«Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка по логопедии на тему

Емельянова Елена Владимировна

«Коррекция  речевых нарушений у детей

с ОНР посредством
театрализованной деятельности»

Слайд№ 3

          Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребенка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, учатся владеть игрушкой и всеми доступными видами театра.

 

Слайд№ 4

          Главной целью  является коррекция, развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.

Умелое использование театрализованной деятельности позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-развивающей работы:

·        Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков

·        Пополнение и активизация словаря

·        Развитие  и совершенствование лексико-грамматических категорий

·        Развитие   эмоциональной  сферы  и  выразительности речи

·        Совершенствование монологической и диалогической форм речи

·        Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

 

Слайд № 5

Коррекционная работа на логопедических занятиях с  использованием театрализованной  деятельности включает:

·        Артикуляционная  гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах (перевоплощение в героев этюда): «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).

·        Скороговорки, чистоговорки рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками):  «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «Со-со-со у Сони колесо», игра «Подскажи словечко».

·        Упражнения для эмоционального развития детей  (развитие  мимики, жестов, с элементами пантомимы) на материале любой лексической темы: 

«Ты – козлёнок, заблудившийся в лесу» «Домашние животные»;

«Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку» «Посуда»;

«Белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…» «Дикие животные»;

Игры на развитие выразительной мимики: Ем лимон, Обиделись, Удивились, Получили подарок,  Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

Игры – пантомимы: «Лиса»,  «Озорной щенок», упражнения  «Маленький народ»; «Изобрази настроение», «Что было бы, если бы…»

Игры на развитие эмоциональной  сферы ребенка дошкольника по произведениям В. Г. Сутеева: «Мешок яблок», « Веселый огород»,

«Яблоко».

·        Развитие памяти с расширением словарного запаса – «Шел козел по лесу» «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);

·        Лексика и грамматика:  «Кто больше слов скажет»,  «Кто назовет больше действий»,  «Найди точное слово»; 

·        Слуховое восприятие – «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию», «Что не так» - небылицы;

·        Упражнения для развития интонационных средств выразительности речи:

Скороговорки на темп речи (быстро-медленно):

«Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Игры на развитие тембра речи (низкий-высокий): «Кого встретил колобок», «Великаны-лилипуты»; изображение голосом реплик сказочных героев в упражнениях  «Как говорит мышка?», «Как говорит мишка?»,

·        На формирование чувства ритма: простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз: дидактическая игра «Лови – говори», «Прошагай, кто из героев быстрее доберётся»;

 

·        Игры на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!»,  «Чья птичка дальше улетит?», «Считай до пяти», «В лесу», «Лебединое перышко», «Шарик».

·        Пальчиковые игры: «Рукавичка», «Курочка Ряба»,  «Колобок», «Репка».

·        Театральные этюды: «Изобрази героя», «Изобрази жестом»,  «Хвастливый заяц»,  игра «Дедушка Молчок», «Театральная разминка», «Самолеты и бабочки»

·        Игры – драматизации: игры – диалоги, «Курочка Ряба», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок», (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

Мною был   систематизирован  материал: методическая литература и художественные произведения различных жанров, диалоги;

Создала картотеку театрализованных игр; картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений.

Подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

 

Слайд № 6

 

          Для детей с ОНР при изучении  каждой лексической темы, подбираю материал для занятий таким образом, чтобы он многократно повторялся в пределах ознакомления с той или иной  лексической темой. Это  способствует лучшему усвоению  материала, успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми при общении со сверстниками в свободной деятельности. 

           В соответствии с  комплексно-тематическим планированием   «В гостях у сказки» содержание логопедических занятий, объединенные одной темой с использованием театрализованной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя. 

Например, сказка «Волк и семеро козлят»:

·        Отгадывание загадок на тему «Сказки», «Герои сказок»

·        Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

·        Артикуляционная гимнастика «Волк»

·        Игры с движениями «Мы весёлые ребята»

·        Дидактическая игра «Мама и детки», «Чей детеныш?»   

·        Н/печатные игры «Спешим к маме»,  «Кто что ест?»

·        Игра «Что лишнее?»

·        Дидактическая игра «У кого есть…?»

·        Игра   «Разные голоса».

·        «Посчитаем животных»,

·        «Назови какой, какая».

·        «Угадай, кто отзывается».

·        Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке

·        Рассказывание по ролям

Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных, логоритмических и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Таким образом,  театрализованная деятельность успешно интегрируются с другими видами деятельности.

 

Слайд № 7

В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому поддерживаю их заинтересованность к театрализованной деятельности, а так же перевоплощению в сказочных персонажей.

Как правило,  материалом для сценического воплощения служат сказки, которые  несут в себе активизирующее воздействие,  на речевую деятельность, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.   

Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев  знакомых сказок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными вырази­тельными средствами в их сочетании (речь, напев, ми­мика, пантомима, движения).

          Но сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.

Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой «только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего  Игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей.

          В группе создана развивающая предметно-пространственная  среда, которая способствует коррекции речевых нарушений: центр театра «Юные артисты», в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте. Ширмы, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитываются  индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Роли так же разыгрываются в центре «Веселая семейка», песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне и актерами-детьми, и теми, кто пока не участвует в постановках,  а выступает в роли зрителя или наблюдателя.

