Информационно-исследовательский проект "Развитие речи старших дошкольников с использованием нетрадиционных игровых технологий"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Актуальность исследования

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В садик поступают безречевые дети с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы.

Использование различных педагогических технологий позволяет каждое занятие сделать особенным.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи,

Особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, приобретает игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Именно поэтому занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Личностно-ориентированные технологии, пожалуй, незаменимы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда любого учреждения, будь то период дошкольного детства или школа. В расписании специалиста, как правило, 30-50% занятий - это индивидуальные занятия, поэтому учёт индивидуальных, психофизиологических особенностей и возможностей ребёнка стоит в приоритете с диагностического периода.

Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Определяя актуальность данной проблемы, хочется отметить, что использование элементов игровой психокоррекции таких как, песочная терапия и акватерапия, дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников. Использование песочной терапии и акватерапии, как в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера, так и для непосредственной речевой коррекции, является весьма эффективным методом работы. Используя игровую терапию, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. С помощью воды и песка мы имеем возможность проводить профилактическую работу над негативными эмоциями (агрессивные проявления, снятие излишней тревожности, плаксивости). Кроме этого, элементы пескотерапии и акватерапии, позволяют стимулировать познавательную сферу, а именно корригировать все стороны речевого развития (дыхание, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизносительная сторона речи, связная речь), а так же создавать положительный эмоциональный фон и замедлять негативные невротические проявления. Акватерапия и терапия песка имеют два направления влияния на организм человека: психотерапевтическое и физиотерапевтическое.

Воду издревле используют как источник жизненной энергии для поддержания жизни, физического благополучия и в лечебных целях. О чудодейственных действиях воды складывались мифы и легенды. Способы её применения различны

Песок и вода являются природными и экологическими чистыми материалами, манипулирование с которыми не требует больших затрат, просто и понятно для любого ребенка. Логопед может выступать как в роли наблюдателя, так и в роли руководителя процесса, в зависимости от поставленных задач. Благодаря играм с песком, описанными такими авторами как Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой; Н.В.Дуровой; Р.Г.Голубевой, логопед развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; формирует первичные произносительные умения и навыки; пополняет словарь; формирует связную речь; обучает чтению и письму.

Играя с песком и водой, ребенок раскрывает свой внутренний мир и обучается в естественных условиях, как бы играя, перенося полученные навыки в свою жизнь. Таким образом, творческий потенциал логопеда позволяет использовать элементы игровой терапии с песком и водой в различных вариациях и в зависимости от конкретных ситуаций, будь то плановая игра с песком и водой для отработки произнесения того или иного корригируемого звука, а так же в момент снятия психо-эмоционального напряжения у негативно настроенного на логопедическую работу малыша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_dlya_publikatsii.docx78.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Родниковский детский сад»

Информационно-исследовательский проект

«Развитие речи старших дошкольников

с использованием нетрадиционных игровых технологий»

Выполнил учитель-логопед

МКДОУ «Родниковский детский сад»

Николаева О.В.  

Родники 2016 г

Содержание:

Введение 

Глава I. Теоретические основы проблемы речевого развития детей  дошкольного возраста

1.1. Речевое развитие как психолого-педагогическая проблема

1.2. Особенности речевого  развития детей дошкольного возраста

1.3. Специфика использования дидактических игр для речевого развития детей

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных игровых технологий

2.1. Показатели и уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

2.2. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных игровых технологий и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы    

2.3.Нетрадиционные дидактические игры по сенсорному развитию

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

«С ребенком надо делать все через игру…» - говорил советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Даниил Борисович Эльконин 

Актуальность исследования

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В садик поступают безречевые дети с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы.

Использование различных педагогических технологий позволяет каждое занятие сделать особенным.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи,

Особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, приобретает игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Именно поэтому занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Личностно-ориентированные технологии, пожалуй, незаменимы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда любого учреждения, будь то период дошкольного детства или школа. В расписании специалиста, как правило, 30-50% занятий - это индивидуальные занятия, поэтому учёт индивидуальных, психофизиологических особенностей и возможностей ребёнка стоит в приоритете с диагностического периода.

Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Определяя актуальность данной проблемы, хочется отметить, что использование элементов игровой психокоррекции таких как, песочная терапия и акватерапия, дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников. Использование песочной терапии и акватерапии, как в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера, так и для непосредственной речевой коррекции, является весьма эффективным методом работы. Используя игровую терапию, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. С помощью воды и песка мы имеем возможность проводить профилактическую работу над негативными эмоциями (агрессивные проявления, снятие излишней тревожности, плаксивости). Кроме этого, элементы пескотерапии и акватерапии, позволяют стимулировать познавательную сферу, а именно корригировать все стороны речевого развития (дыхание, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизносительная сторона речи, связная речь), а так же создавать положительный эмоциональный фон и замедлять негативные невротические проявления. Акватерапия и терапия песка имеют два направления влияния на организм человека: психотерапевтическое и физиотерапевтическое.

Воду издревле используют как источник жизненной энергии для поддержания жизни, физического благополучия и в лечебных целях. О чудодейственных действиях воды складывались мифы и легенды. Способы её применения различны

Песок и вода являются природными и экологическими чистыми материалами, манипулирование с которыми не требует больших затрат, просто и понятно для любого ребенка. Логопед может выступать как в роли наблюдателя, так и в роли руководителя процесса, в зависимости от поставленных задач. Благодаря играм с песком, описанными такими авторами как Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой; Н.В.Дуровой; Р.Г.Голубевой, логопед развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; формирует первичные произносительные умения и навыки; пополняет словарь; формирует связную речь; обучает чтению и письму.

Играя с песком и водой, ребенок раскрывает свой внутренний мир и обучается в естественных условиях, как бы играя, перенося полученные навыки в свою жизнь. Таким образом, творческий потенциал логопеда позволяет использовать элементы игровой терапии с песком и водой в различных вариациях и в зависимости от конкретных ситуаций, будь то плановая игра с песком и водой для отработки произнесения того или иного корригируемого звука, а так же в момент снятия психо-эмоционального напряжения у негативно настроенного на логопедическую работу малыша.

Проблема.        

Низкий уровень развития связной речи у дошкольников:

  1. Скудность и невыразительность (недостаточный словарный запас, неумение детей использовать интонации, темп и силу голоса);
  2. Односложность речи (речь состоит лишь из простых предложений, в худшем случае отдельных фраз);
  3. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
  4. Неумение построить сюжетный или описательный рассказ на определённую тему (из собственного опыта);
  5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста, страдающие нарушением речи 

Предмет исследования: нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Цели коррекционно-развивающих занятий (соответственно предмету):

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  2.  Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
  3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
  4.  Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
  5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
  6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
  7. Снижение психофизического напряжения.
  8.  Актуализация эмоций.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Образовательные:

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
  3.   Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  5. Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (внимание, память).
  2.  Развивать логическое мышление.
  3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  4. Развивать умение действовать по инструкции.
  5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

  1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
  3. Воспитывать слуховое внимание и память.
  4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
  5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
  6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

Принципы исследования

  1. Принцип занимательности – именно развлекательная функция игр создаёт атмосферу радости, комфортности;
  2. Принцип новизны – использование игрушек, сказочных персонажей стимулирует ребёнка не только использовать полученные знания, но и приобретать новые;
  3. Принцип постепенной усложнённости – помогает ребёнку ненавязчиво совершенствовать речь;
  4. Принцип индивидуализации – учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в игровую деятельность;
  5. Принцип сотрудничества – в играх важна атмосфера доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.

Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию всех сторон речи будет эффективной в том случае если в работе будут использоваться нетрадиционные методы работы

Методы исследования:

  • теоретические: изучение научной и методической литературы по теме исследования.
  • эмпирические: наблюдение, эксперимент.

