Конспект занятия "Цветик - семицветик"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия "Цветик - семицветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik-semitsvetik.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картинка 17 из 3237

        

                

Конспект логопедического занятия

с использованием мнемотаблиц

 для детей старшей группы.

     Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     Цели:

- развитие связной речи;

- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного  

 мышления;

- развитие ассоциативного мышления.

- совершенствование словаря, развитие плавности выдоха,          

голоса.

- развитие мелкой и общей моторики

    Оборудование:

Цветик – семицветик с отрывными листочками, мнемотаблицы  (для сказки, загадок, конверт с рисунками про Осень),цыпленок,  музыка для зарядки, картинки с домиками животных (волк, собака, белка, корова), листики для дыхательной гимнастики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед:        У меня сегодня, дети, вдруг волшебным стал мой дом –

Нежный цветик – семицветик расцвёл в садике моём.

Лепестки, что краски радуг – синий, жёлтый, красный цвет,

Фиолетовый, оранжевый…Посмотри! Их ярче нет!

Голубой листок как небо, а зелёный как трава.

То ли быль, а то ли небыль…Закружилась голова!

Сколько может мой цветочек принести любви и благ,

Если только знаешь точно попросить когда и как.

Вы поможете, ребятки, мне с цветком моим решить,

Как, куда мы без оглядки можем с вами поспешить.

Выбираем лепесток, отрываем лепесток, хором вместе        

повторяем

Несколько волшебных строк: «Лети, лети лепесток,

Через запад на восток, через север,

Через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!»

Л.: Ребята, пока я вам несла Цветик – семицветик задул сильный ветер, и этот волшебный цветочек улетел. Потом его подобрал…………

Л.: Я вам загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, кто взял наш цветочек.

«Явился в желтой шубке,

прощайте две скорлупки» (цыпленок)

Л.: Чтобы цыпленок вернул нам Цветик – семицветик, мы должны с вами

выполнить пальчиковую гимнастику «Птичка»

Птичка.
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
http://www.modernlib.ru/books/anischenkova_elena/palchikovaya_gimnastika_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov/i_065.jpg

     

Появляется маленький цыпленок с Цветиком – семицветиком в клювике. И возвращает цветок детям.

Л.:  Каждый из лепестков Цветика – семицветика, нам с вами будет приносить задание. Мы с вами будем отрывать лепесточки, и выполнять задания. И так, пока  не останется ни одного лепесточка.

     И так первый лепесток красного цвета. Отрываем его, и там такое задание:

 -  Берите конверты. Рассмотрите карточки и составьте предложения.

Каждому ребенку подготовлен конверт, а в нем карточка с рисунками (мнемотехника), дети должны по последовательности составить предложение.

  • Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
  • Солнце не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее.
  • Моросит мелкий холодный дождь, по утрам стелются туманы.
  • С деревьев опадают желтые листья, и стелятся красивым ковром.
  • Ветки у деревьев постепенно обнажаются.
  • В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
  • Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
  • Звери готовятся к зиме, делают запасы.
  • Птичкам, которые остаются зимовать, нужно строить кормушки, чтобы кормить их.
  • С наступлением осени люди одеваются тепло, и начинают собирать урожай.

Л.:  Все, что вы сейчас рассказали можно объединить одним словом. Каким?

- Осень.

Л.:  Да, все это признаки осени. Давайте сложим таблицу «Осень».

Дети выбирают нужные картинки. Затем рассказывают об осени.

Дыхательная гимнастика.

Л.: Возьмите кленовые листочки и подуйте на них сильно, потом медленно, потом покачаем из стороны в стороны, опустеем вверх – вниз...

Л.: С помощью вас, дул такой сильный ветерок, что у нашего Цветика – семицветика оторвался синий лепесточек. Какое задание нам приготовил синий лепесток?

- На синем лепесточке написано, чтобы мы заглянули в волшебный сундучок.

Л.:  Это сундучок сказочный. Здесь спрятались 2 сказки, известные вам: «Репка» и «Вершки и корешки». Попробуйте навести порядок и собрать сказки. А затем разложить карточки, согласно содержанию сказки.

Л.: Вы молодцы, с этим заданием справились отлично!

