Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия в старшей группе "Знакомство с органами артикуляции"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Конспект занятия подойдет для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия в старшей группе

    на тему: «Знакомство с органами артикуляции»

    Цель: сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате, познакомить с органами артикуляции.

    Задачи:

    1) Коррекционно – образовательные:

    • Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

    • Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

    • Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

    2) Коррекционно – развивающие:

    • Развивать координацию движений через физминутку;

    3) Коррекционно – воспитательные:

    • Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

    • Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование: зеркала, изображение артикуляционного аппарата, предметы из стекла, дерева, бумаги, железа

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Николаевна я учитель-логопед.

    Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.

    А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?

    А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

    2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.

    Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.

    Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

    Проводится «Игра молчанка».

    Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?

    Человека окружает множество звуков.

    Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа). Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.

    Чем вы слушали? (Ушами).

    Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).

    4. Знакомство с термином речевой звук.

    Игра «Звукоподражания».

    Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).

    Можно ли считать это речью?

    Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

    А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

    А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

    Для чего речь нужна человеку?

    Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

    5. Знакомство с органами артикуляции.

    Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.

    Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.

    В домике этом

    Красные двери,

    Рядом с дверями-

    Белые звери.

    Любят зверушки

    Конфеты и плюшки

    В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами):

    Первая дверь это губы, вторая- зубы.

    Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.

    Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.

    Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).

    Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат.

    Теперь посмотрим на схему артикуляционного аппарата и назовем его части:

    Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.

    6. Артикуляционная гимнастика.

    Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения: «Иглочка», «Лопата», «Качели»

    Молодцы, ребята, напомните какое сейчас время года?

    Давайте немного отдохнем

    7. Физминутка.

    Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо;)

    На веточках сидели (присесть, взмахивая руками;)

     Дунул ветерок  (встать, взмах руками вперед;)

     И мы полетели. (легкие взмахи руками;)

    Летели, летели. (легкие взмахи руками;)

    И на землю тихо сели. (медленно присесть.)

    8. Дыхательная гимнастика.

    Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Вдох через нос, плавный, медленный выдох через рот («Дуем на листочки»).

    13. Итог.

    Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.



    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия в старшей группе

    на тему: «Здравствуй, умный язычок!»

    Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

    Задачи коррекционные и диагностические:

    Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.

    Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.

    Формировать координацию речи с движениями тела.

    Развивать высшие психические функции – память, внимание.

    Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).

    Задачи образовательные:

    Учить отвечать на вопросы простым предложением.

    Расширять активный словарь.

    Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.

    Оборудование:

    магнитофон, аудиозаписи,  мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги), листья с заданиями.

    Ход занятия.

    – Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!

    Чтоб красиво говорить,

    Надо многому учиться.

    Быть внимательным всегда

    И, конечно, не лениться.

    На сегодняшнем нашем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев), на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к  веселому и умному язычку.

    Листик № 1

    – Какое сейчас время года? (осень)

    – Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.

    Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.

    – И вот мой листик полетел,

    Как будто с дерева слетел.

    Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди  по 2 листика с ладошки.

    Воспитатель фиксирует результат(силу выдоха).

    Листик № 2

    – Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».

    – Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.

    Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

    Листья осенние тихо кружатся          (руки в стороны, покружиться),

    Листья нам под ноги тихо ложатся   (присесть),

    И под ногами шуршат, шелестят       (руками вправо-влево),

    Будто опять закружиться хотят         (встать, покружиться).

    Листик № 3

    –        Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук

    «Осенние листья».

    Я вам показываю, а вы повторяйте движения.

    Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

    Воспитатель фиксирует результат (переключаемость и синхронность).

    Раз, 2,3,4,5                                              загибать пальчики, начиная с большого

    Будем листья собирать                         сжимать и разжимать кулачки

    Листья березы, листья рябины,           загибать пальчики, начиная с большого

    Листики тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберем

    Маме осенний букет отнесем.             «шагать» ср. и ук. пальцами.

    Листик № 4

    – Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.

    Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»

    Теперь мы можем сказать:  «Здравствуй, умный язычок!»

    Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.

    -Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).

    Дети повторяют, глядя в зеркало.

    – Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.

    -Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.

    Выставляется картинка на каждое упражнение и читается стих.

    Воспитатель фиксирует ощущение позы, переключаемость.

    Общий комплекс упражнений для языка.

    1. «Лопаточка»

    Язык лопатой положи

    И спокойно подержи.

    Язык надо расслаблять

    И под счет его держать:

    1,2,3,4,5

    Язык можно убирать.

    2. «Накажем слегка  непослушный язык»

    Мы язык прижмем зубами

    Та-та-та, та-та-та.

    А потом прижмем губами

    Пя-пя-пя, пя-пя-пя.

    3. «Чищу зубы» нижние и верхние

    Чищу зубы, чищу зубы

    И снаружи, и внутри

    Не болели, не темнели,

    Не желтели чтоб они.

    4. «Часики»

    Влево-вправо, влево-вправо

    Мой язык скользит лукаво:

    Словно маятник часов

    Покачаться он готов.

    5. «Качели»

    На качелях я качаюсь

    вверх- вниз, вверх-вниз

    я до крыши поднимаюсь

    а потом спускаюсь вниз.

    – Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.

    Дети говорят «до свидания, язычок», закрывают глазки, картинка «Язычок» убирается.

    Дети под музыку раскрашивают картинку.

    Воспитатель собирает раскраски, чтобы зафиксировать результат.

    Логопед хвалит детей, отмечает наиболее удачно выполненные задания, просит детей назвать, какие они запомнили упражнения для язычка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"

    фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

    В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

    Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе "Знакомство с органами артикуляции"

    Конспект занятия подойдет для детей старшего дошкольного возраста...