 

Слайд  № 8

         Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми развивает коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы. У детей  развивается речевая деятельность: артикуляционная моторика, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство,  диалогическая и монологическая речь. В результате  чего отмечается положительная динамика повышения уровня речевого развития детей с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_rechevyh_narusheniy_u_detey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция  речевых нарушений у детей

с ОНР посредством
театрализованной деятельности»

Слайд№ 3

          Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребенка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, учатся владеть игрушкой и всеми доступными видами театра.

Слайд№ 4

          Главной целью  является коррекция, развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.

Умелое использование театрализованной деятельности позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-развивающей работы:

  • Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
  • Пополнение и активизация словаря
  • Развитие  и совершенствование лексико-грамматических категорий
  • Развитие   эмоциональной  сферы  и  выразительности речи
  • Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  • Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

Слайд № 5

Коррекционная работа на логопедических занятиях с  использованием театрализованной  деятельности включает:

  • Артикуляционная  гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах (перевоплощение в героев этюда): «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).
  • Скороговорки, чистоговорки рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками):  «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «Со-со-со у Сони колесо», игра «Подскажи словечко».
  • Упражнения для эмоционального развития детей  (развитие  мимики, жестов, с элементами пантомимы) на материале любой лексической темы:  

«Ты – козлёнок, заблудившийся в лесу» «Домашние животные»;

«Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку» «Посуда»;

«Белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…» «Дикие животные»;

Игры на развитие выразительной мимики: Ем лимон, Обиделись, Удивились, Получили подарок,  Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

Игры – пантомимы: «Лиса»,  «Озорной щенок», упражнения  «Маленький народ»; «Изобрази настроение», «Что было бы, если бы…»

Игры на развитие эмоциональной  сферы ребенка дошкольника по произведениям В. Г. Сутеева: «Мешок яблок», « Веселый огород»,

«Яблоко».

  • Развитие памяти с расширением словарного запаса – «Шел козел по лесу» «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
  • Лексика и грамматика:  «Кто больше слов скажет»,  «Кто назовет больше действий»,  «Найди точное слово»;  
  • Слуховое восприятие – «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию», «Что не так» - небылицы;
  • Упражнения для развития интонационных средств выразительности речи:

Скороговорки на темп речи (быстро-медленно):

«Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Игры на развитие тембра речи (низкий-высокий): «Кого встретил колобок», «Великаны-лилипуты»; изображение голосом реплик сказочных героев в упражнениях  «Как говорит мышка?», «Как говорит мишка?»,

  • На формирование чувства ритма: простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз: дидактическая игра «Лови – говори», «Прошагай, кто из героев быстрее доберётся»;

  • Игры на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!»,  «Чья птичка дальше улетит?», «Считай до пяти», «В лесу», «Лебединое перышко», «Шарик».
  • Пальчиковые игры: «Рукавичка», «Курочка Ряба»,  «Колобок», «Репка».
  • Театральные этюды: «Изобрази героя», «Изобрази жестом»,  «Хвастливый заяц»,  игра «Дедушка Молчок», «Театральная разминка», «Самолеты и бабочки»
  • Игры – драматизации: игры – диалоги, «Курочка Ряба», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок», (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

Мною был   систематизирован  материал: методическая литература и художественные произведения различных жанров, диалоги;

Создала картотеку театрализованных игр; картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений.

Подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Слайд № 6

          Для детей с ОНР при изучении  каждой лексической темы, подбираю материал для занятий таким образом, чтобы он многократно повторялся в пределах ознакомления с той или иной  лексической темой. Это  способствует лучшему усвоению  материала, успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми при общении со сверстниками в свободной деятельности.  

           В соответствии с  комплексно-тематическим планированием   «В гостях у сказки» содержание логопедических занятий, объединенные одной темой с использованием театрализованной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя. 

Например, сказка «Волк и семеро козлят»:

  • Отгадывание загадок на тему «Сказки», «Герои сказок»
  • Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
  • Артикуляционная гимнастика «Волк»
  • Игры с движениями «Мы весёлые ребята»
  • Дидактическая игра «Мама и детки», «Чей детеныш?»    
  • Н/печатные игры «Спешим к маме»,  «Кто что ест?»
  • Игра «Что лишнее?»
  • Дидактическая игра «У кого есть…?»
  • Игра   «Разные голоса».
  • «Посчитаем животных»,
  • «Назови какой, какая».
  • «Угадай, кто отзывается».
  • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
  • Рассказывание по ролям

Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных, логоритмических и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Таким образом,  театрализованная деятельность успешно интегрируются с другими видами деятельности.

Слайд № 7

В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому поддерживаю их заинтересованность к театрализованной деятельности, а так же перевоплощению в сказочных персонажей.

Как правило,  материалом для сценического воплощения служат сказки, которые  несут в себе активизирующее воздействие,  на речевую деятельность, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.    

Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев  знакомых сказок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

          Но сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.

Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой «только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего  Игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей.

          В группе создана развивающая предметно-пространственная  среда, которая способствует коррекции речевых нарушений: центр театра «Юные артисты», в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте. Ширмы, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитываются  индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Роли так же разыгрываются в центре «Веселая семейка», песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне и актерами-детьми, и теми, кто пока не участвует в постановках,  а выступает в роли зрителя или наблюдателя.

Слайд  № 8

         Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми развивает коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы. У детей  развивается речевая деятельность: артикуляционная моторика, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство,  диалогическая и монологическая речь. В результате  чего отмечается положительная динамика повышения уровня речевого развития детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

«Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»

Данная работа посвящена проблеме формирования адекватного образа - «Я» у ребенка с нарушением зрения через образно-пластическую деятельность (тезисы авторской программы)....

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...