Массаж при дизартрических расстройствах
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

       Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Массаж при дизартрических расстройств ах Подготовила: учитель – логопед МБДОУ д /с № 21 Малеева О. В. г.Сафоново 2014г.

Слайд 2

Общие сведения Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В настоящее время приемы логопедического массажа разработаны рядом авторов: Е. Ф Архиповой, И. В. Блыскиной , Т. А. Воробьевой, Л. Г. Голубевой , О. И. Крупенчук , О. Г. Приходько и др. Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре. Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может длиться от 2 до 10 минут. Массаж должен восприниматься ребенком как интересная игра.

Слайд 3

Массаж при дизартрических растройствах : представленный ниже фрагмент комплексной методики преодоления дизартрии у детей представляет собой описание массажа, который можно осуществить без постоянного контроля учителя-логопеда, в домашних условиях. Комплекс лечебной гимнастики предназначен для работы над нижней частью мимической мускулатуры (губы, щеки) и мышц языка. Необходимое оборудование : зубная щетка средней мягкости, деревянный шпатель. Упражнения построены по принципу « От простого к сложному».

Слайд 4

1. Вытягивание верхней губы Расположить большой и указательный пальцы под наружным краем ноздрей и, не скользя по коже, сместить верхнюю губу вниз и в стороны, затем свести пальцы, а кожную складку сместить вниз. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 5

2. Вытягивание в стороны верхней губы Расположить указательный палец параллельно верхней губе и , не скользя по коже, перемещать губу из стороны в сторону – медленно и с усилием, направленным внутрь и вниз. Выполнять по 3 повтора.

Слайд 6

3. Вытягивание нижней губы Расположить большой и указательный пальцы под нижней губой и, не скользя пальцами, растянуть нижнюю губу в стороны, затем свести пальцы, а кожную складку потянуть вверх. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 7

4. Вытягивание в стороны нижней губы Расположить указательный палец параллельно нижней губе и, не скользя по коже, перемещать губу из стороны в сторону – медленно и с усилием, направленным внутрь и вверх. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 8

5. Вытягивание губ в углы Расположить концевые фаланги обоих указательных пальцев к углу рта по верхней и нижней губам и, не скользя пальцами, перемещать губы в противоположном направлении. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 9

6. Горизонтальный массаж губ по кругу Ухватить край верхней губы большим и указательным пальцами и, «перетирая» губу, продвигаться к противоположному углу рта, затем «перетереть» нижнюю губу. Шаг – 1 см.

Слайд 10

7. Образование складок из губ и их вытягивание Указательным пальцем завернуть верхнюю губу и прижать ее к зубам на 1 секунду, затем отпустить. Проработать всю верхнюю губу с шагом 1 см. То же сделать с нижней губой .

Слайд 11

8. Захватывание губ и вытягивание Ухватить край верхней губы большим и указательным пальцами и вывернуть ее с подтягивание книзу в течение 1 секунды, затем отпустить. Проработать все верхнюю губу с шагом в 1 см. То же сделать с нижней губой.

Слайд 12

9. Нажим на основание языка Расположить кисть лучевым краем под подбородком и проводить легкие быстрые удары или раскачивать кисть из стороны в сторону в течение 5 секунд.

Слайд 13

10. Массаж десен Расположить палец на центр верхней десны над зубами, медленно премещать палец к молярам (жевательным зубам), за последним моляром перейти на нижнюю десну, перемещать палец к центру. В центре поменять руку и продолжать движение к исходной точке. Выполнять по 3 повтора.

Слайд 14

Вытягивание по малому кругу Расположить большой и указательный пальцы у крыльев носа и, не скользя по коже, выполнять круговые движения с малым радиусом вначале кнаружи 5-10 секунд, затем кнутри 5-10 секунд

Слайд 15

12. Вытягивание щек с задействованием нижней губы Ухватить щеку в области края нижней губы большим и указательным пальцами и легко перемещаться по кожной складке к уху, затем к глазу, затем к крылу нога, затем к центру верхней губы. Повторить на другой стороне. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 16

13. Вытягивание щек с задействованием верхней губы Ухватить щеку в области края верхней губы большим и указательным пальцами и легко перемещаться по кожной складке к глазу, затем к уху, затем попрек щеки к центру нижней губы. Повторить с другой стороны. Выполнить по 2 повтора.

Слайд 17

14. Вытягивание губ с сопротивлением Расположить зубную щетку под верхнюю губу у угла рта щетиной к губе, движением щетки кнаружи и вниз легко растянуть губу в течение 1 секунды, следить за наличием сопротивления губы. При отсутствии сопротивления помогать пальцем, наложенным на губу в проекции щетки.

