Использование ИКТ на логопедических занятиях
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Фомичева Ирина Владимировна

Учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_ikt.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ на логопедических занятиях»

За последнее время значительно увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Как известно эту категорию детей характеризует быстрая утомляемость, истощаемость и отвлекаемость. Один из способов активизировать и удержать внимание таких детей, повысить мотивацию к получению новых знаний, способствовать лучшему усвоению предлагаемого материала выступает использование в работе учителя-логопеда информационно-компютерных технологий (ИКТ).

 Применение ИКТ в логопедической работе позволяет значительно повысить уровень эффективности работы в целом: делает предлагаемый материал более доступным, понятным, привлекательным и запоминающимся для детей.

В работе учителя-логопеда удобно, когда к каждой лексической теме перспективного планирования разработана и создана своя презентация.    Таким образом, применять ИКТ можно на фронтальных и подгрупповых  занятиях по накоплению всех видов словаря, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, демонстрируя картинный материал на экране, используя анимацию, сопровождая звуковым оформлением. Например, на занятиях дети знакомятся с голосами птиц, домашних животных и их детенышей, звуками природы, музыкальных инструментов и так далее. Таким образом, дети лучше запоминают и с интересом принимают предложенный им материал.

Такое нетрадиционное предложение материала позволяет решать ряд как коррекционно-развивающих задач, в том числе и развитие слухового внимания, слуховой памяти, умения дифференцировать неречевые и речевые звуки – развивать фонематическое восприятие в целом, так и воспитательные задачи, повышая интерес детей к занятиям, развивая усидчивость.

Очень эффективно использование ИКТ на индивидуальных логопедических занятиях по развитию звукопроизношения. Как правило, подбираются и используются презентации на развитие дыхания (целенаправленной воздушной струи), закрепление правильного выполнения упражнений артикуляционной гимнастики (презентации с демонстрацией правильного уклада органов артикуляции при выполнении какого-либо упражнения), автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков (презентации с картинным материалом, игры), на отработку лексико-грамматических категорий, развитие связной речи детей дошкольного возраста (сюжетные картинки и серии картин, схемы, мнемотаблицы).

 Как варианты использования ИКТ, можно предлагать для просмотра детям видеоролики, мультипликационные или художественные фильмы и нарезки из них, различного рода презентации из картинок, фотографий.

Все выше перечисленные варианты хороши для сопровождений образовательного процесса. Можно использовать ИКТ и как средство диагностики речевого развития детей всех возрастов: уровня развития словаря, грамматического строя языка, связной речи, фонематического восприятия, звукопроизносительной стороны речи, просодических компонентов речи,  мелкой моторики. Для этого используют презентации, в которые входит материал, подобранный с учетом возрастных особенностей детей.

Использование ИКТ имеет большое значение и для педагогов, поскольку позволяет экономить время на подборе необходимых картинок для фронтальных и индивидуальных занятий, а также позволяет сохранять плотность занятий, удерживая интерес детей.

Проводя логопедические занятия с использованием ИКТ, не стоит забывать о соблюдении гигиенических норм: дозировке времени применения экрана (компьютера, моноблока, телевизора). Как правило, экран (монитор, телевизор, моноблок) не должен использоваться на протяжении всего занятия, а только фрагментарно не более 10 минут, 2-3 раза в неделю.

Размер экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером (моноблоком) в виде развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

После работы с компьютером (телевизором, моноблоком) с детьми проводят гимнастику для глаз, с целью снятия зрительного утомления и профилактики нарушения зрения.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога.  

Таким образом,  использование ИКТ на логопедических занятиях дает возможность не только актуализировать знания дошкольников, но и разнообразить коррекционно-образовательный процесс, решая одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка. Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность  образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.

В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

Использование сказок на логопедических занятиях.

Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте ...

Использование игр на логопедических занятиях.

Игры, которые можно использовать на логопедических занятиях по автоматизации  и дифференциации звуков....

Использование физкультминуток на логопедических занятиях

Систематическое использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения (ОНР), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит и легче используется им в собст...