Главные вкладки

    «Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности»
    методическая разработка по логопедии на тему

    Емельянова Елена Владимировна

    «Коррекция  речевых нарушений у детей

    с ОНР посредством
    театрализованной деятельности»

    Слайд№ 3

              Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребенка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, учатся владеть игрушкой и всеми доступными видами театра.

     

    Слайд№ 4

              Главной целью  является коррекция, развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.

    Умелое использование театрализованной деятельности позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-развивающей работы:

    ·        Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков

    ·        Пополнение и активизация словаря

    ·        Развитие  и совершенствование лексико-грамматических категорий

    ·        Развитие   эмоциональной  сферы  и  выразительности речи

    ·        Совершенствование монологической и диалогической форм речи

    ·        Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

     

    Слайд № 5

    Коррекционная работа на логопедических занятиях с  использованием театрализованной  деятельности включает:

    ·        Артикуляционная  гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах (перевоплощение в героев этюда): «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).

    ·        Скороговорки, чистоговорки рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками):  «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «Со-со-со у Сони колесо», игра «Подскажи словечко».

    ·        Упражнения для эмоционального развития детей  (развитие  мимики, жестов, с элементами пантомимы) на материале любой лексической темы: 

    «Ты – козлёнок, заблудившийся в лесу» «Домашние животные»;

    «Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку» «Посуда»;

    «Белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…» «Дикие животные»;

    Игры на развитие выразительной мимики: Ем лимон, Обиделись, Удивились, Получили подарок,  Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

    Игры – пантомимы: «Лиса»,  «Озорной щенок», упражнения  «Маленький народ»; «Изобрази настроение», «Что было бы, если бы…»

    Игры на развитие эмоциональной  сферы ребенка дошкольника по произведениям В. Г. Сутеева: «Мешок яблок», « Веселый огород»,

    «Яблоко».

    ·        Развитие памяти с расширением словарного запаса – «Шел козел по лесу» «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);

    ·        Лексика и грамматика:  «Кто больше слов скажет»,  «Кто назовет больше действий»,  «Найди точное слово»; 

    ·        Слуховое восприятие – «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию», «Что не так» - небылицы;

    ·        Упражнения для развития интонационных средств выразительности речи:

    Скороговорки на темп речи (быстро-медленно):

    «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

    Игры на развитие тембра речи (низкий-высокий): «Кого встретил колобок», «Великаны-лилипуты»; изображение голосом реплик сказочных героев в упражнениях  «Как говорит мышка?», «Как говорит мишка?»,

    ·        На формирование чувства ритма: простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз: дидактическая игра «Лови – говори», «Прошагай, кто из героев быстрее доберётся»;

     

    ·        Игры на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!»,  «Чья птичка дальше улетит?», «Считай до пяти», «В лесу», «Лебединое перышко», «Шарик».

    ·        Пальчиковые игры: «Рукавичка», «Курочка Ряба»,  «Колобок», «Репка».

    ·        Театральные этюды: «Изобрази героя», «Изобрази жестом»,  «Хвастливый заяц»,  игра «Дедушка Молчок», «Театральная разминка», «Самолеты и бабочки»

    ·        Игры – драматизации: игры – диалоги, «Курочка Ряба», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок», (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

    Мною был   систематизирован  материал: методическая литература и художественные произведения различных жанров, диалоги;

    Создала картотеку театрализованных игр; картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений.

    Подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

     

    Слайд № 6

     

              Для детей с ОНР при изучении  каждой лексической темы, подбираю материал для занятий таким образом, чтобы он многократно повторялся в пределах ознакомления с той или иной  лексической темой. Это  способствует лучшему усвоению  материала, успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми при общении со сверстниками в свободной деятельности. 

               В соответствии с  комплексно-тематическим планированием   «В гостях у сказки» содержание логопедических занятий, объединенные одной темой с использованием театрализованной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя. 