Формы работы по проекту

  • работа с детьми:
  1. Чтение и рассматривание  художественной литературы, альбомов  (потешки, прибаутки, рассказы, сказки).
  2. Проведение  игр с песком, водой.
  3. Проведение игровых занятий.
  4.  Пополнение  предметно - развивающей среды группы.
  5.  Опытно – экспериментальная деятельность.
  6.  Тематический день: «День воды и песка»
  • работа с родителями:
  1. Выполнение творческих заданий.
  2. Совместная опытно–экспериментальная деятельность.
  3. Консультации: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «Как проводится «терапия» песком?».
  4.  Мастер-класс «Песочные фантазии».
  5. Изготовление и сбор оборудования для игр с песком.
  6. Альбом: «В мире песка», «Водичка, водичка».
  7. Создание мини – музея «Вода и песок».
  8. Сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…)

Ожидаемые результаты

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу и аквариум, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  1.  Усиление желаний ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  2.  Развитие тактильной чувствительности как основы "ручного интеллекта".
  1. Развитие в играх с песком и водой более гармоничного и интенсивного всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речи и моторики.
  2. Совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

        Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (сентябрь 2015 года.)

II – организационный (октябрь 2015 года – апрель 2016 года)

III – итоговый (май 2016 года)

1этап — подготовительный этап

  • изучение психолого-педагогической методической литературы;
  • проведение педагогической диагностики;
  • разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
  • создание речевой среды

2 этап — основной этап

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами

Обогащение предметно – развивающей среды:

  • оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме
  • оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

  1. Занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением:
  • коррекционных технологий: арттерапии, музыкального воздействия, сказкотерапии, воздействия цветом, ткоррекции поведения, психогимнастики.
  • мнемотехники: включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
  1. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
  2. Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.
  3. С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
  4. С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.

Работа с родителями:

  1. Консультация-семинар: «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке рук к письму».
  2. Консультация:
  • «Развитие речевого дыхания».
  •  «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников».
  • «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека).
  • «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушением речи».
  • «Роль детской книги в речевом развитии ребёнка».
  • «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения».  
  • «Формирование навыков звукового анализа и синтеза».
  •  «Как сделать речь ребёнка образной и выразительной»
  1. Занятия с участием родителей: «Прогулка в лес»
  2. Памятки: «Ваш ребенок левша», «Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика», «Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».
  3. Родительские собрания:
  • «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
  •  «Развитие речи старших дошкольников с использованием нетрадиционных игровых технологий»
  1. Анкетирование по темам:

3 этап — заключительный этап

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

  • организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
  • презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
  • анализ проведенного проекта.


Глава I.         ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                        СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Речевое развитие как психолого-педагогическая проблема

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь занимает действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребёнка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темп развития познавательной деятельности (В.К. Воробъёва, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Кроме того, речевой дефект накладывает определённый отпечаток на формирование личности ребёнка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.).

Нарушения в развитии речи также тормозят становление игровой деятельности ребёнка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у детей с ОНР при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями.

В последние годы у большинства детей отмечается осложнённый вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обусловливаются задержкой созревания ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребёнка.

При осложнённом характере ОНР помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функций равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребёнка.

Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р. Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, а затем смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с ОНР. Все эти факторы тормозят становление игровой деятельности ребёнка, занимающей важное место в общем психическом развитии, и затрудняет переход к более организованной учебной деятельности.

1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительноласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

1.3. Специфика использования нетрадиционных игровых технологий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

 В. А. Сухомлинский 

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Одной из ведущих  является - игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, речевому, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

  В современной системе воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных игр.

В непосредственной образовательной деятельности  такого рода речевые и умственные задачи логопед ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой, в том числе с использованием нетрадиционных игровых технологий.  Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом речевого обучения и воспитания дошкольников.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Ведущая роль принадлежит логопеду, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности  использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

          В каждой игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

          Игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

Исследователями в области игры А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.В. Артемова, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесовой и др. выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.

          Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

          Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.
  2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых.
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Можно сделать вывод, что с помощью использования игр в образовательном процессе развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.  


Глава II.         ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО ПЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

                ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

                НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Показатели и уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Эффективность применения песочной терапии и акватерапии для речевого развития детей старшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа велась в ДОУ с детьми  старшего дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития. Экспериментальное исследование проводилось  с 15 детьми и в ходе этой работы были выявлены уровни развития: мелкой моторики, речевого дыхания, словарного запаса, связной речи. Возраст детей колеблется от 5 лет до 7 лет.

Эксперимент проходил по трем этапам:

I этап - констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика развития мелкой моторики, речевого дыхания, словарного запаса, связной речи.

II этап - формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, словарного запаса, связной речи детей старшего дошкольного  возраста средствами использования песочной терапии и акватерапии по составленному перспективному плану.

III - этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.

 Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований программы «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи)  с 5 до 7 лет» Н.В. Нищевой

Образовательная деятельность логопеда с детьми проходила в естественных условиях в логопедической группе детского сада, оснащенной необходимым оборудованием, позволяющим использовать нетрадиционные игровые технологии. Развитию речи способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между логопедом и детьми.

Процедура обследования осуществляется на наглядно-дидактическом материале с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Констатирующий эксперимент 

Дата проведения:  сентябрь 2015 года

Цель: Выявить уровень развития старших дошкольников в области:

  • мелкой моторики,
  •  речевого дыхания,
  • словарного запаса,
  •  связной речи  на начало эксперимента.

Задачи:

  • провести диагностическое обследование старших дошкольников на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, словарного запаса, связной речи.
  • зафиксировать полученные данные в таблицу.

Оценка состояния мелкой моторики рук

Цели - Определить уровень развития мелкой моторики рук детей

  1. Координации движений кисти рук.
  2. Определение  уровня развития быстроты и точности движений кисти рук.
  3. Определение динамической координации рук

Методы

  1. Наблюдения.
  2. Задания.
  3. Обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – выкладывает узоры, придумывает свои; нанизывает предметы на шнур; завязывает шнурок на бантик; умеет работать с ножницами и бумагой; четко выполняет все задания.

2 балла – выкладывает узор по образцу; допускает незначительные ошибки; испытывает небольшие затруднения в работе с ножницами и бумагой; выполняет задания, принимает помощь.

1 балл – затрудняется при выкладывании узора, в работе с ножницами и бумагой; при выполнении синхронных движений правой и левой руки; наблюдается моторная неловкость.

Результат оценки состояния мелкой моторики рук (таблица)

Оценка состояния речевого дыхания

Цели – выявление уровня сформированности речевого дыхания

Методы

  1. Наблюдения.
  2. Задания.
  3. Обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла -дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.

2 балла - дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.

1балл -  аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

Результат оценки состояния мелкой моторики рук (таблица)

Обследование состояния и объёма словарного запаса

        

Цели  - выявление объёма словаря:

  1. Номинативного (существительных по лексическим темам, обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов).
  2. Предикативного  (глаголов).
  3. Атрибутивного (названий цвета и формы).

Методы

  1. Беседа.
  2. Задания.
  3. Обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3  балла – номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме или опережает её.

 2 балла – номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка ниже возрастной нормы.

      1 балл – номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка значительно отстаёт от возрастной нормы.

Результат оценки состояния мелкой моторики рук (таблица)

 Обследование состояния связной речи

 Цели - выявление уровня сформированности развёрнутого монологического

        высказывания:

  1. Сохранность внутреннего программирования.
  2. Связность и логическая последовательность изложения.
  3. Непрерывный или фрагментарный характер высказывания.
  4. Наличие или отсутствие смысловых пропусков.
  5. Качество использования всех языковых средств.

Методы

  1. Беседа.
  2. Задания.
  3. Обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3  балла – ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения языковых компонентов.

