МАСТЕР-КЛАСС по познавательно-речевому развитию по теме: «Калейдоскоп чудес»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ирина Герасимова

Цель: научить педагогов использовать свободное от занятий время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_chudes.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

МАСТЕР-КЛАСС

по познавательно-речевому развитию по теме: «Калейдоскоп чудес»

Педагог-мастер: Попкова Наталья Викторовна

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения:

Продолжительность мастер-класса: 45 минут

Цель: научить педагогов использовать свободное от занятий время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

а) обучающие: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи;

б) развивающие: развивать педагогическое мастерство, образное мышление.

в) воспитательные: воспитывать культуру общения.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска переносная, мел,

Раздаточный материал: карандаш, лист бумаги, лист картона, носок, клей.

Ход мастер-класса.

Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мы хотели бы начать со слов К.Д. Ушинского «Сделать серьезное задание для ребенка занимательным, вот задание первоначального обучения».

Наше сегодняшнее занятие называется «Калейдоскоп чудес». Как вы понимаете слово «калейдоскоп»? Само слово «калейдоскоп» подразумевает быструю смену картинок, красок, каких-то событий. И мы хотим вам предложить именно такой вариант работы с детьми, чтобы ребенок не успел устать от однообразия.

Песня «Алфавит»

Одним из основных направлений работы детского сада является воспитание у детей звуковой культуры речи.

Понимание и умение овладеть навыками звуковой структуры слов – процесс, который требует от ребенка большого умственного напряжения. И чтобы сделать это порой не очень интересное занятие увлекательным для ребенка, необходимо постоянно обновлять набор дидактических пособий. Чтобы дети активно и заинтересованно участвовали в деятельности, необходимо ставить перед ними задачи в занимательной форме, с большим количеством ярких игр.

Основная часть.

Для начала предлагаем вам смастерить себе собеседника, или помощника.

Мастер-класс по изготовлению куклы из носка.

А теперь пусть каждый из вас даст имя своей кукле. Некоторые имена выписываются на доске.

Если в группе будет жить такая кукла, то как только вы возьмете ее в руки, дети уже будут знать, чем вы будете заниматься. А в подготовительной группе каждый ребенок может создать себе товарища.

А сейчас мы предлагаем вам разделится на три группы. Каждой группе будет предложена одна из картотек: логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика. Вам необходимо подготовиться и показать по три упражнения. Время на подготовку 3 минуты.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки

Одна из групп показывает вариант артикуляционной гимнастики

Одним из способов правильной постановки речи является применение чистоговорок.

Предлагается игра «Продолжи чистоговорку»

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Влияние мануальных (ручных) действий было еще известно во втором веке до нашей эры в Китае. Простые движения рук способны не только снять умственную усталость, но и улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Талантом нашей педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Одна из групп показывает вариант пальчиковой гимнастики.

«Сочинение небылиц»

Кто? Что?

Какой?

Что делает?

Где?

С кем? С чем?

Почему?

Кто это был?

Какой?

Где находился?

Что делал?

Что вдруг прокричал?

Что сказали люди?

Чем кончилась история

Звуки природы

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своими детьми сами. Наверняка каждый из вас помнит такое упражнение.

деревцо

Дует ветер нам в лицо.(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.(поднять руки и тянуться вверх)

Одна из групп показывает вариант логоритмических упражнений.

Игра «Волшебные звуки»

На этом свой мастер-класс мы заканчиваем, спасибо вам за внимание. А сейчас предлагаем оценить нашу работу. У каждого из вас имеется по три кружочка трех цветов(красный, зеленый, желтый). У нашего телефона неяркие кнопки. Помогите их раскрасить. Если вам очень понравился наш мастер-класс, то приклейте красную кнопку, если просто понравился – зеленую, а если нам нужно что-то доработать, то – кнопку желтого цвета.

Всем спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему : "Академия чудес"

Очень познавательный и интересный конспект....

Конспект ООД по речевому и физическому развитию на тему: "Лес чудес" в подготовительной группе

Совершенствование речи и двигательных навыков дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Автоматизация и дифференциация звуков [С],[Сь] на слу...

Конспект квест-игры по познавательному развитию на тему: "Лаборатория чудес" с детьми 5-го, 6-го года жизни.

Создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему "Поле Чудес"

Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Поле Чудес» Цели: обобщить и систематизировать представления детей по программному материалу Зад...

Презентация проекта по художественно-эстетическому развитию на тему "Калейдоскоп волшебных красок"

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...