Слайд 18

15. Массаж с помощью зубной щетки Расположить зубную щетку в вертикальном положении, оттягивая губу на 1 см, продвигаться по верхней и нижней губам с шагом 1 см.

Слайд 19

16. Нажим на десны верхней челюсти позади верхних зубов Расположить зубную щетку на верхней десне за зубами, щетиной вверх, массировать десну движениями из стороны в сторону. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 20

17. Нажим на десны челюсти за нижними зубами Расположить зубную щетку на нижней десне за зубами, щетиной вверх, массировать десну движениями из стороны в сторону. Выполнить по 3 повтора

Слайд 21

18. Смещение в сторону языка с сопротивлением Расположить зубную щетку на боковой поверхности языка на уровне 5-го зуба, быстрыми движениями толкнуть язык к противоположной стороне и медленно вернуться в исходное положение. Выполнить по 3 повтора. На третий повтор при возврате растянуть щеку. Это движение стимулирует движение языка через зубы к щеке.

Слайд 22

19. Массаж твердого неба и языка Расположить зубную щетку щетиной в области середины твердого неба и массировать его слева направо, переходя на язык, до центра языка. Затем сменить направление. Выполнить по 3 повтора в каждую сторону.

Слайд 23

20. Стимуляция средней части языка Расположить зубную щетку в центре твердого неба щетиной вниз, надавливать попеременно в небо и центр языка. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 24

21. Жевание с сопротивлением Расположить деревянный шпатель под последним верхним зубом под прямым углом к челюсти. Не продвигать шпатель в глубь рта! Надавливая на зуб, сделать 5-10 жевательных д вижений на каждой стороне.

Слайд 25

Выводы: Таким образом, как видно из представленного выше материала, существует множество разнообразных методик проведения массажа. Но самое главное условие для осуществления подобных мероприятий – это соблюдение гигиенических требований и квалифицированность специалиста.

Слайд 26

Источники Коррекция нарушений звукопроизношения у детей л. С. Вакуленко, С-П, 2012

Слайд 27

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Массаж при дизартрических расстройств ах Подготовила: учитель – логопед МБДОУ д /с № 21 Малеева О. В. г.Сафоново 2014г.

Слайд 2

Общие сведения Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В настоящее время приемы логопедического массажа разработаны рядом авторов: Е. Ф Архиповой, И. В. Блыскиной , Т. А. Воробьевой, Л. Г. Голубевой , О. И. Крупенчук , О. Г. Приходько и др. Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре. Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может длиться от 2 до 10 минут. Массаж должен восприниматься ребенком как интересная игра.

Слайд 3

Массаж при дизартрических растройствах : представленный ниже фрагмент комплексной методики преодоления дизартрии у детей представляет собой описание массажа, который можно осуществить без постоянного контроля учителя-логопеда, в домашних условиях. Комплекс лечебной гимнастики предназначен для работы над нижней частью мимической мускулатуры (губы, щеки) и мышц языка. Необходимое оборудование : зубная щетка средней мягкости, деревянный шпатель. Упражнения построены по принципу « От простого к сложному».

Слайд 4

1. Вытягивание верхней губы Расположить большой и указательный пальцы под наружным краем ноздрей и, не скользя по коже, сместить верхнюю губу вниз и в стороны, затем свести пальцы, а кожную складку сместить вниз. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 5

2. Вытягивание в стороны верхней губы Расположить указательный палец параллельно верхней губе и , не скользя по коже, перемещать губу из стороны в сторону – медленно и с усилием, направленным внутрь и вниз. Выполнять по 3 повтора.

Слайд 6

3. Вытягивание нижней губы Расположить большой и указательный пальцы под нижней губой и, не скользя пальцами, растянуть нижнюю губу в стороны, затем свести пальцы, а кожную складку потянуть вверх. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 7

4. Вытягивание в стороны нижней губы Расположить указательный палец параллельно нижней губе и, не скользя по коже, перемещать губу из стороны в сторону – медленно и с усилием, направленным внутрь и вверх. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 8

5. Вытягивание губ в углы Расположить концевые фаланги обоих указательных пальцев к углу рта по верхней и нижней губам и, не скользя пальцами, перемещать губы в противоположном направлении. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 9

6. Горизонтальный массаж губ по кругу Ухватить край верхней губы большим и указательным пальцами и, «перетирая» губу, продвигаться к противоположному углу рта, затем «перетереть» нижнюю губу. Шаг – 1 см.