 2 балла – ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья.  Во время высказывания наблюдаются  нарушения ряда языковых компонентов

      1 балл – ребёнок нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания грубые нарушения всех языковых компонентов.

Результат оценки состояния мелкой моторики рук (таблица)

Сводная таблица

уровня сформированности общего и речевого развития

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Уровень речевых качеств

Уровень личностных качеств

Уровень общего и речевого развития

Примечания

с

м

с

м

м

1

Иванов Иван

Н

С

Н

С

С

2

Условные обозначения:

с – сентябрь;

м – май.

Условные обозначения речевых качеств:

В – высокий уровень:

П – пограничный;

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.


2.2. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных игровых технологий и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы    

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

 Итак, для развития диафрагмального дыхания, которое является основой в логопедической работе, можно предложить следующие виды игр, которые носят, как обучающий, так и психотерапевтический эффект. Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам — набирай воздух через нос, не поднимая плечи, надувай живот «шариком», выдыхай медленно и плавно, старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

Например:

  • упражнение «Фонтанчик» лучше выполнять с кипяченой водой, в индивидуальном стакане. Ребенок, удерживая губами коктейльную трубочку, производит «пузырьки» в стакан с водой, то сильнее, то спокойнее, на одном выдохе постараться сделать несколько вкл-выкл фонтана.
  • упражнение «Шторм в стакане», ребенку предлагается длительной воздушной струёй поднять волну как можно больше.
  • В «Парусной регате» принимает участие несколько детей. В широкую емкость с водой опускают парусники и предлагают детям отправить парусник в плаванье с помощью длительного выдоха. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.
  • Другой вариант, когда из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок дует на песочную гору (можно через трубочку), разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
  • игра «Прятки»: под песок прячется какая-либо игрушка, или буква, ребёнок раздувает песок – называет букву или описывает предмет.  

Очень действенным и эффективным способом в игровой психокоррекции на логопедических занятиях для регуляции мышечного тонуса и снятия напряжения с мышц пальцев рук, а так же для совершенствование мелкой моторики являются следующие упражнения:

  • положить ладони на воду или песок, почувствовать полное расслабление пальцев, погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать кулачки, погрузить пальцы в воду или песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно, погрузить пальцы в воду или песок, и легкими движениями создавать «волны», при выполнении заданий пальцами ведущей руки,  вторая рука обязательно погружена в теплую воду.
  • Упражнение "Необыкновенные следы". "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 
  • упражнение "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
  • упражнение "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 
  • упражнение "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
  • Игра «Археолог». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть ребёнок раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
  • описывая внешний вид рыбки, ребенок проводит пальцем по частям рыбки, ее тела.
  • в бассейне для акватерапии можно менять температуру воды, устраивать шторм и бурю, сопровождать игры музыкой и эффектами света (мигающие свечи, начавшийся дождь, звездопад и т. д.), что невероятным образом влияет на эмоциональное состояние ребенка, обеспечивая, тем самым, длительный, пронесенный через свои глубинные состояния эффект от коррекционных занятий.

Ведь то, что эмоционально окрашено и вызывает сильные эмоции (в данном случае, хочется надеяться, что исключительно положительные), запоминается на длительное время.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  языка так же можно сочетать с движениями рук в воде или по песку, таким образом, отрабатывая темп выполнения упражнения. Например:

  • Выполняя упражнение «Лошадка», можно щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде или песку, можно в такт кидать в воду мелкие камушки.
  • Выполняя упражнение «Часики», можно языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде или на песке рисовать движения стрелок часов.

При АВТОМАТИЗАЦИИ поставленных звуков так же можно использовать игровые приемы.  Например, при автоматизации звука можно:

  • рисовать его воде, произнося одновременно звук,
  • рисовать непрерывную вертушку на песке, пока хватает выдыхаемого воздуха
  •  набрав в ладонь песок, на выдохе медленно его пересыпать с руки в руку.

