Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Школа»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Методическая копилка представляет материал необходимый для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе логопедической группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
Методическая копилка
учителя-логопеда по лексической теме «Школа»
- Планирование коррекционно-образовательной деятельности по лексической теме «Школа» в подготовительной к школе группе
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и зв. ан. | Арт., пальчиковая, дых. гимнастика | ПБР |
Лексический материал: учитель, ученик(ца), глобус, пенал, школьные принадлежности, учебник, дневник, школьник (ца), указка. | «5 школе». Логопед: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.). «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)». «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница. «Подбери слово» (подбор родственных слов): -писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись; -читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся. «Предложение договори и его ты повтори» (образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью: В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском сау интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее. | Беседа: Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». | Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. | Общая моторика: Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению. В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться. Пальчиковая гимнастика. артик. гимн.: на выбор детей. | Д\и: «Четвертый лишний» «Запомни ряд».
|
- Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы.
Лексический материал: учитель, ученик(ца), глобус, пенал, школьные принадлежности, учебник, дневник, школьник (ца), указка.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться. | Импровизация движений в такт стихотворению. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Повторять на выбор детей. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Комплекс №1. | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
«В школе». В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.). «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)». «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница. «Подбери слово» (подбор родственных слов): -писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись; -читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся. «Предложение договори и его ты повтори» (образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью: В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском сау интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее. | |
6. Развитие связной речи | |
Беседа: Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Настя, Женя П. , Гриша – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). Ежедневная арт. гимн. – Влад, Гриша. Женя. | |
- Материал для оформления стенда учителя-логопеда
Родителям рекомендуется закрепить обобщающее понятие «школьные принадлежности».
Продолжаем играть:
«Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый называет предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что ты положишь в портфель?». Ребёнок: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».
«Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие "Ребусы по лексическим темам"
В данном учебно-методическом пособии представлены ребусы по лексическим темам, данное пособие направленно на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениям...

Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Незнайка и его друзья в плену».
Конспект индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда ДОУ, с детьми с ФФН. Особенность данной разработки является интергация речевой и познавательной областей (развитие математических категор...

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"
лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....
Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"
Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Методическая разработка по лексической теме "Школа" с детьми подготовительного возраста.
Методическая разработка по лексической теме "Школа" с детьми подготовительного возраста. Подобран материал по развитию речи дошкольника, обогащению словаря, упражнения в умении понимать пере...
