Логопедическое занятие "Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шипунова Римма Раисовна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. в ходе занятия воспитанники закрепят умение различать гласные и согласные звуки, и буквы их обозначающие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №20 «Золушка»

Сценарий организованной   образовательной деятельности учителя-логопеда

и воспитанников  подготовительной группы

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Разработала:     Шипунова  Р.Р.

учитель-логопед

2017 г.

Подготовительная группа

Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы

 Тема: «Гласные и согласные звуки»

Предварительная работа

Знакомство со звуками и буквами (А,О,У,И,Ы,П,Т,К,М,Н), выделение начального гласного и согласного звука в слове, звукобуквенный анализ слов из 3-4 звуков

Вид деятельности

Коррекционно-развивающая, познавательная, речевая, коммуникативная

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Познавательное развитие: развитие любознательности, познавательной мотивации;

Речевой развитие: обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной речи, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности

Задачи:

Обучающие

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Здоровьесберегающие

  • Закрепить умение на слух различать гласные и согласные звуки;
  • Закрепить навык различения пройденных букв: А,О,У,И,Ы,П,Т,К,М,Н.
  • Совершенствовать практические навыки звукобуквенного анализа слов, упражнять в подборе схем к словам и картинкам.
  • Совершенствовать фонематическое восприятие и фонетический слух;
  • Формировать самоконтроль за своей речью и речью сверстников;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

  • Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

  • Соблюдать правильную посадку ребенка
  • Способствовать созданию благоприятного психологического микроклимата
  • Чередовать статические и динамические задания

Необходимое Оборудование:

пособие «Звуковой театр» магнитная доска, символы звуков, мяч, зеркала, индивидуальный раздаточный материал, цветные карандаши,

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1.Утреннее приветствие

Становись скорее в круг –

я твой друг и ты мой друг.

Доброе утро, улыбнись скорее.

И тогда весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик, щечки,

Будем мы красивы, как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Улыбнемся снова – будьте здоровы!

Воспитанники выполняют движения в соответствии с текстом.

создание благоприятного психологического микроклимата, мотивация к деятельности

2. Постановка проблемы

Перед вами  звуковой театр. Давайте вспомним:

- На сцене у нас выступают … :

… они носят красные кафтаны, у них очень громкий голос, они голосистые. За то, что у них громкий голос, их назвали…  

В  зале у нас сидят … 

Им тоже хочется петь, выступать на сцене.  Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали гласные, они не смогли. Петь они не умеют, но они согласились дружить с гласными звуками. За это их назвали согласными. Ребята, а как мы можем различить гласные и согласные звуки на слух?

Хорошо.

Тогда послушайте: сссссссс, зззззззз, ммммммм. Тянутся звуки?

Значит они гласные? Они же сидят в зале?

То есть, если звук тянется, это не значит, что он гласный. Тянуться может и согласный звук. Постановка проблемы: Так как же мы можем различить гласные и согласные звуки?

Гласные звуки

Гласными

Согласные звуки

гласные поются, тянутся. А согласные нет.

Да

нет

Актуализация имеющихся знаний.

3. Соотнесение старой и новой информации

Давайте присядем за столы и подумаем вместе над этой проблемой. Я предлагаю вам взять зеркала  и понаблюдать за языком, губами и зубами, когда мы с вами будем произносить разные звуки.

Давайте пропоем: аааааааааа, ууууууууу, иииииииии. А как выходит воздушная струя?

А теперь : мммммм, ннннннн, ттт? Что вы чувствуете? Воздух также выходит свободно. Правильно при произнесении согласных воздушная струя всегда встречает преграду.

Какая преграда при произнесении звука МММММ?

Какая преграда при произнесении звука НННННН?

Какая преграда при произнесении звука ТТТТТ?

Какой вывод мы вами можем сделать? Как мы сможем различить гласные и согласные звуки?

Свободно

Он чувствует преграду

Губы

Язык

Зубы

Если есть преграда для воздушной струи – это согласный звук

Обобщение полученных знаний.

Соблюдение правильной осанки за столом.

4. Вывести на уровень применения усвоенных знаний

Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

Я предлагаю вам выполнить задание. В середине листа у вас картинки. Вам необходимо самостоятельно выделить начальный звук в слове, определить гласный он или согласный. Если звук гласный – вы обводите картинку красным карандашом. Если звук согласный, то вы обводите картинку синим карандашом.

Не забудьте, как теперь можно отличить гласные и согласные звуки буквы.

На полях ваших листочков с заданиями буквы, рассмотрите их. Если буква обозначает гласный звук раскрасьте ее красным цветом, если буква обозначает согласный звук, раскрасьте ее синим цветом.

 

- Буквы - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.

- Звуки мы произносим, слышим.

Воспитанники выполняют задания.

Закрепление умения на слух различать гласные и согласные звуки

5. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко, легко подышим…

Раз, два – выше голова!

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо присесть.

Раз подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Воспитанники выполняют движения в соответствии с текстом

Чередование статических и динамических заданий, снять физическое напряжение

6.Закрепление навыков практического применения усвоенных знаний

Перед вами на столе лежат слова и схемы к ним, каждый из вас получает картинку, к которой необходимо подобрать слово и звуковую схему к нему. Приступайте. Молодцы! Все справились с заданием. Молодцы, справились с этим заданием.

Воспитанники выполняют задание

Совершенствование практических навыков звукобуквенного анализа слов, упражнение в подборе схем к словам и картинкам. Формирование самоконтроля за своей речью и речью сверстников.

7.Целостное осмысление полученных знаний.

Предлагаю вам вспомнить и сказать по какому признаку вы смогли отличить гласные и согласные звуки?

- а сейчас я предлагаю вам подумать и оценить свою работу. Если вам было все понятно и легко было выполнять задания – возьмите солнышко.

- Если что-то не получалось или у вас возникали затруднения – возьмите жука.

Если воздушная струя при произнесении встречает преграду, что звук согласный

Итог.

Оценка своей деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта подгруппового коррекционно - логопедического занятия. ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР»

Цели: автоматизация звука [Р] в слогах и словах с сочетанием согласных – ТР, - ДР.1.Коррекционно - образовательные:  - закрепить слуховой и моторный образ звука [Р];- автоматизировать произ...

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...