Мелкая моторика рук и речь
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моторика бывает Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные движения малой амплитуды.
Значение мелкой моторики • Повышает тонус коры головного мозга . • Развивает речевые центры коры головного мозга . • Стимулирует развитие речи ребенка . • Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. • Способствует улучшению артикуляционной моторики . • Развивает чувство ритма и координацию движений . • Подготавливает руку к письму . • Поднимает настроение ребенка.
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка; графические упражнения; дорисовывание второй половины рисунка; соединение по точкам; рисование по образцу и т. д.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета шнуровка , завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами) вышивание , вязание; имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый , перчаточный, театр теней);
Упражнения по выработке мускульной памяти массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками , прыгунками ( вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости). пальчиковые игры с грецкими орехами ( вращать между ладоней (один или два ), перекатывать по тыльной стороне каждой ладони, вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами ), удерживать поочерёдно между пальцев рук. шестигранными карандашами ( грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение). Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке. зубными щётками ( растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию).
Упражнения для развития головного мозга через движение ( Кинезиологические ) Повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. мозаика , конструкторы, пазлы , пирамиды, волчки; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; работа с пластилином, бумагой, тканью; игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке). игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону); выкладывание букв из счетных палочек и шнурка; игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук); игры с эспандерами, губками; игры с прищепками.
Упражнения для развития тактильной чувствительности работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру; мозаика из пластилиновых шариков; ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.); с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
Упражнения для развития тактильной чувствительности « Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки- самоклейки , ткани и т. п. «Волшебный мешочек ». С закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой; закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой; с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке взрослым; игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
заключение Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей
как влияет развитая мелкая моторика на речь детей...
статья: "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
Нормальное сенсомоторное развитие является основой всего психического развития ребенка, поэтому формирование высших психических функций всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсомоторно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/09/picture-76369.jpg)
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук, развитие речи.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-635117-1431966182.jpg)
мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук
как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-1360094-1637221928.jpg)
Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/14/picture-1416071-1697305201.jpg)
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1023908-1567781827.jpg)
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...