Профилактика оптической дисграфии у детей с ОНР.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кравченко Светлана Ивановна

Оптическая дисграфия связаня с недоразвитием зрительного гнозиса,анализа и .синтеза, пространственных представлений. Она проявляется в искажении и  замене букв на письме.Если ребенок не улавливает  тонких различий между буквами, то это непременно приведет к  трудностям усвоения начертания букв и неправильному изображению их на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opt._disgr.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика оптической дисграфии у детей с ОНР . учитель-логопед МДОУ «Детский сад №15» Кравченко С.И.

Слайд 2

Оптическая дисграфия — дисграфия , связанная с недоразвитием зрительного гнозиса , анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Слайд 3

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Слайд 4

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме : - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М ; Х вместо Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв.

Слайд 5

Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить

Слайд 6

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Слайд 7

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине. 2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.

Слайд 8

Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. развитие зрительного гнозиса : -развитие восприятия цвета; -развитие восприятия формы; -развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.

Слайд 9

. «Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени». Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными . Соотнести предметы с их черными силуэтами.

Слайд 10

Узнать предметы, наложенные друг на друга. «Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй.»

Слайд 11

Работа с кубиками Зайцева предупреждает оптическую дисграфию.Невозможно прочитать Слово ,перевернув кубик и дети постоянно тренируются в правильном написании букв.

Слайд 12

«Лабиринты».

Слайд 13

Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Слайд 14

Развитие зрительной памяти. 1.Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти. 2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги. 3. Восстановить пары картинок. 4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка). 5. Сравнить две картинки и найти их отличия. 6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Слайд 15

Назвать и показать правые и левые части тела. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п. Пространственные слуховые диктанты.

Слайд 16

Развитие буквенного гнозиса : развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др. Развитие зрительного анализа и синтеза - Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса ): - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; - развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

Слайд 17

Внимательно посмотри на две праздничные картинки и скажи, чем они отличаются.

Слайд 18

Кто, где находится ?

Слайд 19

А С Б О К А Расставь буквы по возрастанию, какое получится слово ?

Слайд 20

Список литературы Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе (обучение грамоте детей с нарушениями речи). – М., 2001. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998. Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб, 2000. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии . – М., 2007. Парамонова Л.Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб .: «Детство пресс», 2006. Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб, 1998. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.

Слайд 21

Спасибо за внимание! Успехов в работе , уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...