Занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме

Карелина Ирина Владимировна

Занятие для средней логопедической группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_m.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква М

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм. Буква М и звук [м]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование представления о предложении.

Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, объёмные пластмассовые буквы.

Предварительная работа. Заучивание двустишия из книги «Мой букварь».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Логопед приглашает детей к столикам, организует приветствие.

Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спинку, давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.  

1-й ребёнок. Сом.

2-й ребёнок. Дом.

3-й ребёнок. Гном.

4-й ребёнок. Ком.

Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?

Дети. Звук [м].

Логопед. Верно. Садитесь.

  1. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия.

Логопед убирает картинки.

Логопед. Ещё раз произнесите звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] – согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?

Дети. Синим.

Логопед. Правильно. Возьмите в руки флажок. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов:«А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка». Дети поднимают флажки.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед убирает флажки.

Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

А, м. Что получилось?

1-й ребёнок. Ам.

Логопед. Верно.  У, м.

2-й ребёнок. Ум.

Логопед. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов:ом, им, ма, мо, му, дом, ком.

Логопед. Чудесно!

  1. Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Логопед раздаёт детям буквари.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?

Дети. Мама, Машенькой, малину.

Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все предметы, названия которых начинаются со звука [м]?

Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.

Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?

Дети. Нужно взять четыре палочки, две длинных и две коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.

Логопед. Сложите букву М из четырёх палочек.

Дети выкладывают букву М.

Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь давайте прочитаем, что написано в зелёной рамке.

1-ребёнок. Ам.

2-ребёнок. Ум.

3-ребёнок. Ом.

4-ребёнок. Им.

1-ребёнок. Ма.

2-ребёнок. Му.

3-ребёнок. Мо.

4-ребёнок.Ми.

1-ребёнок. Мама.  

2-ребёнок. Тома.

3-ребёнок.Тима.

4-ребёнок. Пума.

Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?

Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.

Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.

Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.

Логопед. Верно. Вы снова прочитали предложение. Первое предложение: «Тут мама, Тима и Тома». Второе предложение: «Там пума». Вы видите, что слова в предложениях написаны раздельно. Первое слово в предложениях написано с большой буквы. В конце каждого предложения стоит точка.

По предложению логопеда дети закрывают буквари.

  1. Подвижная игра «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей выполнить с ним упражнение.

Дождик, дождик, кап-кап-кап                Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»,

По траве, по крыше.                             начиная с больших пальцев, заканчивая мизинцами,

Дождик, дождик, кап-кап-кап              а потом в обратном направлении и так до

Как стучишь ты, слышу.                      окончания текста.

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

В синей луже мячик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Почему ты плачешь?

  1. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.

Логопед приглашает детей на ковёр и рассыпает перед ними объёмные пластмассовые буквы.

Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведро.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед приглашает детей за столики, раздаёт им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Логопед. Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую букву Мм. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

Дети. Синим. Это согласная буква.

Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?

Дети. Мышку, морковку и машину.

Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Сначала пишем длинную палочку сверху вниз, потом две короткие палочки, а потом ещё одну длинную сверху вниз.

Логопед пишет букву на доске. Дети пишут строчку буквы М в тетради, логопед оказывает им помощь.

  1. Игра «Парочки».  Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям сыграть в новую игру. Дети упражняются в выделении начальных и конечных звуков из слов.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?

Дети. С буквой М. Она согласная.

Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?

Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.

Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети. Из четырёх.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по  теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...

Занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе "Звук и буква И"

                           Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чт...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...