    Например, сказка «Волк и семеро козлят»:

    ·        Отгадывание загадок на тему «Сказки», «Герои сказок»

    ·        Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

    ·        Артикуляционная гимнастика «Волк»

    ·        Игры с движениями «Мы весёлые ребята»

    ·        Дидактическая игра «Мама и детки», «Чей детеныш?»   

    ·        Н/печатные игры «Спешим к маме»,  «Кто что ест?»

    ·        Игра «Что лишнее?»

    ·        Дидактическая игра «У кого есть…?»

    ·        Игра   «Разные голоса».

    ·        «Посчитаем животных»,

    ·        «Назови какой, какая».

    ·        «Угадай, кто отзывается».

    ·        Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке

    ·        Рассказывание по ролям

    Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных, логоритмических и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Таким образом,  театрализованная деятельность успешно интегрируются с другими видами деятельности.

     

    Слайд № 7

    В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому поддерживаю их заинтересованность к театрализованной деятельности, а так же перевоплощению в сказочных персонажей.

    Как правило,  материалом для сценического воплощения служат сказки, которые  несут в себе активизирующее воздействие,  на речевую деятельность, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.   

    Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев  знакомых сказок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными вырази­тельными средствами в их сочетании (речь, напев, ми­мика, пантомима, движения).

              Но сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.

    Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой «только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего  Игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей.

              В группе создана развивающая предметно-пространственная  среда, которая способствует коррекции речевых нарушений: центр театра «Юные артисты», в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте. Ширмы, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитываются  индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

    Роли так же разыгрываются в центре «Веселая семейка», песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне и актерами-детьми, и теми, кто пока не участвует в постановках,  а выступает в роли зрителя или наблюдателя.

     

    Слайд  № 8

             Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми развивает коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы. У детей  развивается речевая деятельность: артикуляционная моторика, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство,  диалогическая и монологическая речь. В результате  чего отмечается положительная динамика повышения уровня речевого развития детей с ОНР.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon korrektsiya_rechevyh_narusheniy_u_detey.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Коррекция  речевых нарушений у детей

    с ОНР посредством
    театрализованной деятельности»

    Слайд№ 3

              Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребенка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, учатся владеть игрушкой и всеми доступными видами театра.

    Слайд№ 4

              Главной целью  является коррекция, развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.

    Умелое использование театрализованной деятельности позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-развивающей работы:

    • Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
    • Пополнение и активизация словаря
    • Развитие  и совершенствование лексико-грамматических категорий
    • Развитие   эмоциональной  сферы  и  выразительности речи
    • Совершенствование монологической и диалогической форм речи
    • Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

    Слайд № 5

    Коррекционная работа на логопедических занятиях с  использованием театрализованной  деятельности включает:

    • Артикуляционная  гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах (перевоплощение в героев этюда): «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).
    • Скороговорки, чистоговорки рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками):  «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «Со-со-со у Сони колесо», игра «Подскажи словечко».
    • Упражнения для эмоционального развития детей  (развитие  мимики, жестов, с элементами пантомимы) на материале любой лексической темы:  

    «Ты – козлёнок, заблудившийся в лесу» «Домашние животные»;

    «Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку» «Посуда»;

    «Белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…» «Дикие животные»;

    Игры на развитие выразительной мимики: Ем лимон, Обиделись, Удивились, Получили подарок,  Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

    Игры – пантомимы: «Лиса»,  «Озорной щенок», упражнения  «Маленький народ»; «Изобрази настроение», «Что было бы, если бы…»

    Игры на развитие эмоциональной  сферы ребенка дошкольника по произведениям В. Г. Сутеева: «Мешок яблок», « Веселый огород»,

    «Яблоко».

