бегу, я смеюсь.

-Я сейчас с другим сольюсь!

 

Кап-кап-кап — звенит капель,

Наступил уже апрель!

Хлопать в ладоши

Побежал в саду ручей,    

 Выполняют упражнение Ручеек

Прилетели сто грачей.

Выполняют упражнение Птичка

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают, вытянув

вперед руки.

А цветочки расцветают.

Встают, выполняют упражнение

Цветок.

 

Цветы цветут, скворцы поют, Дети выполняют упражнения

                         Все птицы дружно гнезда  вьют.Обхватывают все пальчики одной руки ладонью другой и шевелят ими.

 

                                 Идет весна, весна красна,

                                                         Она прекрасна и ясна!!!!!!!!!!!!!!!!! Ходят по кругу хороводом.

 

 

Весенние заботы

Хорошо весной, я знаю

Я с друзьями птиц встречаю,   

Лодочки в ручье пускаю.

С папой грядки я копаю,

С мамочкой — цветы сажаю!      

 

" Договори словечко"

 В феврале мороз крепчает,

Он на солнышко серчает,

Строит город ледяной

И сражается с весной.

Поздно он вошел в азарт

 - Наступает месяц… 

 

Марту все на свете рады

Елки снежные наряды

Второпях с себя снимают,

 Все сугробы оседают,

 Скоро зазвенит капель,

Птиц вернет домой…

 

А в апреле дни длиннее,

Кто-то пашет, кто-то сеет,

 Вдоль дорог ручьи бегут,

В них кораблики плывут,

В ясном небе птичий грай:

Скоро-скоро месяц…

 

В мае всё цветет и пахнет,

Кто увидит, только ахнет

 - Лепестки как снег кружатся,

Прямо под ноги ложатся.

Ты на одуванчик дунь,

И наступит вдруг…

 

 

Галка и галчата

У гал-ки гал-ча-та. Гал-ка чёр-на-я и боль-ша-я.

Гал-ча-та то­же чёр-ны-е, но о-ни по-ка ма-лень-ки-е.

Гал-ча-та гром-ко кри­чат, о-ни го-лод-ны-е. Гал-ка в от-вет:

«Не гал-ди-те, гал-ча-та.

Дам вам каж-до-му чер-вя-ка, толь-ко по-о-че-ре-ди».

До но-чи гал-ка ле-та-ет - хло-по-чет, до-бы-ва-ет е-ду для де-ток.

 

Вопросы и задания:

-   Кто у галки?

-   Галка какая?

-   Галчата какие?

-   Почему кричат галчата?

-   Чем кормит галка галчат?

 

Грачи

При-ле-те-ли гра-чи. Гра-чи чёр-ны-е и боль-ши-е, а но-ги у них длин-ны-е.

Хо-дят чёр-ны-е гра-чи по чёр-но-му по-лю, гром-ко кри-чат и по-е-да-ют чер-вя-ков.

Гра-чи - вра-ги чер-вя-ков и ли-чи-нок.

Вопросы и задания:

-   Кто прилетел?

-   Грачи какие?

-   Поле какое?

-   Что делают грачи на поле?

-   Грачи враги кого? Перескажи рассказ сам.

image

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта : ТЕМА Зима. Зимняя одежда. Вторая младшая группа

Технологическая карта : ТЕМА Зима. Зимняя одежда  вторая младшая группа...

Тема «Зима. Зимняя река» (занятее по развитию речи в старшей логопедической группе)

Цели: Учить строить предложения с логическим завершением и объяснять  ход своих мыслей.Закреплять знания детей о правилах поведения в зимнее время на реке.Расширять знания детей об окружающей нас...

Презентация участка на тему «Русская зимняя сказка»; оформление – «Гжель».

Снежные постройки на тему "Русская зимняя сказка" . Оформление участка....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Зима. Зимняя одежда».

Цель :Развитие связной речи.Задачи: Обогащать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить ее признаки, учить описывать зимнюю одежду, знать ее назначение, упражнять в образовании относительных п...

Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения. Тема: "Осторожно, зимняя дорога".

Привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период....

Тема недели: зимняя олимпиада Цель: формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством Олимпийских игр.

Тема недели: зимняя олимпиадаЦель: формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качес...