«Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе логопеда».
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

Доклад выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "СЕМЬЯ"

Доклад выступления на МО

на тему:

«Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе  логопеда».

Подготовила:
Цыганкова Ж. В.

логопед отделения РНОУФВ


Кашира, 2017

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода к воспитанию, коррекции и развитию.    Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Чтобы заинтересовать его, сделать процесс обучения более осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту проблему можно с помощью информационной технологии обучения (ИКТ) – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.

Одним из видов ИКТ является презентация.

 Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

  • Неисчерпаемый источник информации;
  • Развитие познавательной активности ребёнка;
  • Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме;
  • Повышение мотивационной составляющей;
  • Формирование учебной деятельности;
  • Доступность изложения материала;
  • Наглядность и красочность подачи материала;
  • Использование двуполушарного подхода к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • Помогает задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал.      

   Презентации – это авторские медиапродукты, которые могут создаваться по всем разделам логокоррекционной работы:

  • Диагностика речевых нарушений.
  • Развитие импрессивной речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Уточнение, расширение   и обогащение словарного запаса.
  • Формирование лексико-грамматического строя речи.
  • Коррекция звукопроизношения (артикуляционная гимнастика, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков).
  • Развитие просодических компонентов речи (пение гласных звуков, игры на развитие голоса и дыхания).
  • Развитие связной речи (пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок).                                                                                                
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.      
  •  Коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей, мелкой моторики рук).      

  В своей работе я активно применяю компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной. Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса  путем разработки коррекционно-развивающих занятий для детей с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе  логопеда». Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми детьми.   Взаимодействие с ними происходит в двух направлениях: диагностика  и совместно-практическая деятельность. Диагностируя детей, проводя с ними занятия, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом.

Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения.

 Занятия с использованием компьютеров для детей дошкольного возраста следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 4- 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога. Строгое соблюдение данных правил дают возможность безопасного использования компьютерной техники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для детей, отвечающих современным психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Мне, как специалисту особенно нравится использовать в своей работе интерактивные речевые игры издательства «Учитель». Предлагаемые логопедические тренажеры содержат следующие разделы:

  • Развитие фонематических процессов;
  • Развитие лексики и грамматики;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Формирование орфографической зоркости;
  • Развитие памяти и внимания.

Активно использую возможности интернета. В интернете можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде, необходимый картинный материал для создания игр. Возможности интернета  использую не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами, а также делюсь опытом. Сотрудничаю с сайтом «Социальная сеть работников образования».

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда:

  • Повышает эффективность коррекционной работы с детьми;
  • Помогает сделать коррекционно-развивающий процесс более интересным, увлекательным для детей-логопатов. Помогает увлечь их процессом обучения, развить у них творческие способности, сочетать коррекционные и развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития детей;
  •  Применение ИКТ направлено  на включение в работу всех анализаторных систем;
  • Формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком и педагогом.

В заключении хочется добавить: современные технологии не стоят на месте, и задача педагога – шагать в ногу со временем, поэтому я буду продолжать поиск новых походов применения информационных технологий в работе с детьми.

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

В статье представлен опыт внедрения интерактивных компьютерных технологий (интерактивное оборудование Smart BOARD) в работе логопеда ДОУ : использование игр, создание игровых ситуаций для формирования...

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Путешествие в страну сказок» для детей подготовительной к школе группы с использованием интерактивных компьютерных технологий.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы. Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельн...

экспериментирование НОД по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий.

НОД по  познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий....

Консультация для родителей «Интерактивные компьютерные технологии в детском саду»

Консультация для родителей«Интерактивные компьютерные технологии в детском саду»Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следую...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну сказок» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы.Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельно...

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Лаборатория волшебства и чудес» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.Задачи:Познавательное развитие:формировать пред...