Главные вкладки

    Формирование эстетического отношения к окружающему у детей с ОВЗ (ТНР) в процессе реализации АООП
    статья по логопедии на тему

    Попова Анна Семеновна

    Предоставленный опыт работы транслировался на городском методическом объединении для воспитателей..

    В материале показано, как  при тесном взаимодействии учителя - логопеда, педагогов ДОУ, родителей  формируется  у дошкольников с ТНР эстетическое восприятие, развиваются   художественно-творческие способности,  решаются следующие задачи:

    • формирование способов художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладение навыками изодеятельности;
    • развитие нравственно-эстетического аспекта художественной деятельности;
    • овладение техническими умениями и навыками, различными изобразительными средствами;
    • развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы        

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГИМНАЗИЯ № 1476

    Формирование эстетического отношения к окружающему у детей с ОВЗ (ТНР) в процессе реализации АООП

    ( Выступление на методическом объединении для воспитателей по теме: «ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)

                                         Попова А.С., учитель-логопед д/о №1

    Москва, 2017год

    В процессе формирования у дошкольников с ТНР эстетического восприятия и художественно-творческих способностей в изодеятельности перед педагогами стоят следующие задачи:

    • формирование способов художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладение навыками изодеятельности;
    • развитие нравственно-эстетического аспекта художественной деятельности;
    • овладение техническими умениями и навыками, различными изобразительными средствами;
    • развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

    Влияние изодеятельности на формирование эстетического восприятия у дошкольников отмечено в методических работах целого ряда исследователей: Казаковой Т.Г., Комаровой Т.С., Сакулиной А.И., Флериной Е.А., Дороновой Т.Н.

    • Изобразительная деятельность способствует:
    • разностороннему развитию личности ребенка;
    • углублению представлений об окружающем мире;
    • приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства;
    • решению задач речевого развития детей.

    Специалисты считают, что формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей через освоение различных видов изобразительной деятельности необходимо начинать уже с 4-х лет, поскольку ребенок активно приобретает опыт видения: одушевляя игрушки и предметы, он сопереживает сказочным персонажам, заинтересованно рассматривает картинки в книгах, активно преобразует свое игровое пространство.

    У детей 4-5 лет развита эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию, жажда деятельности. К 5 годам дети откликаются на юмор, обаяние фольклора и сказочных образов. Рассматривая картины, иллюстрации,  дети способны уже непосредственно выражать к ним свое отношение. Дети этого возраста могут рисовать на самые различные темы.

    Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Со значительными трудностями мы сталкиваемся в эстетическом воспитании детей с ТНР. У них отмечаются некоторые особенности восприятия и воспроизведения реальной действительности, недостатки тактильно-моторных ощущений. Эти дети мало эмоциональны, пассивны в выражении своих чувств. У них затруднена способность сопереживать другому человеку, нередко проявляются негативные эмоции, страхи, замкнутость, гиперактивность. У дошкольников с ТНР происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи.

    Рисунки детей с ТНР отличаются схематичностью, нарушением пропорций, пропуском существенных деталей, яркие образы тускнеют, карандаш не слушается,  рисунок не получается, и в результате - ребенок расстраивается. У большинства таких ребят-  нелюбовь к рисованию. Творчество само по себе у них не развивается и никак не проявляется. Дети с ТНР не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. Понятие «красиво» остается для ребенка формальным.

    Коррекции эмоционального развития детей с ТНР способствует эстетическое воспитание средствами изодеятельности, которая формирует творчески активную личность, способную чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое и комическое, жить и творить по законам красоты. Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие средствами искусств. Научить ребенка с ТНР чувствовать и понимать красоту жизни - трудная задача, которая требует больших усилий и длительной работы педагогов. Для того, чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог сам должен искренне чувствовать красоту вокруг себя.

    В нашем детском саду в подготовительной группе для детей с ТНР ребята имеют возможность систематически знакомиться с явлениями изобразительного искусства. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию их мышления и воображения, воли и организованности, нравственности; расширяют их познания о мире, обществе и природе.

    Для расширения и углубления художественного опыта наших воспитанников недавно был открыт Вернисаж «Богата талантами земля русская». Здесь были представлены картины, выполненные сотрудниками и родителями детей нашего детского сада: сюжетные картины, натюрморты, пейзажи, портреты. Современного дошкольника, привыкшего к красочным игрушкам, ярким мультфильмам, трудно заинтересовать чем-то стандартным, обыкновенным. Но с каким восторгом на Вернисаже ребята рассматривали эти картины, написанные маслом и акварелью. Они прикасались пальчиками к холсту, чтобы ощутить мазки красок. «Это настоящие картины, живые»-говорили дети. Процесс «всматривания», затем «созерцания» и позднее «любования» картиной - важный процесс формирования эстетического восприятия, нового отношения к произведению искусства. Важна «пауза всматривания»(пауза молчания). Чуть позднее дети сами начинают обмениваться  впечатлениями: они уже думали, сравнивали, выбирали.

    Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит».  Картина –прекрасная наглядность, на базе которой нам удается развивать у детей с речевыми нарушениями наблюдательность, совершенствовать психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие), пополнять запас знаний и сведений, развивать речь.

    Изодеятельность и развитие речи - единые понятия в процессе формирования художественной культуры дошкольника. Это отмечали исследователи Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, И.Т. Власенко, Р.Е. Левина.

    Основная цель, определенная ФГОС, для детей с ТНР- обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка.

    Основные направления по развитию речи это:

    • развитие словаря;
    • воспитание звуковой культуры речи;
    • фонематического слуха;
    • формирование грамматического строя речи;
    • развитие связной речи;
    • мелкой моторики.

    Для развития речи детей с ТНР на Вернисаже мы использовали следующие виды работ: рассматривание, описание и рассказывание. Рассматривая и описывая картину с весенним пейзажем, дети расширяли и уточняли предметный словарь: проталины, капель, оттепель, первоцвет, верба, паводок, половодье, настроение, веснушки и т.д.

    Глагольный словарь пополнился словами: журчать, звенеть, пробиваться, проклевываться, набухать, таять, греть, щебетать, зеленеть и т.д.

    Расширился и словарь признаков: клейкий, прозрачный, нежный, белоснежный, душистый, ароматный, тонкий и т.д.

    Сюжет картины был близок и интересен детям. Поэтому было легко работать и над формированием грамматического строя речи: весна долгожданная, дружная, звонкая, цветущая; клейкий листочек, прозрачный, звонкий ручеек; голубое, чистое небо; настроение веселое, радостное,  весеннее и т.д.

    Яркая, красочная картина, наполненная весенним настроением, повышала познавательный интерес детей и побуждала их анализировать, рассуждать, фантазировать. При этом связная речь становилась более логичной, содержательной, связной, последовательной. Здесь я задавала такие вопросы: «Чем тебе понравилась эта картина? Какие чувства передает художник: грусть или радость? Что бы ты делал, если бы оказался в этом месте, нарисованном на картине?»

    Составляя рассказ по картине «Полевые цветы», чувства переполняли ребят. Каждому хотелось рассказать, где он видел эти цветы, как собирал их вместе с мамой. А чувства, как известно, регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение.

    Ребята наделяли некоторые краски цветов предметно-образными характеристиками: «морковный цвет», «рябиновый цвет», «лимонный», «лисичкин цвет» и т.п. О настроении, которое навеяла картина, они говорили: радостное, легкое, летнее, певучее, душистое, счастливое.

    Останавливаясь на важных для детей деталях, вовлекая их в диалоги при рассматривании коллекции картин на Вернисаже, мы побуждали детей к общению, пробуждали у них устойчивые художественные интересы. Потребность поделиться своими чувствами и знаниями со сверстниками, а вечером –с родителями.

    В последующие дни шла работа по закреплению полученных впечатлений: рисование полюбившейся картины, лепка или аппликация понравившегося персонажа или предмета.

    На занятиях целесообразно привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

    Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ.

    На занятиях по изодеятельности в группе коррекционной направленности для детей с ТНР необходимо воспитывать у них умения воспринимать речь в процессе рисования. А затем совмещать с речью свою деятельность. Слово помогает осмыслению процесса изображения.  У наших детей нет собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятии следует обращать их внимание на выразительность полученного изображения. Необходимо ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем( логопедом) рисунок, лепку, аппликацию.

    Вся работа по формированию эстетического восприятия и развитию речи у детей с ТНР ведется в тесном контакте с воспитателями логопедической группы. Несмотря на то, что педагоги имеют высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, окончили курсы повышения квалификации по оказанию помощи детям с ТНР, практически ежедневно я консультирую их, даю рекомендации по подбору необходимого дидактического материала, упражнений для активизации и расширению словаря по всем лексическим темам, по формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. Я формирую первоначальные речевые навыки, а воспитатели их закрепляют. Систематическая слаженная совместная работа дает высокие результаты.

    Дети создают свой мир красоты в детском саду, участвуя в организации мини-музеев. Музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей у ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует формированию эмоционального восприятия.

    В нашем детском саду созданы мини-музеи матрешки и колокольчиков. Мини-музей является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. В обычном музее дети –пассивные созерцатели. А здесь- они соавторы. В нашем музее ребята могут взять матрешку в руки, рассмотреть ее, ощутить материал, из которого игрушка сделана. Вот она нарядная . расписная, выточенная мастером из дерева, наша добрая матрешечка – вкладыш! Я рассказываю, в чем особенность этих игрушек и привлекательность. Обращаю внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

    Например, сравнивая матрешек из Семенова и Полхов-Майдана, дети видят их разницу как по форме (вторая более изящная, вытянутая), цвету (у второй более прохладные цвета – бирюзово - зеленые и малиново-красные), так и по характеру росписи лица, фигур, букетов. Матрешки из Сергиева Посада –в ярких сарафанчиках, кофточках, передничках, а узоры на одежде –мелкие, цветочные лишь на передничке. Семеновская матрешка- в красном(синем платье и ярком цветастом фартуке, украшенном пышными букетами малиновых розанов. К обсуждению при посещении мини-музея матрешки привлекается литературный материал. Дети с большим интересом слушают сказку о любимой матрешке. Как же  родилась эта игрушка? Кто придумал ее?  Давным - давно это было… Такая встреча запоминается ребенку надолго.

