Методическая разработка: перспективное планирование логопедической работы
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Савельева Инна Геннадьевна

Представлено полное перспективное планирование в младшей и средней возрастной группе для дошкольников с тяжелым нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_mladshey.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Перспективный план работы младшей

                 логопедической группы для детей с ОНР

                         

                                     

                                           Сентябрь

1. Исследование состояния речи и неречевых психических функций.

2. Выявление структуры и механизма речевого нарушения.

3. Заполнение речевых карт.

                                           I период

                          (октябрь, ноябрь, декабрь)

                                   

                                          Лексика.

«Семья», «Игрушки», «Части тела и лица», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Новогодний праздник».

                               

                            Грамматический строй речи.

1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?

2. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот Ляля. Дай мяч.

3. Формировать умение отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?

4. Развивать умение согласовывать прилагательные и числительное один с сущ. в роде, и числе в им. падеже.

5. Практическое усвоение сущ. с ум.-ласкательными суффиксами (игра «Большой – маленький», игра «Назови ласково»).

6. Практическое овладение сущ. в ед. и мн. числе (игра «Один – много»).

                     

                            Фонетико-фонематическая сторона речи.

 

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

2. Развитие правильного диафрагмального речевого дыхания и правильной артикуляции гласных звуков  [у], [а], [о], [и].

3. Развитие длительного плавного речевого выдоха.

4. Развитие интонационной выразительности речи и модуляции голоса на материале звукоподражаний.

                                   Развитие речевого общения.

1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений (по вопросам, по демонстрации действия).

2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.

3. Обучение ответам на вопросы: Кто это? Что это? Формирование  умения задавать эти вопросы.

 

                                 

                                                  II период.

                                      (январь, февраль, март)

                                              Лексика.

 «Зима», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Весна. Мамин праздник.»

                                     Грамматический строй речи.

1. Формировать умение образовывать имена сущ. ед. и мн. числа  м.  и ж. родов в им. падеже. (кот – коты).

2. Формировать умение образовывать сущ. ед и мн. числа в род. падеже (нет чего? нет кого?)

3. Формировать умение согласовывать сущ. с глаголами в ед. и мн. числе наст. времени ( Саша лепит. Дети лепят.) Игры: «Кто как кричит? Кто как передвигается?.

4. Обучать согласовывать прилагательные с сущ. в роде, числе, падеже.

5. Обучать употреблению предлога У.

                       Фонетико-фонематическая сторона речи.

1. Продолжать работу над дыханием.

2. Уточнять произношение наиболее лёгких согласных и их мягких вариантов.

3. Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата.

4. Развитие слухового внимания на примере гласных звуков.

                              Развитие речевого общения.

1. Формировать навыки построения простого предложения из 3 – 4 слов.

2. Составление описания предмета по восприятию и по образцу.

3. Заучивание простых стихотворений, потешек.

4. Пересказ небольших рассказов и сказок с помощью логопеда.

                                         III период.

                                (апрель, май, июнь)

                                     

                                       Лексика.

«Дикие животные», «Транспорт», «Насекомые», «Цветы», «Лето».

                               Грамматический строй речи.

 1. Обучение образованию и использованию в речи сущ. в косвенных падежах.

2.Обучение образованию и использованию сущ. с ум.- ласкательными суффиксами.

3. Усвоение навыка согласования прилагат. с сущ. в роде, числе и падеже.

4. Учить употреблять приставочные глаголы движения.

5. Учить дифференцировать  глаголы  в роде и числе.

6. Усвоение наиболее доступных антонимических связей между словами.

                         Фонетико-фонематическая сторона речи.

1. Развитие чувства темпа и ритма, слухоречевой памяти, слухового внимания.

2. Развитие речевого подражания, пения гласных, их слияний, слогов с согласными.

3. Разработка артикуляторного аппарата путём специальных упражнений для развития более тонкого координированного выполнения упражнений.

4. Различение гласных близких по артикуляции, сопоставление согласных в открытых слога.

                                Развитие речевого общения.

1. Учить задавать  вопросы и отвечать на них.

2. Учить подбирать сущ. к глаголам.

