Перспективное планирование по формированию фонетической стороны речи
методическая разработка по логопедии на тему

Гурлова Юлия Сергеевна

В перспективном планирование возможны изменения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возможны изменения в последовательности изучения звуков и букв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию фонетической стороны речи

месяц

Содержание работы

Игры и игровые ситуации

Изготовление методического материала

сентябрь

Знакомство с логопедическим кабинетом; показ различных видов работы; знакомство с понятием «звук»; с понятием «гласный звук».

октябрь

Знакомство с гласными звуками: [а] [о] [у]. Познакомить детей с понятием «согласный звук». Знакомство с согласными звуками [м] [мь] [с] [сь]. Дать понятие «согласный твёрдый» «согласный мягкий» звуки.

Составление слогов: АС, ОС, УС; ОМ, АМ, УМ; СА, СО, СУ; МА, МО, МУ.  Определение места звука в слове (в двух позициях).    

«Покажи букву» «Угадай звук»

д/и «Телефон» «Кто внимательный?» «Кто, что услышит?» «Кто запомнил больше слов со звуком [с] и [м] ?»

Изготовление алфавита: на карточке изображена буква; она сделана из спичек и из наждачной бумаги; наклеены картинки – звук стоит в трёх позициях.

Составление тестов по темам: «Овощи и фрукты» «Грибы» «Приметы осени».

ноябрь

Знакомство с согласными звуками [х ][хь][ш]. Чтение слогов. Закрепление ранее изученных звуков. Дифференциация звуков [c] [ш]. Чтение и анализ слогов: АШ, ОШ, УШ; ША, ШО, ШУ; АХ,ОХ,УХ; ХА,ХО,ХУ. Звуковой анализ слов типа: ум, ус, сом……     

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки….» «Добавь слог» «Живые слоги» «Кто внимательней?»

Игра «Наоборот» «С кочки на кочку».

«Весёлые гномики» (трёх цветов): красный – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук. Карточки с кружочками: для определения места звука в слове в трёх позициях.

Тесты: «Какой гриб лишний?» «От какого дерева листочек?»  

декабрь

Знакомство с гласным звуком [ы]; с согласными звуками [н] [нь] [р] [рь] [л] [ль]. Составление слоговых таблиц, их чтение, составление слов. Работа по единицам речи: звук, слог, слово. Звуковой и слоговой анализ слов. Определение места звука в слове в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце.

Игры: «Большие – маленькие» «Собери разные слова» «Придумай слово» «Выдели гласные звуки» «Угадай букву» «Найди подходящее слово» «Что мы видим на картинке?» «Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки ….» «Найди звук в словах».

Составление тестов: «Приметы зимы» «Какая буква лишняя?» «Из каких звуков состоят слова?»

Игра «Загадочный остров» или «Весёлые кораблики» (на составление слогов).

январь

Обобщение пройденного. Гласные звуки[а] [о] [у] [и]; согласные звуки: [м] [мь] [с] [сь] [х] [хь] [л] [ль] [н] [нь] [р] [рь]  [ш]. Закрепление понятий «твёрдый» и «мягкий» согласные звуки. Анализ и синтез слов из пяти звуков.

Знакомство с согласным звуками [к] [кь] [т] [ть] [п] [пь]. Составление слогов и слов с этими звуками. Чтение слоговых таблиц. Чтение слогов с договариванием до целого слова.  

Игры: «Какой звук?» «Кто внимательней?» «Определи место звука в слове» «Что изменилось в слове?» «Дополни предложение» «Назови слова» «Звук заблудился» «Кто знает пусть продолжит».

Развитие связной речи: «Когда это бывает?» «Кто лучше расскажет».

 

Составление слоговых таблиц. Составление тестов: «Придумать слово по схеме» (из двух звуков, из трёх); «Составить из слогов слова».

февраль

Знакомство с гласным звуком [и]. Слогообразующая роль гласного. Определение места звука в слове.

Чтение слоговых цепочек.

Знакомство с согласными звуками [з][зь]. Понятие «звонкий» звук. Дифференциация звуков [з]-[с]. Чтение слоговых таблиц. Знакомство с согласными звуками [в] [вь]. Составление предложений. Анализ предложений.

Игры: «Назови слово» «Угадай звук» «Составим слово» «Весёлый остров» «Слоговой домик» «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…» «Что изменилось в слове?» «Придумай слово, если в начале ЗА. ЗИ, ЗУ ….» «Подскажи словечко».

Составление слоговых таблиц, слоговых цепочек.

Составление тестов: «Какая буква заблудилась?»  «Составь из слогов слова» «Отгадать ребусы».

март

Знакомство с согласным звуком [ж]. Дифференциация звуков [ж]- [ш]. Чтение слоговых таблиц. Звуковой анализ слов. Составление схем слов.

Знакомство с согласными звуками [б] [бь].

Чтение слогов с договариванием до целого слова.

Дифференциация звуков [б]-[п] [бь]-[пь].

Знакомство с согласными звуками [г] [гь]. Определение места звуков в слове. Дифференциация звуков [г]-[к]. Знакомство с согласными звуками [д]-[дь]. Дифференциация звуков [д]-[т].

Чтение по подобию метаграммы (замена одной буквы на другую: труд-пруд).  

Игры: «Какой звук в начале слова?» «Угадай слово по начальному слогу» «Придумай слово, если в начале БА, БУ, ГА, ГУ ……..» «Хлопни в ладоши когда услышишь К-Г» «Найди звук в словах»

«Скажи в рифму»

Упражнение на внимание:

«Какие буквы спрятались в буквах Б-Ж-П?»

Игры: «Скажи по-другому» «Где цифры, где буквы?» «Переставь слова в предложении».

Составление слоговых таблиц. Изготовление «сказочных домиков»: домик для гласных звуков, для согласных звуков, для глухих и звонких согласных звуков.

Составление тестов: «Когда это бывает?» «Что лишнее?» «Буква потерялась».

апрель

Звук [й]. сравнение со звуком [и]. Анализ и синтез слов. Составление схем слов. Закрепление звуков:[д] [т] [и] [й]. знакомство с гласными звуками [е] [ё].

Чтение слов с преобразованием, приём наращивания и замены буквы.

Гласные звуки [ю] [я]. Чтение вертикальной таблицы.  

Игры: «Кто поедет в гости?»(из слогов составить имена детей). «Озорные звуки» «Определи место звука в слове» «Сложи слово» «Буква потерялась» «Дополни предложение» «Наоборот» «О ком я, расскажу?» «Найди нужное слово».

Составление слоговых таблиц. Составление тестов: «Найди слово» «Слова рассыпались».

май

Знакомство со звуками [ц] [ч]. Определение места звука в слове. Преобразование слов путём замены букв.

Согласные звуки [щ] [ф]. анализ и синтез слов. Чтение слов с договариванием  до целого слова. Гласный звук  [э].

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Сравнение.

Дать понятие «алфавит».

Закрепление пройденного материала.

Занимательные упражнения: «Почему появилась ошибка?» «Всё ли верно докажи» «Кто увидит больше всех?» «Определи позицию звука» «Слоговой домик» «Волшебные кубики».

Составление слоговых цепочек, таблиц.

Составление тестов: «Какой цветок лишний?»

«Ребусы».

В перспективном планирование возможны изменения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возможны изменения в последовательности изучения звуков и букв.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе

Комплексно-тематическое планирование  образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год II период

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе на 2015 - 2016 уч. годII период...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год III период

Комплексно-тематическое планирование  образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи  в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год III период...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...