Сказкатерапия в логопедической работе
статья по логопедии на тему

Лимаренко Светлана Валерьевна

Доклад по теме «Сказкатерапия в логопедической работе».

 

                                                            У кого в детстве не бывает сказки, тот

   вырастает сухим, колючим человеком,

                                                  и люди об него ушибаются, как

                                                    о лежащий на дороге камень…

Токмакова  И.П. (слайд 2)

 

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально - волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались с давних времён. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (слайд3). Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: (слайд 4)

Коррекционно - образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:

* речевой статус детей (общее недоразвитие речи II-III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:

* используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси –лебеди» и т.д.

* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, которая отличается от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка [1, с.165]. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя [2, с.56]. В сказкотерапии применяют пять видов сказок: (слайд 5)

·        Художественные сказки

·        Медитативные сказки

·        Психокоррекционные сказки

·        Психотерапевтические сказки

·        Дидактические сказки

Рассмотрим их подробно:

1. Художественные сказки (слайд 6).

 К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, мифы. Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: зла и добра. Причем добро всегда вознаграждается, а зло –  непременно наказывается.

2. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неодушевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний (слайд 7).

3. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок – путешествие (слайд 8).

4. Психотерапевтические сказки могут помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны (слайд 9).

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство. Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе [1, с.76]. (слайд 10)

Далее приведу пример лишь некоторых игр и упражнений, которые используются в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке. Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине. Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса.

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух».

«Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слухового внимание.

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».

Цель: развитие слухового внимания.

Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Жорозко» - «Морозко», «Оле- Огурцое» - «Оле-Лукое», «Красная Тапочка» - «Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой  ключик», «Кепка» - «Репка», «Коробок» - «Колобок».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра:« Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова»

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.

Игра: «Длинные слова»

Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой

Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.

Игра: «Всё наоборот»

Цель:образование антонимов.

Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха – наоборот -...(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-...(умна), и т.д.).

Упражнение «Если бы, да кабы...»

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем

- то/чем-то, то я бы..., потому что(чтобы)...».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

Игра: «Хорошо – плохо».

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка».

Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н- нитки; И- иголка; Г- горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»

Цель: развитие памяти, внимания и воображения когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи. Проходит поэтапно:

* договаривание отдельных слов во фразе;

* произнесение отдельных фраз сказочных героев;

* повторение, составление простых фраз;

* рассказывание сказки.

«Назови сказки, где есть дед, бабка.....»

«Из какой сказки фраза?»

«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,

«Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)

«Отгадай сказку по отрывку»

«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-ни. По-де-ба. И т.д.)

Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку;

передают шепотом друг другу имена герое в сказки),

- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: (слайд 11)

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

- формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением,

различать и сравнивать мышечные ощущения;

- развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

 

1. Зинкевич‑Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000.

2. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет./ Ярославль: Академия развития, 2006.

 3. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2012. № 5. С.75–78.

4. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелевой. М.: Просвещение, 2007. 264с.

5. Сказкотерапия в логопедической работе [электронный ресурс]. Режим доступа:https://portal.ivedu.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou9...

6. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста [электронный ресурс].

Режим доступа:file:///C:/Users/НР/Desktop/Сказкотерапия/skazkoterapiya-v-rabote-s detmidoshkolnogo-vozrasta.pdf

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия Подготовила: Лимаренко С.В. с тудентка лог z - 431

Слайд 2

У кого в детстве не бывает сказки , тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень…

Слайд 3

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития личности и его творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром

Слайд 4

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре. 2. Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброте, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма; 3. Коррекционно-развивающиеся: развивать речь, развивать познавательные процессы, развивать просодическую сторону речи, развивать умение передавать мимику, жест и движение , развивать фонематическое восприятие; работа над артикуляцией, автоматизацией и дифференциацией, введение их в свободную речь;

Слайд 5

Особенности работы со сказкой речевой статус детей; недостаточное развитие неречевых психических функций; специфика возраста;

Слайд 7

Виды сказок Художественные сказки Медитативные сказки Психокоррекционные сказки Психотерапевтические сказки Дидактические сказки

Слайд 8

Художественные сказки

Слайд 9

Дидактические сказки

Слайд 10

Медитативные сказки

Слайд 11

Психотерапевтические сказки

Слайд 12

Психокоррекционные сказки

Слайд 13

Чему учат «сказочные» занятия - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; - формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения; - развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - формировать сильный выдох и направленную воздушную струю; - укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

«Сказкатерапия в логопедической практике»

Использование сказки в работе с детьми с ТНР как средства стимулирования речевой активности и творчества...

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...

Сказкатерапия, как средство работы с детьми в адаптационный период в детском саду.

Адаптация, это сложный период в жизни маленького ребенка, который вступает на путь нового этапа своей жизни. Как правило, сопровождается тяжелыми переживаниями, изменением поведения ребенка,...