«Гласные звуки»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области
Конспект
фронтального занятия
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Гласные звуки»
Составила
учитель-логопед
Суродеева Ольга Геннадьевна
г. Люберцы 2017 г.
Цель: совершенствовать фонематический слух и восприятие.
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить правильное произношение гласных звуков [а, у, о, э, и, ы];
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять гласные звуки [а, у, о, э, и, ы] из состава слогов, слов;
- развивать артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Программное содержание:
1. Организационный момент: приветствие, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие диафрагмального дыхания.
2. Ход ООД: знакомство с темой занятия игра «Билетики».
- Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний: игра «Ушки на макушке», задание на определение место звука в слогах, словах.
- Динамическая пауза: Игра “Гласные звуки”;
- Фонетический анализ и синтез слов: игра: “Волшебный мешочек”; игра «Иностранные буквы».
3. Итог занятия: Оценка деятельности детей.
Оборудование: схема звуков, букв А, У, О, Э, И, Ы, мольберт, красные фишки, синие фишки.
Методы и приёмы: беседы, вопросы, игры.
Ход ООД:
I.Вводная часть (Организационный момент).
Дети стоят в кругу на ковре.
Логопед: Доброе утро ребята!
Дети: ответы детей.
Логопед: Улыбнитесь друг другу, и начнём с вами занятия в хорошем настроении.
Ребята мы с вами должны вспомнить наше правило поведения на занятии.
Дети:
Говорим всегда красиво
Громко и неторопливо
Плавно, чётко говорим
И конечно не спешим.
Логопед: А ещё хочу сказать:
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Давайте разомнем наши губки и язычок.
Развитие артикуляционной моторики.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
Развитие диафрагмального дыхания.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Логопед вместе с детьми произносит стихотворение:
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята в это замечательное осеннее утро мы отправимся в сказочную страну в страну «АБВГДЕЙ – ка». Отправимся мы туда на волшебном поезде.
А в поезд мы можем войти только…
Дети: ответы детей. (по билетам)
Логопед: Вам нужно посмотреть на картинку и определяет, какой звук «спрятался» в начале слова.
Дети: Дети, получают билеты, отвечают. (дети, отвечая, встают за логопедом, создавая импровизированный поезд. Игра «Билетики»)
Логопед: Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили? (Ответы детей)
Логопед: Как называются эти звуки?
Дети: гласные.
Логопед: Почему они гласные? (Ответы детей)
Логопед: Ну, что отправляемся. (звучит музыка, дети садятся за столы). Вот мы и в волшебной сказочной стране. В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.
Задание №1. Упражнение «Ушки на макушке»
Логопед отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
Ответы детей.
Логопед: Молодцы, справились с заданием.
Задание№2. Определение место звука в слогах, словах.
Дети выкладывают схемы слогов из цветных фишек.
- Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками. Определение места звука в слове
- Звуковой анализ слова «Мак», «Кот», «Кит», «Бык», «Суп»
Логопед: ребята вы немного устали. Давайте отдохнём и выполним следующие движения. (Звучит музыка)
Динамическая пауза.
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил И добавки попросил!
Логопед: Следующие задание называется “Волшебный мешочек. Кто-то из вас получит задания, и будет отвечать, а остальные будут внимательно слушать. (Ребенок громко называет слово, написанное на листочке. Дети уточняют количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове.)
Логопед: Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме?
Дети: буквой.
Логопед: Что такое буква?
Дети: это то, что мы видим и пишем. Буква – это знак, обозначающий звуки на письме. Игра «Иностранные буквы».
Логопед: К нам в гости приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились. Ребята, а вам они не кажется какими-то странными.
Дети: ответы детей. (буквы недописанные)
Логопед: Возьмите карандаш и допечатайте буквы.
Дети, дописывают элементы букв.
Логопед: что мы делали?
Дети: мы допечатали буквы правильно.
Ш. Итог занятия. Рефлексия
Логопед: Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.
В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками
(дети украшают дерево листочками). Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета. Если вы испытывали затруднения - оранжевого. (Дети у которых оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).
Логопед: Какое дерево получилось?
Дети: Осеннее, разноцветное.
Логопед: Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем?
Дети: Чтобы узнать о других буквах?
Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
4. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998 5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. –СПб.: Детство-пресс, 1999.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме – буквой.
- Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.
Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869073-1482294699.jpg)
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064771-1538502733.jpg)
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280486-1603199803.jpg)
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-589758-1576547983.jpg)
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....