Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
консультация по логопедии на тему

Имамова Эльмира Фирдауисовна

Буклет для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и содержанию

коррекционной работы воспитателя с детьми с ТНР

1. Создание благоприятного психологического микроклимата в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Воспитателю группы в общении с детьми с ТНР  необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

2. Функции воспитателя в работе с детьми с ТНР

Специфика работы воспитателя определяется имеющимися у каждого ребенка:

- речевыми нарушениями;

- неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);

- особенностями личности воспитанников.

3. Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

4. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

5. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

6. Требования к речи воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Воспитателю  необходимо:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

- строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;

- использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;

- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

- связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

- использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

7. Организация деятельности воспитателя на занятиях

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:

  1. Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения
  2. Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
  3. Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
  4. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
  5. Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.
  6. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
  7. Обеспечение индивидуального подхода  на фоне коллективной работы на занятии
  8. Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать  и общепедагогические требования:

- вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;

- невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к  объектам наблюдения;

- демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;

- замечания делать  в корректной форме.

Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен. 

Скорость восприятия  учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием  низкая и ослабевает при однообразной деятельности. В занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.

Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Каждый педагог осуществляет свое направление не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, чтобы «догнать» в развитии остальных детей. Это возможно лишь при условии формирования вокруг такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a68619be38b381f60beecdc8524844eb-l&n=13

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Используемая литература: Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Пятница Т.В. доцент кафедры педагогики и психологии ГУО МГИРО

МАДОУ д/с «Улыбка»

Организация коррекционно-развивающей работы

с детьми с ТНР

            Информацию подготовила

учитель-логопед: Имамова Э.Ф.

п.Малиновский, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...