Слайд 10

7. Образование складок из губ и их вытягивание Указательным пальцем завернуть верхнюю губу и прижать ее к зубам на 1 секунду, затем отпустить. Проработать всю верхнюю губу с шагом 1 см. То же сделать с нижней губой .

Слайд 11

8. Захватывание губ и вытягивание Ухватить край верхней губы большим и указательным пальцами и вывернуть ее с подтягивание книзу в течение 1 секунды, затем отпустить. Проработать все верхнюю губу с шагом в 1 см. То же сделать с нижней губой.

Слайд 12

9. Нажим на основание языка Расположить кисть лучевым краем под подбородком и проводить легкие быстрые удары или раскачивать кисть из стороны в сторону в течение 5 секунд.

Слайд 13

10. Массаж десен Расположить палец на центр верхней десны над зубами, медленно премещать палец к молярам (жевательным зубам), за последним моляром перейти на нижнюю десну, перемещать палец к центру. В центре поменять руку и продолжать движение к исходной точке. Выполнять по 3 повтора.

Слайд 14

Вытягивание по малому кругу Расположить большой и указательный пальцы у крыльев носа и, не скользя по коже, выполнять круговые движения с малым радиусом вначале кнаружи 5-10 секунд, затем кнутри 5-10 секунд

Слайд 15

12. Вытягивание щек с задействованием нижней губы Ухватить щеку в области края нижней губы большим и указательным пальцами и легко перемещаться по кожной складке к уху, затем к глазу, затем к крылу нога, затем к центру верхней губы. Повторить на другой стороне. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 16

13. Вытягивание щек с задействованием верхней губы Ухватить щеку в области края верхней губы большим и указательным пальцами и легко перемещаться по кожной складке к глазу, затем к уху, затем попрек щеки к центру нижней губы. Повторить с другой стороны. Выполнить по 2 повтора.

Слайд 17

14. Вытягивание губ с сопротивлением Расположить зубную щетку под верхнюю губу у угла рта щетиной к губе, движением щетки кнаружи и вниз легко растянуть губу в течение 1 секунды, следить за наличием сопротивления губы. При отсутствии сопротивления помогать пальцем, наложенным на губу в проекции щетки.

Слайд 18

15. Массаж с помощью зубной щетки Расположить зубную щетку в вертикальном положении, оттягивая губу на 1 см, продвигаться по верхней и нижней губам с шагом 1 см.

Слайд 19

16. Нажим на десны верхней челюсти позади верхних зубов Расположить зубную щетку на верхней десне за зубами, щетиной вверх, массировать десну движениями из стороны в сторону. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 20

17. Нажим на десны челюсти за нижними зубами Расположить зубную щетку на нижней десне за зубами, щетиной вверх, массировать десну движениями из стороны в сторону. Выполнить по 3 повтора

Слайд 21

18. Смещение в сторону языка с сопротивлением Расположить зубную щетку на боковой поверхности языка на уровне 5-го зуба, быстрыми движениями толкнуть язык к противоположной стороне и медленно вернуться в исходное положение. Выполнить по 3 повтора. На третий повтор при возврате растянуть щеку. Это движение стимулирует движение языка через зубы к щеке.

Слайд 22

19. Массаж твердого неба и языка Расположить зубную щетку щетиной в области середины твердого неба и массировать его слева направо, переходя на язык, до центра языка. Затем сменить направление. Выполнить по 3 повтора в каждую сторону.

Слайд 23

20. Стимуляция средней части языка Расположить зубную щетку в центре твердого неба щетиной вниз, надавливать попеременно в небо и центр языка. Выполнить по 3 повтора.

Слайд 24

21. Жевание с сопротивлением Расположить деревянный шпатель под последним верхним зубом под прямым углом к челюсти. Не продвигать шпатель в глубь рта! Надавливая на зуб, сделать 5-10 жевательных д вижений на каждой стороне.

Слайд 25

Выводы: Таким образом, как видно из представленного выше материала, существует множество разнообразных методик проведения массажа. Но самое главное условие для осуществления подобных мероприятий – это соблюдение гигиенических требований и квалифицированность специалиста.

Слайд 26

Источники Коррекция нарушений звукопроизношения у детей л. С. Вакуленко, С-П, 2012

Слайд 27

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах

Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....

Опыт работы по теме "Преодоление дизартрических расстройств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН"

Преодоление дизартрических расстройств усной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН...

статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонн...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

У детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикул...

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...