«Работа по логоритмике в группах с детьми с НПОЗ»
статья по логопедии на тему

Скачкова Наталья Владимировна

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
 Задачи логоритмики:
- оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций и др.);
- образовательные ((познавательные) формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.);
- воспитательные (воспитание и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и др.);
- коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

                   «Работа по логоритмике в группах с детьми с НПОЗ»

                                                                                            Учитель – логопед: Скачкова Н.В.

                                                                                    Высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад № 101

Г.Санкт- Петербург  

Наиболее значимой в коммуникации является человеческая речь, которая играет большую роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга, договариваться о совместной деятельности, ясно выражать свои мысли и желания, строить взаимоотношения с детьми.

Л.С. Выготский определяет речь, как основное средство общения. По его мнению: «Общение не опосредованное речью или другой, какой – либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах».

Еще Я,А.Каменский и Ж.Ж.Руссо в своих работах рассматривали развитие речи ребенка, как обязательную составную часть общего восприятия, тесно связывали развитие речи с развитием интеллектуальных способностей. Отмечалась связь развития речи с развитием мышления и памяти.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, у которых надо развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, статическую и динамическую координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения. В этом им поможет логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов.

Важнейшей задачей логопедической ритмики является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

Во всех формах организации логоритмических занятий, внимание педагогов направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи. Обращается внимание на овладение детьми двигательными навыками, на их умение ориентироваться в окружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий. На способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Логоритмическая ритмика познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связи с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Поэтому в группах с детьми с речевой патологией я и музыкальный руководитель еженедельно провожу занятия по логоритмике, на которых решаю следующие задачи:

  1. Приобретение устойчивого зрительного и слухового внимания и восприятия.
  2. Увеличение объема памяти.
  3. Развитие тактильно-кинестетического и костно-мышечного чувства собственного тела.
  4. Развитие слухо-моторных координаций.
  5. Устранение речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.

На логоритмических занятиях я способствую гармоническому, физическому развитию детей, развитию вместе с музыкальным руководителем музыкальный слух, музыкальную память, выразительность движений; учим детей петь, танцевать, слушать музыку, учим в движениях выражать характер и темп музыкального произведения.

На занятиях развиваем чувство ритма, в основе, которой имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. А сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног, напряжение возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях, зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и одновременная стимуляция мышц-антогонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

Изучив методическую литературу, я построила свою работу по таким принципам:

  • Принцип систематичности и постепенности, непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса;
  • Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков (но повторение сочетать с новым);
  • Принцип сознательности и активности;
  • Принцип наглядности (безукоризненный показ);
  • Принцип доступности и индивидуальности;
  • Принцип постепенного повышения требований;
  • Принцип развития и всестороннего воздействия;
  • Принцип учета симптоматики;
  • Принцип комплексности.

Перед началом проведения логоритмических занятий была проведена, составленная мною, диагностика, в которую входили следующие разделы обследован6ия:

  • Двигательная память, переключаемость движений;
  • Внимание;
  • Координация движений, мимика
  • Пространственная организация движений;
  • Произвольная моторика пальцев рук;
  • Речевая моторика;
  • Темп и ритм дыхания;
  • Подражание, активность, инициатива, самостоятельность;
  • Слуховое внимание;
  • Музыкальный слух, восприятие музыки, чувство ритма.

Проверка двигательной памяти, переключаемости движений заключается в том, что педагог показывает ребенку 3 движения руками, а ребенок должен их повторить, или повторить эти движения без одного движения, заранее отмеченного. Отмечала правильность и последовательность.

Исследуя внимание – дошкольникам предлагалось два движения одной рукой и одно движение другой рукой. Отмечала единовременность выполнения, точность, плавность.

Для исследования координации движений предлагалось выполнить одновременно движения рукой и ногой.

А исследовав мимику, предлагала поднять и опустить брови, наморщить лоб и т.д.

Исследуя пространственную организацию движений, предлагала сперва по подражанию выполнить различную ходьбу с остановками, поворотами, а затем все это выполнить и по словесной инструкции. Отмечала ошибки в пространственной координации, незнание сторон тела, ведущей руки.

Исследуя произвольную моторику пальцев рук по подражанию, смотрела выполнение заданий пальцами на счет, сначала одной рукой, затем другой и двумя одновременно. И выполнение тех же заданий по словесной инструкции. Отмечала точное и одновременное выполнение, напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения, леворукости.

Речевую моторику проверила по работе, точности, переключаемости губ, щек, языка. Отмечала правильное выполнение, недостаточность диапазона выполнения, неуклюжее и не точное выполнение.