3. Развивать умение составлять предложение по небольшой сюжетной картинке.

4. Совершенствовать умение договаривать словосочетания в предложениях, стихотворениях, сказках, рассказах.

5. Заучивание небольших песенок, потешек, стихов.

 

   Перспективный план работы  средней логопедической группы.

                                       

                                                   Cентябрь 

  1.Обследование речи детей.

  2. Определение уровня речевого развития детей.

  3. Заполнение индивидуальных речевых карт.

                              I период.

                       (Октябрь, ноябрь, декабрь.)

                            Развитие звукопроизношения.

1.Отработать чистое произношение звукоподражаний.

2. Уточнить произношение гласных и их звукосочетаний ау, уа, ио и др.

3. Уточнить произношение лёгких согласных и их мягких вариантов.

4. Подготовить органы артикуляторного аппарата к постановке звуков.

        

                Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.

2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки А, У.

3. Учить детей узнавать гласные звуки по беззвучной артикуляции.

4. Учить выделять начальные ударные и безударные гласные в словах..

5. Учить различать слова близкие по звуковому составу.

                   Развитие общих  речевых  навыков.

1. Воспитывать правильное физиологическое и речевое дыхание.

2. Учить детей модулировать голос: говорить громко, тихо, шёпотом.

3. Вырабатывать правильный темп речи.

4. Работать над чёткостью дикции.

        

                                                   Лексика.

Развивать импрессивную и экспрессивную речь по лексическим темам.

                                Развитие грамматического строя речи.

1. Учить детей образовывать сущ. с ум.-ласкат. суффиксами.

2. Учить детей употреблять в речи сущ. в ед. и мн. числе.

3. Учить детей употреблять в речи формы мн.числа род. падежа

 имён сущ.

4. Учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

5. Закрепить в речи простые предлоги (на, в, с, из),

                                     Обучение связной речи.

1.Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.

2. Учить детей составлять простые предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картинке.

3. Учить детей повторять рассказы, загадки из 2 -3 предложений.

                         Развитие мелкой моторики.

1. Проводить пальчиковую гимнастику, упражнения с мозаикой, шнуровками.

2. Учить детей держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги.

 

                                     

                                                    II период.

                                     (декабрь, январь, фвераль).

                                         Звукопроизношение.

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех звуков речи в процессе выполнения общей арт. гимнастики и арт. массажа.

2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков и начать их автоматизацию.

3. Продолжать закреплять в речи чистое произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков.

                              Работа над слоговой структурой слова.

1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.

2.  Работать над односложными словами из закрытого слога.

           

               Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.

2. Продолжать учить детей выделять из ряда звуков и слогов гласные звуки.

3. Закрепить умение  выделять на слух ударные и безударные гласные звуки в начале слова.

4. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков.

                 

                   Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу по формированию правильного и речевого дыхания.

2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4. Продолжать работу над темпом речи.

5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

 

                                         

                                              Лексика.

 Развивать импрессивную и экспрессивную речь по лексическим темам.

                   

 

           

                     Развитие грамматического строя речи.

1. Продолжать обучать детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2. Закреплять в речи простые предлоги.

3. Упражнять детей в употреблении сущ.  с суффиксами – онок, - енок, - ат, - ят..

4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилалательных.

5. Закрепить практическое усвоение детьми окончание глаголов

 м. и  ж.  рода прошедшего времени.

                                   Обучение связной речи.

1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы предложениями из 2 – 3  слов.

2. Закреплять умение строить предложение из 2 – 3 слов по демонстрации действия и по картинке.

3. Закреплять умение повторять рассказ из 2 – 3 предложений.

4. Упражнять детей составлять рассказы - описания и загадки- описания.

5. Учить детей пересказывать тексты из 2 – 3 предложений.

                                     

                                 Развитие мелкой моторики.

1. Продолжать проводить пальчиковую гимнастику.

2. Совершенствовать умение детей раскрашивать.

3. Учить детей штриховать.

                                           III период.

                                  (март, апрель, май)

                                   Звукопроизношение.

1. Завершить работу подготовке  арт. аппарата к постановке всех групп звуков.

