Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Путешествие на веселом паровозике"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Демёхина Оксана Анатольевна

Цель:

1.     Закрепить у детей знания о домашних и диких животных.

2.     Упражнять в дифференциации диких и домашних животных.

3.     Закреплять умение  делить слова на слоги.

4.     Закреплять навыки звукового анализа .

5.     Упражнять с согласовании существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ.

6.     Упражнять в согласовании существительных с числительными ДВА, ДВЕ.

7.     Упражнять в образовании существительных, обозначающих детенышей животных.

8.     Развивать дикцию, внимание, память, воображение, образное мышление, общую и мелкую моторику кистей и рук.

9.     Воспитывать  эмоциональное отношение к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий с детьми старшей группы.

Тема:  «Дифференциация диких и домашних животных.

              «Путешествие на веселом паровозике»  

Цель:  

  1. Закрепить у детей знания о домашних и диких животных.
  2. Упражнять в дифференциации диких и домашних животных.
  3. Закреплять умение  делить слова на слоги.
  4. Закреплять навыки звукового анализа .
  5. Упражнять с согласовании существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ.
  6. Упражнять в согласовании существительных с числительными ДВА, ДВЕ.
  7. Упражнять в образовании существительных, обозначающих детенышей животных.
  8. Развивать дикцию, внимание, память, воображение, образное мышление, общую и мелкую моторику кистей и рук.
  9. Воспитывать  эмоциональное отношение к живой природе.

Оборудование: паровоз с тремя вагонами (демонстрационный), картинки животных (мышь, кот, волк, бык, коза, утка, хомяк, кабан, курица, лягушка, кенгуру, бабочка, паук, кузнечик.); серия картинок «Пары животных»; мяч; зеркала; схемы звуков.

План занятия.

1. Оргмомент.

2. Игра «Мой, моя».

3. Игра « Кто в каком вагоне едет?»

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Игра «Кто как голос подает?»

6. Пальчиковая гимнастика «Домик».  

7. Игра «Два - две».

8. Игра «Отгадай-ка».

9. Игра «Кто лишний?»

10. Игра «Назови детеныша» (с мячом).

11. Звуковой анализ слова МЫШЬ.

11. Итог занятия.

Ход занятия.

-  Сегодня мы с вами отправимся путешествовать. А на чем можно путешествовать? (ответы детей) Мы сегодня отправимся в путешествие на веселом паровозике.

- С собой мы возьмем животных. Сейчас подойдете к столу, и каждый выберет себе животное. Сначала девочки, затем – мальчики. Справа от меня встанут те у кого дикие животные, а слева – у кого домашние.

МОЯ, а мальчики – МОЙ.  

- А теперь нам надо занять места в вагонах и разместить наших друзей животных. У нашего поезда три вагона. Чтобы определить, кто в каком вагоне поедет, вы должны будете определить количество слогов названиях ваших животных. Животные в названии, которых один слог, поедут в первом вагоне, два слога – во втором, а три – в третьем. Например, у меня тигр. В слове тигр один слог. Значит, тигр едет в первом вагоне. А сами вы занимаете место в вагончике с соответствующем номером. (Дети размещают животных и рассаживаются на стульчики).    

     

-  Все разместились. Тогда наш паровозик подает сигнал и отправляется. Дети, изображают  движение паровоза и издают соответствующие звуки («Чух-чух-чух») сначала медленно, постепенно ускоряясь. Что мы сейчас делаем? (Едем.) А чтоб нам было не скучно, мы будем говорить вот такие слова:

«Мы едем, едем, едем в далекие края

Счастливые соседи, хорошие друзья»

     

- Остановка « Зеркальная». Сейчас мы будем изображать животных и выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы наш язычок научился правильно произносить все звуки.

Раз – зевнул  в лесу мышонок.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – лакает суп котенок.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

Три – лошадка поскакала.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

На четыре – постояла.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Пять – болтают индюки.

Широко открывать рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Шесть – качели у реки.

Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Семь – варенья мы попросим.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Восемь – мячики подбросим.

Рот открыть широко. Вытягивать язык вверх, забрасывая его на верхнюю губку.

Девять – звонко барабаним.

Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д…».

Десять – тихо отдыхаем.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

- Остановка « Разговорная». Мы с вами знаем, что животные тоже умеют разговаривать, но каждый по своему, на своем языке.  

Корова – мычит,         волк - …, кот - …, коза – …, утка – …, лягушка - … , собака - …, курица - …, медведь - …, кабан - … .

     

- Наш паровозик продолжает свой путь. Поехали. «Мы едем, едем…»

- А вот уже с вами доехали и до следующей остановки «Полянка».  А на этой полянке стоит красивый домик. Давайте расскажем и покажем, какой это дом.  

На поляне дом стоит,

«Дом»

Ну а путь к нему закрыт.

«Ворота»

Мы ворота открываем,  

Ладони разворачиваются параллельно друг другу

В этот домик приглашаем

«Дом»

Стол стоит на толстой ножке,

«Стол»

Рядом стульчик у окошка,

«Стул»/

Два бочонка под столом

«Бочонки» обеими руками

Вот такой я видел дом

«Дом»

- А еще на поляну  посмотреть на этот красивый домик приходили и другие животные. Они приходили парами и оставили свои фотографии. А скажите, парами - это значит как? Расскажите, кто же побывал на этой поляне.  

   

- Занимайте свои места в вагонах. Наш поезд продолжает свой путь. «Мы едем, едем…». Пока наш поезд мчится, мы поиграет в игру «Отгадай-ка».  Я вам загадаю загадки о животных а вы их отгадайте и запомните отгадки.

*На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

*Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!

*Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.

*Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.

       

- Правильно угадали загадки. А теперь скажите «Кто лишний?» в этой компании: ВОЛК, ЛИСА, КОШКА, КАБАН.

- Вот мы и подъехали к следующей остановке «Детской». А называется она так, потому что на ней гуляют и играют мамы со своими детками. Выходите и мы с вами поиграем в мяч.    

У любящих мам есть, конечно, ребенок:

У доброй слонихи - милый слоненок,

У серой зайчихи – пушистый зайчонок,

У храброй тигрицы – игривый тигренок.

Часто теряются дети в пути –

Мамам поможем деток найти!

лосиха - лосенок                 лисица - …                бобриха - …         барсучиха - …        

волчица - …                медведица - …         мышь - …                олениха - …         

ежиха - …                         кошка - …        

- Какое самое маленькое животное я вам сейчас называла? (мышь). Давайте сейчас выложим схему слова МЫШЬ. Для этого пройдем в свои вагончики.  Звуковой анализ слова МЫШЬ. Назовите слова со звуком Ш.

   

- Наше путешествие подошло к концу. Наш паровозик привез нас обратно в садик. Вы все много знаете и умеете. Всем спасибо.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»

Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...