    • Развитие памяти с расширением словарного запаса – «Шел козел по лесу» «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
    • Лексика и грамматика:  «Кто больше слов скажет»,  «Кто назовет больше действий»,  «Найди точное слово»;  
    • Слуховое восприятие – «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию», «Что не так» - небылицы;
    • Упражнения для развития интонационных средств выразительности речи:

    Скороговорки на темп речи (быстро-медленно):

    «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

    Игры на развитие тембра речи (низкий-высокий): «Кого встретил колобок», «Великаны-лилипуты»; изображение голосом реплик сказочных героев в упражнениях  «Как говорит мышка?», «Как говорит мишка?»,

    • На формирование чувства ритма: простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз: дидактическая игра «Лови – говори», «Прошагай, кто из героев быстрее доберётся»;

    • Игры на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!»,  «Чья птичка дальше улетит?», «Считай до пяти», «В лесу», «Лебединое перышко», «Шарик».
    • Пальчиковые игры: «Рукавичка», «Курочка Ряба»,  «Колобок», «Репка».
    • Театральные этюды: «Изобрази героя», «Изобрази жестом»,  «Хвастливый заяц»,  игра «Дедушка Молчок», «Театральная разминка», «Самолеты и бабочки»
    • Игры – драматизации: игры – диалоги, «Курочка Ряба», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок», (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

    Мною был   систематизирован  материал: методическая литература и художественные произведения различных жанров, диалоги;

    Создала картотеку театрализованных игр; картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений.

    Подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

    Слайд № 6

              Для детей с ОНР при изучении  каждой лексической темы, подбираю материал для занятий таким образом, чтобы он многократно повторялся в пределах ознакомления с той или иной  лексической темой. Это  способствует лучшему усвоению  материала, успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми при общении со сверстниками в свободной деятельности.  

               В соответствии с  комплексно-тематическим планированием   «В гостях у сказки» содержание логопедических занятий, объединенные одной темой с использованием театрализованной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя. 

    Например, сказка «Волк и семеро козлят»:

    • Отгадывание загадок на тему «Сказки», «Герои сказок»
    • Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
    • Артикуляционная гимнастика «Волк»
    • Игры с движениями «Мы весёлые ребята»
    • Дидактическая игра «Мама и детки», «Чей детеныш?»    
    • Н/печатные игры «Спешим к маме»,  «Кто что ест?»
    • Игра «Что лишнее?»
    • Дидактическая игра «У кого есть…?»
    • Игра   «Разные голоса».
    • «Посчитаем животных»,
    • «Назови какой, какая».
    • «Угадай, кто отзывается».
    • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
    • Рассказывание по ролям

    Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных, логоритмических и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Таким образом,  театрализованная деятельность успешно интегрируются с другими видами деятельности.

    Слайд № 7

    В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому поддерживаю их заинтересованность к театрализованной деятельности, а так же перевоплощению в сказочных персонажей.

    Как правило,  материалом для сценического воплощения служат сказки, которые  несут в себе активизирующее воздействие,  на речевую деятельность, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.    

    Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев  знакомых сказок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

              Но сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.

    Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой «только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего  Игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей.

              В группе создана развивающая предметно-пространственная  среда, которая способствует коррекции речевых нарушений: центр театра «Юные артисты», в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте. Ширмы, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитываются  индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

    Роли так же разыгрываются в центре «Веселая семейка», песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне и актерами-детьми, и теми, кто пока не участвует в постановках,  а выступает в роли зрителя или наблюдателя.

    Слайд  № 8

             Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми развивает коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы. У детей  развивается речевая деятельность: артикуляционная моторика, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство,  диалогическая и монологическая речь. В результате  чего отмечается положительная динамика повышения уровня речевого развития детей с ОНР.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

    Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

    «Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»

    Данная работа посвящена проблеме формирования адекватного образа - «Я» у ребенка с нарушением зрения через образно-пластическую деятельность (тезисы авторской программы)....

    Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

    Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

    Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения в непосредственно образовательной деятельности (из опыта работы)

    Для детей с нарушением зрения дефицит движения возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями....

    Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.

    Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....

    «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

    «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

    Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

    Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...