Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Речевое развитие. Тема: «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Речевое развитие.

Тема: «Дикие животные»

Цель: Формирование лексико – грамматических средств языка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о жилищах диких животных, о их детёнышах, образе жизни и повадках. Формирование обобщающего понятия дикие животные. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» Совершенствова­ние грамматического строя речи (составление простого предложения со зрительной опорой; образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок; употребление предлогов в, на , под)

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи,  зрительного внимания, логического мышления, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._konspekt_nod_v_sredney_gruppe_dikie_zhivotnye.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа- детский сад»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе

Речевое развитие. Тема: «Дикие животные»

Подготовила: логопед

первой квалификационной категории

Т.М. Борзова

Сургут 2016

Речевое развитие.

Тема: «Дикие животные»

Цель: Формирование лексико – грамматических средств языка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о жилищах диких животных, о их детёнышах, образе жизни и повадках. Формирование обобщающего понятия дикие животные. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» Совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения со зрительной опорой; образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок; употребление предлогов в, на , под)

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи,  зрительного внимания, логического мышления, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Образовательная область:

Познавательное развитие. Формирование первичных представлений о диких животных,  о явлениях природы.

Физическое развитие. Развитие речи посредством движения. Развитие интереса к участию в подвижных играх.

 Социально – коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия детей со взрослым и сверстниками.

Развитие доброжелательных взаимоотношений в коллективных играх.

Оборудование.  Мультимедийная доска. Презентация. Мягкая игрушка белка. Магнитофон. 

Словарная работа: 

Существительные: медведь, медвежонок, лиса, лисёнок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок, нора, берлога, дупло.

Прилагательные: мохнатый, рыжий, серый, коричневый.

Глаголы: прыгать, бегать, рычать, выть.

Предлоги: в, под, на.

Форма проведения:  Подгрупповое занятие. Путешествие в зимний лес.

Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Зарядка для животных». Познавательное занятие воспитателя на тему: «Дикие животные».

Демонстрационный материал: презентация.

Этапы НОД

Ход НОД

Ответы детей

I. Организационный момент. 

1. Приветствие.

 2. Эмоциональный настрой.

3. Введение в тему.

- Ребята поздоровайтесь с гостями.

-Улыбнитесь и подарите гостям хорошее настроение.

-  Какое сейчас время года на улице?

- Ребята хотите сходить на прогулку в зимний лес?

- Раз, два повернись, в зимнем лесу очутись. (слайд 1)

- Кто живёт  в лесу?

- Вот сегодня и будем говорить о диких животных.

Здравствуйте.

Зима.

Дикие  животные.

II. Основная часть.

  1. Загадки

- А вот кого мы можем встретить в лесу, угадайте?

  • Зимой белый, летом серый.
  • Хитрая,  проворная, рыжая, кур таскает.
  • Серый, зубастый, по полю рыщет, зайчат, и ягнят ищет.
  • Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
  • Рыжий маленький зверёк

По деревьям скок – поскок.

Заяц.

Лиса.

Волк.

Медведь.

Белка.

  1. Упражнение «Найди бельчонка»

- Но вот наступили холода,  животные простудились  и заболели. Пошли они лечиться к доктору Айболиту.(слайд 2) А бельчонок так боялся доктора Айболита, что спрятался в домике.

  - Поможем маме белке найти детёныша бельчонка?

(Бельчонок спрятался в шкафу).

- Куда спрятался бельчонок?

- Откуда мы его достали?

(Бельчонок спрятался под стул)

- Куда потом спрятался бельчонок?

(Бельчонок спрятался на полке)

- А сейчас куда спрятался бельчонок?

- Нашла мама белка своего бельчонка и повела к доктору Айболиту.

Да

(Дети ищут бельчонка)

Бельчонок спрятался в  шкафу.

Мы его достали из  шкафа.

Бельчонок спрятался под стул.

Бельчонок спрятался на полке.

  1. Упражнение  «Посмотри и запомни»

- На лесную полянку к доктору Айболиту пришли и  другие животные. (слайд 3) Они привели своих деток. Лиса привела лисёнка, медведь проснулся и привёл медвежонка. Волк привёл волчонка. Ёж привёл ежонка. Заяц привёл зайчонка. На приём к Айболиту записались бельчонок, зайчонок, волчонок, медвежонок, лисёнок. Давайте повторим с хлопками.

(дети повторяют по просьбе логопеда).

Бель-чо-нок, зай-чо-нок, вол-чо-нок, мед-ве-жо-нок, ли-сё-нок.

  1. Физ. минутка.

«Зарядка для животных».

- Посмотрел Айболит на детёнышей животных, и приписал им делать зарядку.

Это заячья зарядка.

 Раз присядка два прыжок.

 А лисята как проснутся (кулаками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движения бёдрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)

И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает всё сначала.

  1. Упражнение «Домик»

- А ещё Айболит посоветовал, чтобы в сильные морозы, сидели дома. (слайд 4)

У медведя дом называется берлога.