2. Завершить процесс автоматизации всех свистящих звуков.

3. Начать постановку шипящих звуков и звука  [р].

                        Работа над слоговой структурой слова.

1. Продолжать упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над произношением слов различной слоговой структуры.

 

 

           Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

1. Закрепить умения различать на слух слова с начальными  ударными и безударными гласными.

2. Упражнять детей в выделении согласных звуков из ряда звуков, слогов, слов.

3. Упражнять детей в анализе прямых и обратных слогов.

4. Дать представления детям о гласных и согласных звуках, их различиях.

         Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом.

2. Начать работу над модуляцией голоса.

3. Продолжать работу над темпом и ритмом речи.

4. Отрабатывать чёткость дикции и интонационную выразительность речи.

        Лексика.

Развивать импрессивный и экспрессивный словарь детей по лексическим темам.

           Развитие грамматического строя речи.

1. Закреплять в речи пройденные предлоги.

2. Учить употреблять в речи приставочные глаголы движения.

3. Продолжать работу над умением согласовывать прилагательные с сущ-ми в роде, числе, падеже.

4. Усваивать наиболее доступные антонимические отношения.

5. Учить употреблять в речи формы повелит. наклонения глаголов идти, лежать, бежать.

                  Обучение связной речи.

1. Продолжать работу над диалогической речью.

2. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

3. Закреплять умения составлять предложения из 3-х слов.

4. Продолжать упражнять детей в пересказе текстов из 2-3-х предложений.

 

                     

                           

                        Развитие мелкой моторики.

1. Продолжать проводить пальчиковую гимнастику.

2. Совершенствовать умение детей раскрашивать.

3. Продолжать работу над штриховкой.

4. Учить детей печатать.

               Обучение грамоте.

1. Закрепить знание гласных букв А, У, О, И, умение читать слияния.

2. Познакомить детей с согласными буквами.

3. Упражнять детей в выкладывании букв из палочек, рисовании в воздухе.

4. Упражнять детей в чтении слогов.

5. Учить детей читать односложные слова.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ  РЕЧИ.

Сентябрь.

  1. Обследование речи детей.
  2. Определение уровня развития детей.
  3. Заполнение речевых карт.

I период.

(Октябрь, ноябрь, декабрь).

Звукопроизношение.

  1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков,
  2. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков.
  3. Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.

Развитие общих речевых навыков.

  1. Работать над воспитанием правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Отрабатывать чёткость дикции.
  3. Работать над интонационной стороной речи.
  4. Работать над моделированием голоса по силе звука, по тембру, по высоте тона.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Развивать восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание и т. д.).
  2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале, в середине и в конце слова.
  3.  Работать над двухсложными и трёхсложными словами без стечения согласных.

         

Развитие навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.

  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.
  2. Упражнять детей в выделении начальных ударных и безударных гласных, в выделении начальных и конечных согласных.
  3. Учить подбирать слова на  гласные звуки.
  4. Учить производить анализ и синтез прямых и обратных слогов.
  5. Дать представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
  6. Дать понятие о твёрдости и мягкости согласных.
  7. Учить выделять пройденные согласные из слогов, слов, анализировать слоги и слова с ними.
  8. Дать понятия: гласный, согласный, звук, слог, слово, предложение.  

                                                     Лексика.

Расширять и уточнять словарь в соответствии с лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи.

  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
  2. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями : мой, моя, мои, моё.
  3. Учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.
  4. Учить образовывать существительные  и прилагательные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.
  5. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
  6. Закреплять в речи формы повелительного наклонения глаголов.
  7. Учить согласовывать  глаголы с существительными единственного и множественного числа.
  8. Закреплять в речи употребление простых предлогов  на, с,  в , из, по.
  9. Учить использовать в речи простые предлоги: над, под.
  10. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Развитие связной речи.

  1. Учить составлять предложение из 4 – 5 и более слов по картинке, по демонстрации действия.
  2. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы – описания по плану (или алгоритму).

Обучение грамоте.

  1. Познакомить детей с цветовым обозначением гласных и согласных.
  2. Познакомить детей с гласными и согласными буквами.
  3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождение правильно написанных букв в ряду.
  4. Упражнять детей в чтении открытых и закрытых слогов.