- А пока мы с вами выполняли задание синего лепесточка, к нам ворвалась Бабушка – Загадушка и украла у нас желтый лепесток. Она отдаст его нам только в том случае, если мы отгадаем ее загадки.

- Слушайте внимательно.

На мнемотаблицах зашифрованы загадки:

                                «Под соснами, под елками

                                 Катиться клубок с иголками»

                                 «Без окон, без дверей

                                  полна горница людей»

    «Круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, с хвостиком, а не мышь»

Л.: Молодцы!  вы правильно отгадали все загадки, и поэтому Бабушка –загадушка  отдает нам желтый лепесток.

Л.: Наступает осень, и дует сильный ветерок, а из–за него оторвалось сразу два лепестка оранжевый лепесток и зеленый. А чтобы сразу 2 лепестка оказалось у нас мы должны будем выполнить не одно задание.

- Давайте прочитаем, какие задания там.

1. Задание  Л.: «Я буду называть слово а, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Пример: ночь – день, узкий – широкий и т.д.». 

начало – конец,                 праздник – будни,

бедный – богатый,            тепло – холодно,

тревога – покой,                матовый – блестящий,        

активный – пассивный,    рассеянный – внимательный,

умный – глупый                нападение – защита,

свобода – рабство,             спуск – подъем.            

2 задание. Зарядка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

(шагаем марш)

Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!»

(Руки через стороны поднять вверх)

А над нами весело шелестит листва,

(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)

Опускаем руки вниз по команде: «Два!»

…..Раз, Два, Два, Раз

(дети должны быть внимательными и выполнять правильное задание)

Л.: А вот и голубой лепесток, какое же задание там?        

(картинки с домиками животных)

Л.: Смотрите сколько домиков. Вы знаете, кто там живет?

- Нет

Л.: Может узнать, если рассмотрим таблицы.

- Это дом волка

Л.: Как вы догадались?

- Это хищник, он живет в лесу, а не дома, у него 4 лапы, челюсти

(составляют рассказ-описание волка)

Л.: А вот недалеко еще чей-то дом.

-  Это корова. Потому что живет не в лесу, а дома, у нее 4 ноги, рога, питается травой, дает молоко.

Л.: Еще домик.

- Это домик белки, т.к. она грызет орешки, у нее большой пушистый хвост.

Л.:  А это чей домик?

- Это дом собаки!

Л.: Как вы догадались?

- У нее 4 лапы, она грызет косточки,  и ее боятся кошки.

Л.: Молодцы!  Где-то поблизости должен находиться и цыпленок, который вернул нам Цветик – семицветик в начале нашего увлекательного занятия.

Л.:  Послушайте рассказ о том, как проходил день рождения цыпленка.

«Жил- был цыпленок. И у него было много друзей. Однажды цыпленок пригласил своих друзей на день рождения. Все они очень обрадовались этому приглашению и стали думать, что бы такое ему подарить. Медвежонок решил, что нужно цыпленку подарить душистый сладкий мед. Ведь все малыши любят сладкое. Ежик захотел сделать цыпленку подарок из одуванчиков, потому что цыпленок был таким же желтым и пушистым, как одуванчик. Утенок предложил подарить цыпленку подсолнух, потому что цыпленок очень любил клевать зернышки и греться на солнышке. А ведь подсолнух так похож на солнышко! Они подумали и решили, что подарят цыпленку и мед, и одуванчики, и подсолнух. А еще они взяли с собой маленькую скрипочку и спели цыпленку веселую песенку».

Л.:  Отберите картинки, которые относятся к тексту (медвежонок, щенок, утенок, мед, одуванчик, подсолнух, скрипка). Повторите рассказ. Давайте подарим цыпленку наш Цветик – семицветик. Давайте найдем цыпленка среди спрятанных предметов. Обведем и раскрасим его.

- Вот и закончилось наше увлекательное занятие. Вы молодцы, выполнили все задания! И за это вы получаете угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Конспект "Цветик-семицветик"

Лепка на основе художественного произведения "Цветик-семицветик"...

Конспект "Цветик-семицветик"

Цель: Совершенствование навыков использования математических знаний в игровой ситуации.1.Вводная частьВоспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Предлагаю отправиться в сказочное путешес...

Конспект "Цветик-семицветик" для мамы

В предверии  праздника для мамы мы с ребятами научились делать красивые и необычные подарки для наших мам...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...