У лисы, ёжика, волка  дом называется нора. У белки дупло. А у зайки домика нет, он спит под кустиком, или под деревом.

- Как называется дом медведя?

- А у белки?

- А у волка, лисы, ёжика?

- У зайчика есть дом?

Берлога

Дупло.

Нора.

Нету, он живёт под кустиком.

  1. Упражнение

«Проводи животных домой»

- Давайте проводим их домой.(слайд 5)

(Дети соединяют жилище с животным)

Медведь живёт в берлоге. Белка живёт в дупле. Лиса живёт в норе. Ёжик живёт в норе. Волк живёт в норе. У зайца домика нет.

  1. Дидактическое  упражнение «Что перепутал художник?»

- Вот мы с вами побывали в лесу, и уже всё знаем о диких животных. А художник, который рисовал картину, ничего о диких животных не знает. Всё перепутал. Помогите ему. (слайд 6)

Дети ищут несоответствия.

  III. Рефлексия. Итог.

-Давайте вспомним, о ком  говорили на занятии? Что узнали нового о диких животных? Какие игры и упражнения вам понравились? Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Говорили о диких животных. У них есть детёныши.

Самоанализ НОД по лексико – грамматическому развитию в средней  группе №2

Образовательная область: «Речевое развитие»

Учитель – логопед Борзова Татьяна Михайловна

Критерии анализа

Результат

Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

Данное коррекционное занятие является первым  занятием по теме «Дикие животные» в разделе «Лексико – грамматическое развитие» Занятие соответствует перспективному планированию коррекционно – развивающей работы в средней группе V вида.

Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

Триединая цель коррекционного занятия определена программным курсом, индивидуальными  и физиологическими возможностями воспитанников.

 Задачи:

   Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о жилищах диких животных, о их детёнышах, образе жизни и повадках. Формирование обобщающего понятия дикие животные. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» Совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения со зрительной опорой; образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок; употребление предлогов в, на, под, из)

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, логического мышления, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Для достижений поставленных целей была подготовлена  презентация. Задания подобраны с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, видов деятельности, речевой  и двигательной активности.

Презентация включала в себя все этапы занятия. Организационный  момент включал эмоциональный настрой, введение в тему,  что позволило  заинтересовать, активизировать внимание,  и настроиться на дальнейшее участие в занятии.

 Основная часть занятия включала в себя различные формы работы по формированию словаря по теме, по развитию грамматических конструкций, по развитию  памяти. Зарядка для зверей способствовала активной двигательной разрядки, но и закрепляла названия детёнышей. Музыка для зарядки прозвучала  в очень быстром темпе. Чувствовалось, что ребята получили полноценную двигательную разрядку.  

В конце занятия дети выполняли задания на развитие логического мышления и развитию самостоятельного монологического высказывания.  По итогам выполненных заданий было ясно,  что дети данную тему усвоили на хорошем среднем уровне.

 Третья часть –  заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. А также для ребят было  очень приятно похлопать себе  за хорошую работу.  

Характеристика логопедом подгруппы детей.

В подгруппе пять детей. Эта подгруппа считается более сильной.  Каждый воспитанник имеет свои   индивидуальные и возрастные особенности.  

Мотивировка отбора материала для данного занятия

Отбор речевого материала с применением ИКТ проведён в соответствии с программными требованиями ФГОС, индивидуальными и возрастными особенностями  воспитанников. Весь учебный материал представлен в презентации.

Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений,  выполненных детьми на занятии.

Задания,  предъявленные детям,   были посильны,  и большинство заданий  выполнены без ошибок. В ходе занятия я чувствовала, что ребята  ориентирован на успех, на общение,  они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.

Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:

  • наглядный
  • словесный (объяснения, правильное проговаривание  слов, пояснения, указания,  вопросы разного характера);
  • образец речи педагога;
  • мотивации и поощрения (от лица педагога);
  • контроля и самооценки.

Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями).

Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным благодаря использованию ИКТ.

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

         

Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Своё занятие я оцениваю на среднем уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Дикие животные»

     Цель: способствовать появлению у детей знаний о диких животных, поведении в лесу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Познавательное развитие. Тема: Обитатели птичника.

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в средней группе. Познавательное развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Познавательное развитие. Тема: «За грибами в лес пойдём»

Познавательное развитиеТема: «За грибами в лес пойдем»Цель: Формирование представлений детей о многообразии растительного мира, познакомить детей с грибами, понятиями «съедобный», «несъедобный», отлич...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Познавательное развитие. Тема: «Дикие животные»

Познавательное развитиеТема: «Дикие животные»Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений. Интегрируемые образователь...

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Дикие животные нашего края зимой»

Самоанализнепосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленностидля детей с ТНР по теме «Дикие животные нашего края зимой...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме "Дикие животные. Сказка "Колобок""

Конспект логопедического занятия по лексической теме Дикие животные.Сказка "Колобок"...