    После посещения мини-музея на занятиях по изодеятельности дети расписывают вырезанные из бумаги фигурки матрешки, выполняют аппликации, изготавливают пригласительные билеты для детей из других групп и для родителей.

    Опираясь на опыт музейных впечатлений, ребята с ТНР лучше ориентируются в мире красоты и добра, что является гарантом повышения общего культурного уровня.

     В мини-музее колокольчиков, созданном педагогами компенсирующей группы, самими ребятами и их родителями, проводятся «искусствоведческие беседы» и занятия-«путешествия» музейного содержания. Здесь собраны иллюстрации и экспонаты: колокольчики для животных- «ботало», церковные колокольчики, колокольчики разных городов и стран, школьный колокольчик, елочные колокольчики, колокольчики, сделанные детьми. Дети рассматривают иллюстрации храмов со звонницами Москвы, Владимира, Ростова - Великого и др., узнают об истории колокольного звона, который разносился по всей Руси Великой с колоколен церквей в дни скорби и радости. Знакомятся с красотой церковной архитектуры. Дети слушают аудиозаписи со звоном колоколов, подражают звучанию большого колокола и маленьких (гудят «рокотом» и весело звонят «малиновыми распевами»). Отвечают на вопросы педагога: «О чем звонят колокола? Когда звонят? О чем сообщает людям набатный колокол? Как звучит перезвон колоколов? Где вы слышали колокол на разные праздники?»

    Затем выполняют задания по рисованию: «Царь-колокол в Кремле», «Серебряный звон колокольчиков», «Колокола храма»,  «Праздничный колокольчик» и др.

    Такие занятия расширяют кругозор детей с ТНР, отмечается творческое оживление, эмоциональная и вербальная раскованность, желание результативно проявлять себя в художественно-продуктивной деятельности.

    Мы приглашаем на беседы и родителей, чтобы показать им значимость совместной работы ДОУ и семьи в формировании эстетического восприятия у детей, вызвать у них желание активно участвовать в жизни ребенка. Темы бесед: «Что такое музей?», «Такие разные музеи», «Мы пришли в музей»(Правила поведения в музее, культура поведения в общественных местах) и др.

    Дети и родители нашей логопедической группы получают эмоциональный настрой, внутреннюю готовность для посещения настоящих музеев. Воспитатели и логопед в этом случае являются посредниками между детьми и музеем.

    Многолетний опыт работы вс детьми с ТНР показывает, что только информированные  и заинтересованные родители могут стать активными помощниками коррекционного процесса. Взаимодействие проходит как в традиционных, так и в инновационных формах. Регулярно проводятся индивидуальные консультации для родителей, практические тренинги. Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания. Большой популярностью пользуются среди родителей логогруппы семинары – практикумы. В течение всего года родители посещают индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.

       Необходимо сказать о влиянии театрализованной деятельности на формирование эстетического восприятия у детей с ТНР. Под воздействием театрального искусства у ребят появляется «эстетическая реакция», т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность – «положительную эмоцию»( Л.С. Выготский). Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, к которым дети нашей группы изготавливают атрибуты, рисуют декорации, кукол, костюмы для себя и своих персонажей. Логопед и воспитатели логогруппы активно принимают участие в постановке спектаклей. Такая театрализованно – игровая деятельность оказывает активизирующее воздействие на эмоциональную и речевую деятельность детей с ТНР.

    Не у всех дошкольников на всю жизнь сохранится тяга к кистям и краскам. Но совершенно очевидно, что интерес к людям, природе, чувствам, событиям, временам, странам, изображенным в работах старых и современных мастеров, навсегда обогатят души и разум будущих врачей, педагогов, инженеров, политиков. Сделают их полезными для своей Родины.

    Литература:

    Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте М.,1967

    Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.  Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации». –М., 2009г.

    Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.

    Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.

    Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. 1981г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством Дымковской игрушки»

    Формирование эстетического восприятия окружающего мира посредсвом декоративно-прикладного искусства (Дымковской игрушки)...

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ТЕМА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высок...

    Консультация для родителей: «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет)

    Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в привлечении внимания малыша к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства,...

    статья «Формирование эстетического отношения к окружающему миру у ребенка дошкольного возраста»

    Эстетическое воспитание – формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетическое отношение ко всему, что нас окружает. Воспитание эстетического отношения к окружающем...

    Формирование эстетического отношения к окружающему в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста.

    Идея гуманизации, как ведущая идея современного образования,требует внимания к эстетическому воспитанию личности....