                           

II период.

(январь, февраль, март).

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих  в речи звуков.
  2. Продолжить автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков.

Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на увиденное и услышанное.
  3. Познакомить детей с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
  4. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работать над слоговой стуктурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине и в конце.
  2. Работать над слоговой структурой трёхсложных слов  со стечением в начале слова.
  3. Проговаривать слова доступного речевого класса, постепенно увеличивая сложность классов.

Развитие навыков фонематического анализа,  синтеза, представлений.

  1. Закрепить представления детей о гласных и согласных звуках, их различиях, дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных в изолированном положении, в слогах и в словах.  
  2. Продолжать знакомить детей с согласными звуками.
  3. Продолжать учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Учить детей звуковому анализу слов: осы, мак, нога, вата
  5. Закреплять понятия звук, буква, слово, предложение, текст, предлог.   
  6. Учить составлять детей графические схемы предложения.
  7. Познакомить детей с некоторыми правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря в соответствии с лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи.

  1. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении.
  2. Закрепить  в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под, перед, за, около, возле.                
  3. Учить детей образовывать и использовать в речи притяжательные и относительные прилагательные.
  4. Учить образовывать сравнительные степени прилагательных.
  5. Продолжать учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.
  6. Учить образовывать глаголы движения с приставками.
  7. Учить образовывать слова с противоположным значением.
  8. Познакомить детей со способами словообразования.
  9. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи.

Развитие связной речи.

  1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений  по картинке, на заданную тему.
  2. Развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
  3. Обучать пересказу, составлению рассказов, загадок-описаний.

Обучение грамоте.

  1. Продолжать знакомить детей с буквами.
  2. Упражнять детей в выкладывании букв из палочек, «рисовании» в воздухе.
  3. Продолжать упражнять детей в чтении слогов, слов.

                                                   

III период.

(апрель, май, июнь).

Звукопроизношение.

Продолжать постановку, автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков.

                     

Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжать работу над речевым дыханием.
  2. Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи в повседневном общении.
  3. Совершенствовать чёткость дикции.
  4. Закреплять навык голосоведения и выразительное чтение.
  5. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, формировать полноценные интонации.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работать над слоговой структурой сложных слов со стечением.
  2. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

Развитие навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.

  1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках и их признаках.
  2. Продолжать знакомить детей с согласными звуками, начать дифференцировать их.
  3. Закреплять умение детей определять место звука в слове.
  4. Продолжать учить звуковому анализу слов: осы, мак, ноги, вата, кит, лось.
  5. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук.
  6. Закрепить навык слогового анализа слов и анализа предложений с простыми предлогами и без предлогов.

Лексика.

Расширять и уточнять словарь детей в соответствии с  лексическими темами.

Развитие грамматического строя речи.

  1. Продолжать работу по совершенствованию грамматического строя речи (см. II период)
  2. Учить образовывать наречия от прилагательных.
  3. Учить образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  4. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
  5. Совершенствовать умение образовывать сравнительные степени прилагательных.

Развитие связной речи.

  1. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов – описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2 – 3 картинок, по сюжетной картинке, пересказах.
  2. Учить составлять детей различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
  3. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

Обучение грамоте.

  1. Продолжать знакомить детей с буквами.
  2. Упражнять детей в выкладывании букв из палочек, «рисовании» в воздухе.
  3. Продолжать упражнять детей в чтении слогов, слов.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Перспективное планирование работы с родителями во II младшей группе ДОУ"

Планирование разработано в соответсвии с Федеральными государственными требованиями....

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Методическая разработка "Перспективное планирование лексических тем в работе воспитателя логопедической группы".

В группе для детей с общим недоразвитием речи вся работа воспитателя осуществляется в рамках лексических тем. Предлагаем один из вариантов планирования лексической работы....

Методическая разработка (Перспективное планирование работы по воспитанию основ гражданственности детей средней группы)

Представленная методическая разработка посвящена воспитанию гражданственности у дошкольников.Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинае...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...