Звук [б] и буква Бб.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Занятия по обучению грамоте для  подготовительной группы "Звук [б] и буква Бб" (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_bb.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Бб»

Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство со звуками и буквой Бб. Формирование понятия о твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа  и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Оборудование: Магнитная доска, предметные картинки, буквари, и тетради по числу детей, карандаши, фишки магнитные буквы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Посмотрите внимательно на картинки, ко-ые лежат перед вами.

Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях ко-ых есть звук  [б].

Что за предметы у вас на картинках? (Барабан. Бочка. Бусы.) Правильно. А почему не сел …? Что у тебя на картинке? (У меня пушка. В этом слове нет звука [б]). Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем учиться различать звук [б] с др. звуками, познакомимся с буквой б, почитаем и поиграем.

  1. Игра  «Подними шарик».

Произнесите звук [б].

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы, звук [б] гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте  меня внимательно.

Материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б, к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак,  суп, банан, каблук, бумага, палка.

Молодцы. Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Кто скорее?»

А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У  победителя должно быть фишек больше всех. О, б. что получилось? (Об).  Верно. Получи фишку. У, б. (Уб). Правильно. Возьми фишку.

Аналогично: ба, бо, бу, бак, бок.

Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех? (У …). Молодец, ….

  1. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Бэллочка и Боря, сидят на заборе,

Булочки, баранки ели спозаранку.

В каких словах этого стихотворения есть звук [б]? (Бэллочка, Боря, заборе, булочки, баранки). Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней? (Это Бэллочка и Боря). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Бб. Под ними вы видите два кружка. Это значит, что буква Б обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым – мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, ко-ые обозначают по два звука. Например, буква П обозначает звуки [п] и [п’], а буква Н – звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает звуки [к] и [к’], а буква М – звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами  будем учиться узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки. Но это еще не все из того, что вы узнаете сегодня о согласных звуках. Произнесите звук [б] и в это время прижмите ладонь к горлышку.

Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]? (Шумно.) Это значит, что звук [б] – звонкий. А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку.

Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]? (Тихо.) Это значит, что звук [п] – глухой. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.

А теперь посмотрим на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия ко-ых начинаются со звука [б], а потом – со звука [б’]. (Ботинки, барабан, баран, булка, бараны; бинокль, белка, бидон.)

Верно. Еще раз посмотрите на большую букву Б. Какие палочки и др. элементы нужно взять, чтобы сложить эту букву? (Нужны длинная и короткая палочки и полукруг). Пойдите к доске и сложите большую букву Б.

Молодцы! Вот какие красивые буквы. Запомните, что полукруг у большой буквы Б справа от длинной палочки внизу. А теперь идите за стол, переверните страницу. В группе слепите маленькую букву из пластилина так, как показано на картинке.

Теперь почитаем, что написано в зеленой рамке.

(Ба. Бо. Бу. Би. Бак. Бок. Бом. Бим. Бук. Боба. Бант. Бинт.)

Очень хорошо. Посмотрите на слоги под рамкой. Прочитайте их. (Ба, бо, бу, би). Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [а]).

А кружки под вторы слогом? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [о]). Какие кружки вы нарисуете под слогом бу? (Синий и красный).

Дети раскрашивают кружки.

А под слогом би? (Зеленый и красный). Почему первым будет зеленый кружок? (Он обозначает мягкий звук [б’]).

Дети раскрашивают кружки.

  1. Подвижная игра «Назови зверей».

Раз, два, три, четыре, пять.               Сжимают и разжимают кулачки.

Будем мы в зверей играть.

      Ежик.                             Показывают ладони с переплетен и растопырен. пальцами.

Зайка.                        Показывают кулачок с выпрямлен. указат. и сред. пальчиками.                         

Серый волк,          Горизонт. держат ладонь с поднятыми вверх большим пальцем.              

      Серый волк – зубами щелк.   Разводят пары пальчиков – «волк открывает пасть».

Лось с ветвистыми рогами,   Показывают ладони с растопырен. пальцами.

Лось со стройными ногами    Показывают опущенные вниз указательн. и средн.                

                                                                                    пальцы на обеих руках.

  И медведь зубастый бурый,            Двумя ладонями показывают зубастую пасть.

  И медведь с лохматой шкурой.    Резко разжимают сжатые кулачки.

  Раз, два, три,

  По порядку назови:

  Ежик, зайка, волк, лось, медведь.

  Любит он в кустах реветь.

  1. Упражнение «Найди букву».

Педагог рассыпает перед детьми объемные буквы.

Найдите все буквы Б и сложить их в корзинку.

Вы собрали все буквы. Молодцы!  

  1. Работа в тетради.

Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы Бб. Раскраске обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему? (Синим. Это согласная буква). Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой? (Бант, бусы). Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.

А теперь давайте напишем букву Бб. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу полукруг внизу справа от палочки, а потом – короткую палочку вверху справа. Напишите две больших и две маленьких буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

  1. Упражнение «Подбери слова».

Сегодня вы узнали, что согласная буква может обозначать сразу два звука: твердый и мягкий. Давайте посмотрим на те согласные буквы, с ко-ыми вы познакомились раньше, и узнаем, обозначают ли они по два звука. Откройте букварь там, где лежит первая закладка. Какую букву вы видите? Сколько кружков нарисовано под ней? (Это буква Тт. Под ней два кружка: красный и синий.). Вспомните слова, ко-ые начинаются с твердого согласного [т]. (Тапки, творог, топот, туман, табурет).

Отлично. Попробуйте подобрать слова, ко-ые начинаются с мягкого согласного [т’]. (Тюлень, тесто, тень, теплый).  Отлично. Откройте буквари на второй закладке. Какую букву вы видите? Сколько кружков нарисовано под ней? (Это буква Пп. Под ней два кружка: красный и синий).  

Далее проводится работа с буквами Пп, Нн, Мм, Кк так же, как проводилась с буквой Тт.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...