«Лэпбук – «находка» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Генералова Ольга Михайловна

Не секрет, что в настоящее время дошкольники демонстрируют нелюбовь к выполнению трудных заданий. Немаловажную роль в преодолении этой проблемы имеет непосредственное вовлечение родителей в эту интересную и трудоемкую работу, что в наше время бывает проблематичным, поскольку наблюдается угасание инициативы родителей. Именно поэтому, среди множества современных технологий и средств подачи новых знаний или их обобщения нас заинтересовала интерактивная тематическая папка – лэпбук.   Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности – ребёнка, воспитателей, логопеда, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_nhodka_dlya_ovz.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук – «находка» в работе с детьми с ОВЗ»

   Внедрение Федерального государственного стандарта повлекло за собой поиск новых идей, форм, методов, подходов в коррекционно-речевой работе, которые были бы интересны детям с речевыми нарушениями.

   Как правило, у  детей  данной категории  речь  самостоятельно  не развивается.  Страдает  процесс  накопления,  отбора  слов  и  оперирования  ими  в  речевой  деятельности  (словарь  хаотичен,  неорганизован).  Все  это  ведет  к  резкому  снижению  памяти,  внимания,  восприятия,  познавательных  процессов, т.е. развитие речи стоит на одной ступени с развитием познавательных процессов.

    Не секрет, что в настоящее время дошкольники демонстрируют нелюбовь к выполнению трудных заданий. Немаловажную роль в преодолении этой проблемы имеет непосредственное вовлечение родителей в эту интересную и трудоемкую работу, что в наше время бывает проблематичным, поскольку наблюдается угасание инициативы родителей. Именно поэтому, среди множества современных технологий и средств подачи новых знаний или их обобщения нас заинтересовала интерактивная тематическая папка – лэпбук.  

    Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности – ребёнка, воспитателей, логопеда, родителей. 

    Лэпбук состоит из папки разной формы, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки, различные подвижные детали с наглядной информацией, с речевым материалом: стихи, загадки, небольшие сказки и рассказы, оформленные в виде книжки-раскладушки, сюжетные картинки для составления рассказа, дидактические игры.

    Одним словом, в  одной папке собрана вся информация, которая поможет детям, имеющие разные речевые уровни, более эффективно включиться в работу, пополнить словарь детей; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; сформировать грамматические категории; развивать связную речь и совершенствовать мелкую моторику, способствует развитию познавательных процессов у детей.

   Использование лэпбуков помогают не только в процессе получения и обобщения знаний, но и в формировании личностных качеств у детей с ОВЗ: уверенности в собственных силах, самостоятельности, любознательности, инициативности, а также позволяет восполнить недостаточность общения, расширению кругозора, обогащению жизненного опыта. 

    Одним из первых лэпбуков, созданных совместно с детьми и родителями стал лэпбук «Ель – лесная красавица». Первоначально мы с ребятами придумали как будет выглядеть наш лэпбук, вырезав из ватмана заготовки, дружно стали раскрашивать их гуашью, а затем, просмотрев детские журналы, нашли много интересной и познавательной информации про ель, поиски дома с родителями были успешно продолжены. И вот когда вся информация была собрана, решили какой формы будут кармашки, в которых разместиться вся информация: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках.  Вместе с детьми продумывали  название каждого раздела.

План содержания лэпбука «Ель-лесная красавица»:

  1. Знакомство ребенка с особенностями внешнего вида ели.
  2. Хвойные подружки ели.
  3. Польза ели в жизни людей
  4. С кем дружит ель из животных.
  5. Стихи, загадки о ели.
  6. Схема оригами.
  7. Упражнение «Нарисуй иголки».
  8. Упражнение «Раскрась по номерам»
  9. Дидактическое упражнение «Найди отличия».
  10. Поэтапная схема рисования ели.
  11. «Соедини по точкам»
  12. Лабиринт «Помоги гномику».
  13. Игровое задание «Составь картину из геометрических фигур».
  14. Поэтапное изготовление ели из пластилина.

 Когда плоды нашего плодотворного творчества заняли своё место в нашем лэпбуке, мы рассматривали его, активно знакомились с добытой информацией.

   Увлекшись этим процессом, в нашей копилке появились «Азбука пешехода», «Весна», «Футбол», «Зима». 

    Лэпбук может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, итогом тематической недели.

    В своей работе мы используем лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также ребятам нравится  использовать в свободной деятельности карточки и игры из них.     

   Роль лэпбука неоспорима: помогает не только закрепить и систематизировать изученный материал, но и позволит в дальнейшем быстро освежить в памяти пройденные темы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

«Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...