Формирование универсальных учебных действий на основе фонематического развития"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Юнькова Екатерина Сергеевна

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения.

 

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.
 
В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы.  Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:  слух и фонематическое восприятие.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на основе фонематического развития. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения Учитель-логопед Юнькова Е.С. 2017 г.

Слайд 2

Из ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: В ладеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

Слайд 3

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС , с.5)

Слайд 4

Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы.

Слайд 5

Слух является непременным условием формирования речи . Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка. В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Слайд 6

Фонематические процессы Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Слайд 7

Фонематический слух включает следующие операции 1. Способность слышать данный звук в слове 2. Способность различать слова, в которые входят одни и теже фонемы, расположенные в разной последовательности. 3. Способность различать близко звучащие, но разные по звучанию слова.

Слайд 8

При формировании фонематического восприятия у детей можно выделить 5 ступеней (на начальном этапе): 1.узнавание неречевых звуков; 2. различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру ; 3. различение слов близких по звуковому составу; 4. дифференциация слогов; 5. дифференциация фонем. И более высокая ступень - развитие фонематического анализа и синтеза; она включает в себя: 6. определение наличия заданного звука в слове; 7. выделение первого и последнего звука в слове; 8. нахождение места заданного звука; 9. определение последовательности и количества звуков в слове.

Слайд 9

1.Узнавание неречевых звуков. Различие на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. -Например , игра «Угадай, что звучало» Вам поможет. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон колокольчика (ложек), скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза и отгадать, что это звучало. -Отстукивание ладонями по столу. - Отхлопывание в ладоши. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры: - ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); - ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; - ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

Слайд 10

2 .Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; Игра «Громко- тихо». Договариваетесь с ребенком, что он будет выполнять определенные действия, когда Вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко - близко».

Слайд 11

3 . Различение слов близких по звуковому составу Игра «Светофор »

Слайд 12

4. Называем парные картинки

Слайд 13

4. Различение слогов. Игра «Похлопаем». Вы объясняете ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносить слова (па-па, ло -па-та, ба- ле - ри -на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра «Что лишнее». Вы произносите ряды слогов «па-па-ба-па», «фа- фа- ва -фа». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Слайд 14

Игра «ГУСЕНИЦА» Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки. Сосчитать сколько слогов произнес логопед. Пример: ма -ка-то (Выложить столько кружков, сколько услышал звуков)

Слайд 15

«Домик» «Слово шпион»

Слайд 16

5. Фифференциация фонем(различение звуков) Звукоподражание. Комар звенит: « З-З-З» Жук жужжит: « Ж-Ж-Ж» Игра « Поймай звук» Попросите ребенка, чтобы он хлопнул в ладоши, если услышит звук «…»: -Звуковой ряд; -Слоги -Слова

Слайд 17

6. Определение наличия заданного звука в слове. Определение наличия заданного звука в слове. « Мамина сумка» - мама пошла в магазин, купит только те продукты, в названии которых есть данный звук. «Крестики - нолики» - если услышишь звук [с] в слове - рисуй крестик, если нет звука - нолик. «Пирамидка» - перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произнеси слова, в которых есть звук [р]; одно кольцо - одно слово. «Пуговицы» Украшаем рубашку. (разноцветные пуговички) ( Придумай слова, которые начинаются на звук" [а]. На каждое слово клади пуговицу на рубашку.

Слайд 18

7. Выделение первого и последнего звука в слове Игра «Выбирай и называй». Подобрать название цветов, животных птиц, посуды, которые начинаются с заданного звука. Игра « Найди звук» Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются на звук «…» Игра "Заблудился звук" Ребенок должен выбрать из списка слово, неподходящее по смыслу, подобрав вместо него нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Слайд 19

8 . Нахождение места заданного звука; Игра: Магазин . Аквариум(по такому же принц и пу) Открывается новый магазин. Разложи товар по полкам: верхняя полка- нужный нам звук в начале слова; средняя полка - в середине слова, нижняя - в конце слова. Игра: «Посади бабочку на цветок» - на полоске 3 цветка - 1й цветок - звук вначале слова, 2-й цветок - в середине слова, последний – в конце.

Слайд 20

Игра «Аквариум» Цель: закреплять умение определять место звука в слове. Материал: три аквариума, 10-12 рыбок, вырезанных из цветного картона. Ход игры (на примере звука Ш) -Я произнесу 10 слов. Если звук Ш в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в конце – в последний… -Так вы узнаете, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Слова: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш.

Слайд 21

«Цветные диванчики» Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, закреплять элементарные навыки звукового и слогового анализа, упражнять в употреблении предлогов. Игра «Посади на диван» Посади на диван такую игрушку, в названии которой есть звук (Р, Л, К или другой). Игра «Где звук?» Ребенок кладет предмет на один из трех диванов, в зависимости от того, где находится звук в слове (в начале, середине или конце).

Слайд 22

О пределение последовательности и количества звуков в слове. 1. «Что это?» Посмотри на игрушки. Я загадала название одной игрушки. Повторяй за мной эти звуки: [м], [ы], [ш]. Кто это? Повторяя за мной звук откладывай жетон. Жетонов должно быть столько, сколько звуков в слове. 2. «Переставь» Детям предлагаются слова - анаграммы, т.е. такие, из которых путем перестановки звуков (или букв) можно получить новое слово (кот - ток, шпала - лапша) Предлагается картинка, на которой нарисован мак, под ней - схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков. Логопед задает следующие вопросы: "Какой первый звук в слове мак?" (звук м.) Закрывается первая клеточка. "Какой последний звук в слове мак"? (звук к.) Фишкой закрывается последняя клеточка. Логопед обращает внимание детей на то, что определены только первый и последний звук в слове и остается не названным еще один звук. "После какого звука в слове слышится не выделенный еще звук?" С помощью схемы и повторного произнесения слова определяется, что этот звук произносится после звука м. Ф ормирование функции фонематического анализа проводится по следующим этапам: Первый этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Слайд 23

Второй этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане. Здесь опора на материализацию действия исключается, и формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Слово называется, определяется первый, второй, третий звук, уточняется количество звуков.

Слайд 24

Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно не воспринимая их. Даются следующие упражнения: 1. Придумать слова с 3 - 5 звуками. 2. Отобрать картинки, в названии которых четыре или пять звуков. 3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинка не называется). 4. Разложить картинки в два ряда: в один - картинки, в названии которых четыре звука, в другой - картинки, в названии которых пять звуков.

Слайд 25

Книги Алтухова Н.Г. «Научитесь слушать звуки». Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» Наталия Нищева : Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода

Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...

Консультация для педагогов на тему "Чем отличаются формирование универсальных учебных действий в школе от развития целевых ориентиров готовности в детском саду?"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Чем отличаются формирование учебных действий в школе от развития целевых ориентиров в детском саду?»Для начала определ...

Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...