«Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Уткина Наталья Валерьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа)

Тема: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»

(Тематическая проверка № 1, к пед. совету №2)

Учитель-логопед: Уткина Наталья Валерьевна

Куса, 2015г.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука «р» в словах и предложениях.

Задачи

1. Закрепление знаний о характеристике звуке звука «р»; формирование умения  образовывать предложения с помощью местоимений единственного и множественного числа; определение местонахождения звука «р» в слове (в начале, в середине, в конце); изменение существительных по числам.

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата; развитие мелкой моторики; развитие фонематических процессов; закрепление длительного направленного выдоха; автоматизация звука «р»  в  словах, словосочетаниях, предложениях.

3. Формирование положительной мотивации на занятии; воспитание стремления овладеть правильной речью.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мыслительных операций, использование наглядного материала.

Оборудование: картинки с артикуляционными упражнениями, клубок ниток, геометрические фигуры из цветной бумаги (черные квадраты, красные круги), мяч, мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- На занятие пришли гости. Давай, пожалуйста, покажем, чему ты уже научился. Сегодня Язычок приготовил новые задания со словами, в которых будет встречаться звук [р]. Будь очень внимателен и у тебя все получится.

2. Развитие фонематического слуха на уровне слов.

 - Разминка. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [р].

РАМА, МАМА, ЛАМА, РОМА, КОЗЫ, ТУЧКА, РЫБА, РОДИНА, РУКИ, ЛУК, КОСЫ, ТОМА, ДОМА, РУКАВ.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Со слухом у тебя все хорошо, а чтобы правильно говорить, нужно для начала подготовить язычок. Вспомни, какие упражнения мы выполняем: «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Грибочек», «Гармошка», «Барабанщик».

На мольберте прикреплены картинки-символы с упражнениями.

4. Упражнение на развитие дыхания «Клубочек».

- Приглашаю тебя поиграть с клубочком.

(Ребенок свободно держит в руке клубок ниток, а другой рукой вытягивает из него нитку. Нитка вытягивается только тогда, когда длинно и протяжно произносится звук «р». Если ребенок замолкает, делает вдох, то клубок в руке зажимается, нитка не вытягивается. Движения руки, вытягивающей нитку, плавное и размашистое.)

5. Характеристика звука.

- Звук «р» согласный или гласный? (согласный)

- Звонкий или глухой? (звонкий)

- Твёрдый или мягкий? (твердый)

- Каким цветом обозначается? (синим)

6. Автоматизация звука «р» в словах. Звуковой анализ.

Игра «Голова, живот, ноги»

- Я буду называть тебе слова, а ты покажи, пожалуйста, часть тела, в зависимости от положения звука «р» в слове»: первый – голова, в середине – живот, последний – ноги. (На мольберте подсказка – рисунок улитки, используемый в работе ранее).

- Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

7. Согласование числительных и существительных.

- Язычок приготовил геометрические фигуры. Давай их посчитаем. Один красный круг… Один черный квадрат… (счет до 6 фигур, фигуры прикрепляются на мольберт).

8. Автоматизация звука «р» в предложениях. Игра «Изменяй предложения»

- Я построю пирамидку (на мольберте строится пирамидка из 4х фигур).

- Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они….  Продолжи предложение.

9. Упражнение на словоизменение «Один – много» (с мячом).

- Рак – раки, тигр -…, рог -…, рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…,  ворона -… .

10. Упражнение на развитие мыслительных операций.

- Язычок решил над нами подшутить и дал нам задание с ошибками. Послушай, пожалуйста,  предложения. Все ли здесь правильно? Если найдешь ошибку, исправь ее.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Арбуз угостил Артема.

Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака.

Торт подарил Раю на день рождения.

   В помидорах и огурцах растут огороды.

11. Итог занятия.

Ты справился со всеми заданиями, которые приготовил Язычок.

- Какое задание тебе было очень интересно выполнять?

-  Какое из заданий показалось самым сложным?

Спасибо большое за общение с тобой.

Литература

1. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.

3. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М.: Просвещение, 1978.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....

Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях.

Уточнить знания правильной артикуляции звука «Л»;Уточнить произношение изолированного звука «Л»;Закрепить четкое произношение звука «Л» в слогах, словах, предложениях;Развивать слуховое снимание;Разви...

Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Лексическая тема: « В гости к сказке».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы ...

Презентация «Автоматизация звука р в словах и предложениях» и конспект логопедической НОД

Аннотация – Презентация  предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях.  Смена слайдов на...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...