Использование физкультминуток на логопедических занятиях
статья (старшая группа) по теме

Систематическое использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения (ОНР), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит и легче используется им в собственной речевой практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование физкультминуток

на логопедических занятиях

(из опыта работы)

В течение двух лет в МБУ д/с № 125 «Росточек» г.о. Тольятти проводился эксперимент, в ходе которого было установлено, что при систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения (ОНР), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит и легче используется им в собственной речевой практике.

В своей практической деятельности неоднократно убеждались в том, что дети, страдающие общим недоразвитием речи, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе напряженного логопедического занятия, длительность которого для детей 5-летнего возраста достигает 25 минут, таким детям особенно необходима двигательная разрядка. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать  их умственную работоспособность. Вместе с тем учитель-логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания учителя-логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. В дальнейшем дети настолько привыкают к ним, что на прогулке, в игровой деятельности в детском саду и дома (по свидетельству родителей) часто, без напоминания взрослых, используют эти упражнения, стараясь правильно и четко, выделяя голосом, произнести тот или иной звук и хорошо выполнить разученное движение. Игровые упражнения всегда вызывают у детей интерес, поэтому и правила выполнения их быстро усваиваются всеми воспитанниками.

В процессе проведения физкультминутки, во время которой разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении (песне, считалке, диалоге) отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.

Наблюдая за детьми с различными нарушениями развития речи, заметили, что дошкольники во время фронтальных и индивидуальных занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) с его речью. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток музыкальное сопровождение (по возможности), элементы логоритмики: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

  1. Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми воспитанникам, удобными для выполнения на ограниченной площади.
  2. Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики).
  3. Эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы; бег и ходьба на месте).
  4. Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и  тексты – быть доступными воспитанникам.

Особое значение на физкультминутках приобретает использование игр, игровых приемов. Вся игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном педагогическом воздействии и обязательном руководстве ею. Необходимо, чтобы игровой элемент стимулировал детей на новые успехи, вызывал интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения дошкольников сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирались нами в соответствии с речевыми возможностями воспитанников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

На наш взгляд, речевой материал физкультминуток должен отвечать определенным требованиям:

  1. В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук либо соответствующая  лексическая или грамматическая категория.
  2. Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.
  3. В физкультминутку включаются возможно более разнообразные действия с тем, чтобы дети могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Нужно стремиться вызвать у них максимальную двигательную активность.
  4. Стихи должны быть доступными по содержанию.
  5. Тексты должны быть короткими, с тем чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

Наблюдения показывают, что воспитанники, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них недоступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и речевой моторики. Отнимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи, изучаемые на данном конкретном занятии звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.

В литературе встречается очень много различных физкультминуток. Исходя из опыта логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями, сочли необходимым выделить две группы физкультминуток: лексико-грамматические (на активизацию и совершенствование словаря, закрепление грамматической категории) и фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь).

Организация физкультминутки.

Физкультминутку необязательно поводить в середине занятия. Перерыв на 1 -2 минуты  делали тогда, когда чувствовали у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).

Специального место для проведения физкультминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели. Учитель-логопед следит, чтобы между детьми было достаточное расстояние, и они не задевали друг друга.

Учитель-логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующие движения. При этом дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь или запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями. Логопед, проговаривая текст, стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путем повторения соответствующих движений. Добиваться заучивания стихотворений не надо, так как это отнимет много времени, да и цели такой данный этап занятия не преследует.

В конце  каждой из физкультминуток учитель-логопед обязательно задает детям вопросы по ее содержанию, учитывая основную цель всего логопедического занятия. Например: «Назовите ласковые слова из этого стихотворения». (Имеются в виду существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения). Или: «Назовите слова со звуком К из этого стихотворения».  

Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, материал подбирается для физкультминуток соответственно четырем этапам: подготовительному для вызывания звука, его автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребенка.

1. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова, слышать составные части слова. Приступая к занятиям, мы в первую очередь уточняем произношение гласных звуков, именно с этой группы звуков и начинаем знакомство с физкультминутками. Затем более легкие в произношении звонкие звуки Б, В, Г, Д, далее звуки  П, Т, К, Х, свистящие, сонорные, йотированные.

2. На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты насыщены словами с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), которые в данной физкультминутке встречаются в разных позициях.

3. На этапе дифференциации звуков используются более  длинные и сложные тексты, сопровождаемые разными по объему движениями. Для детей с нормально развивающейся речью основной целью данного этапа является развитие культуры речи, для ребенка-логопата здесь на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки). Большое внимание уделяется наиболее часто смешиваемым звукам и группам звуков: с-ц, с-ш, ш-ж, р-л и др.

4. Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка. На этом этапе нежелательно ограничиваться разучиванием 1-2 физкультминуток. Необходимо отработать несколько (5-6) текстов с изученным звуком на логопедических и  воспитательских занятиях (хорошо, когда физкультминутки не  дублируются). Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей, поэтому и речевые физкультминутки могут быть использованы  как во вступительной, так и в основной и заключительной части логопедического занятия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, на прогулках, а также для организации коллектива после сна и др.

наш опыт позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование физкультминуток, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»

Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно прои...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие с использованием коррекционных логопедических игр. Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»

Открытое подгрупповое логопедическое занятие  с использованием коррекционных логопедических игр.  Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»...