При АВТОМАТИЗАЦИИ СЛОГОВ СЛОВ можно:

  • прошагивать пальчиками, имитирующими ноги, по песку; 
  • отшлепывать слоги на воде; 
  • отрабатывать слоговую структуру слов, рисуя домики для слогов и слов.

Можно использовать цветной песок и подкрашенную воду, что становится особо незаменимым при развитии ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. 

Кроме воды в ее жидком состоянии, интересно использовать ее в виде разнофигурного  льда, что так же позволяет отрабатывать поставленный звук. Например:

  • логопед предлагает выбрать из замороженных фигурок только те, в названиях которых есть заданный звук.

Если ребенок выбирает правильно — лед тает и превращается в игрушку.

При работе со СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ можно использовать следующий вид работ.

Ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия:

  • льет сверху воду — анализируется слово «водопад»;
  •  разбирает в воде модель кораблика — происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»;
  •  сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку — образуется слово «водослив».

С помощью аква-игр и элементов пескотерапии логопед может работать с ребенком над ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ.

Например:

  • в  игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории. Так ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка — полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое).
  • Игра «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни, от обуви или колёс игрушечной машинки. Нужно отгадать чей это отпечаток?

При подготовке к ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ребенок, по заданию логопеда, удочкой с магнитом

  • вылавливает со дна ванночки заданные буквы, обозначающие гласные или согласные звуки.
  • вылавливает определенные буквы и составляет слово.
  • закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Работая над СВЯЗНОЙ  РЕЧЬЮ в играх с водой и песком, логопед отрабатывает грамматические категории, предложно-падежные конструкции. Выполняя действия с игрушкой в воде или на песке, ребенок:

  • составляет рассказы-описания,
  • придумывает волшебный мир перевоплощений.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, и позволяют сделать следующие выводы:

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

Играя с песком и водой, ребенок раскрывает свой внутренний мир и обучается в естественных условиях, как бы играя, перенося полученные навыки в свою жизнь. Таким образом, творческий потенциал логопеда позволяет использовать элементы игровой терапии с песком и водой в различных вариациях и в зависимости от конкретных ситуаций, будь то плановая игра с песком и водой для отработки произнесения того или иного корригируемого звука, а так же в момент снятия психо-эмоционального напряжения у негативно настроенного на логопедическую работу малыша.

На песке и в воде можно проигрывать любые ситуации, исключая возможность ошибок, ведь здесь все можно исправить, переделать и картинка будет полной и насыщенной. Песочница и мини бассейн для ручных игр — это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые и психо-эмоциональные проблемы. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком и водой насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Расставляя фигурки на песке, малыш как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отношения... Играя с песком и водой, ребенок бессознательно рассказывает о себе, о своих печалях и надеждах... Какая ответственность в данной игре у логопеда, ведь он не только корригирует речь ребенка, но и открывает окошко в глубины его внутреннего мира. Только от профессионализма и творческого подхода логопеда к своей работе, использование элементов аква- и пескотерапии как метода психокоррекционного воздействия при работе над речевыми патологиями будет оправдано.

Ведь только при благоприятном настрое ребенка на работу и его желании можно добиться положительной динамики в речевой коррекции. В литературе описано большое количество приемов использования аква- и песко-терапии, каждый специалист выбирает для себя и своих маленьких пациентов наиболее подходящие, приемлемые для каждой конкретной ситуации, варианты игр, но самым главным условием является не навязывание логопедом игры, а способность специалиста идти от ребенка, за ним, ненавязчиво и незаметно подталкивая его к выполнению поставленных задач, тем самым, помогая малышу делать все самому, а не за него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство    всестороннего развития ребёнка    «В мире удивительных островов»     Занятия с детьми ст...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий....

Конспект ООД по развитию речи с детьми старшей группы с использованием социо-игровой технологии «Весна-красна»

Цель: Обобщить знания о весне как о времени годаЗадачи:--Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в минигруппах; воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность-...

Анкетирование родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий»"

Анкетирование родителей на выявления уровня развитие педагогической компитенции по вопросу: "Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий"...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...