Исследуя темп и ритм дыхания, предлагала выполнить различные дыхательные упражнения на дыхание (со счетом и без счета). Отмечала плавность и полноту вдоха и выдоха, умение задерживать дыхание.

Подражание, активность, инициативность, самостоятельность, слуховое внимание, музыкальный слух, восприятие музыки, чувство ритма проверялось путем наблюдения на музыкальных, физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Логопедическая диагностика показала, что предстоит большая коррекционная работа по всем разделам, но особое внимание надо уделить коррекции движений и мимики, развитию внимания и двигательной памяти и переключаемости движений. Чтобы с большим результатом достигнуть решения этих вопросов, я постоянно провожу консультации для педагогов, на которых объясняю пути коррекции этих дефектов и заполняю тетрадь рекомендаций (тетрадь связи).

Чрезвычайно велика роль семьи, никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми коррекционную работу. Поэтому я провожу консультации для родителей, по желанию родителей подготавливаю нужные карточки для работы с их детьми, пишу рекомендации.

Средствами логопедической ритмики является ходьба, и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения активизирующие внимание; счетные упражнения; пение; упражнение в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность, познавательная деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хоровод, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария, ответы на вопросы и т.д. Введение слова дает возможность создать так же и целый ряд упражнений руководимым не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических  упражнений и заданий в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Логопедическая гимнастика хороша и тем, что решать коррекционные задачи можно различными методами и приемами. Занятия можно проводить комплексно, т.е. на занятии можно отгадывать загадки, описывать предметы, составлять рассказы по мнемотаблицам, коллажам, сериям картинок, обыгрывать небольшие рассказы, т.е. развивать творчество детей, проводить артикуляционную гимнастику под музыку, развивать мелкую моторику соревновательным путем в сопровождении музыки, проводить релаксацию, которая будет эмоционально окрашена живой музыкой.

Упражнения в различных видах ходьбы учат детей ориентированию в пространстве и коллективе, в право - левостороннем направлении движения, в поворотах, маршировке спиной, назад и т.д. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции способствует нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Поэтому ходьбу с упражнениями на развитие дыхания, голоса, артикуляции провожу на каждом занятии.

Очень хорошо на логоритмических занятиях выполнять упражнения, активизирующие внимание, которое нужно на всех занятиях. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти, внимания. Также на логоритмических занятиях использую пение. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важны взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.

В начале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее с длинными. Песни подбираю в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания, затем беру песни и отрывистого характера.

На многих занятиях проводится свободная музыкальная деятельность, т.е. дети самостоятельно импровизируют под звучащую музыку. Эта деятельность развивает у детей самостоятельность, активность, инициативность.

Также на занятиях использую элементы фонетической ритмики, которые помогают соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Нормализуют речевое дыхание и связанной с ним слитной речи. Формируют умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр. Воспроизводить речевой материал в заданном темпе. Эти элементы использую в конце занятия для восстановления дыхания и подготовке детей к другой деятельности.

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже не надо. Поэтому я совместно с педагогом-психологом использую и на логоритмических занятиях элементы психогимнастики. Это этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Эти элементы показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, т.е. детям логопатам.

  Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении, психофизической разрядке. Элементы помогают детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, проводя комплексное воздействие на детей с дефектами речи, я добилась поставленных выше задач, создала атмосферу эмоционального и творческого подъема, радости общения, раскованности, непосредственности. И до конца учебного года надо устранить речевые нарушения.

 

Литература:

  • А.Н. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»
  • В.И. Рождественская «Занятия по заиканию»
  • В.С.Ротерберг «Мозг, обучение, здоровье»
  • Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика»
  • Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи детей»
  • И. Лопухина «Речь, ритм, движение»
  • М.С. Рузина «Страна пальчиковых игр»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП.

   Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Согласно статистике, к 2050 году каждый второй ребёнок...

Перспективный план работы по логоритмике для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина) Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области

Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленност...

Перспективное планирование работы с родителями детей группы НПОЗ на год

В перспективный план  входят разделы: работа с детьми; организация развивающей среды; методическое обеспечение педагогического процесса; участие в методической работе; взаимодействе с семьей....

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...

Консультация для родителей на тему "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста".

Консультация учителя-логопеда разновозрастной логопедичнской группы по теме "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми страшего дошкольного возраста"...

Дополнительная образовательная программа студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми 1-младшей группы

Дополнительная образовательная программа студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» составлена для  детей 1-младшей   группы...

«Веселая логоритмика» Планирование работы творческой группы с детьми старшей группы

Планирование работы творческой группы«Веселая логоритмика»с детьми старшей группыЛогоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки, слова и...