Конспект индивидуальной НОД "Автоматизация звука С в прямом слоге"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Автоматизация звука С в прямом слоге с использованием тактильно-кинестетической стимуляции ( иппликатор Кузнецова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_s_v_pryamom_sloge.docx209.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Автоматизация звука С в прямом слоге.

Цели:

    Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

   Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

    Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, иппликатор Кузнецова, специально подготовленные массажные коврики, символы для обозначения гласных звуков

Ход занятия

1.Организационный момент с психотерапией.

Общее расслабление.                                                                     Символы гласных звуков.

2.Массаж лица и дифференцированный массаж языка.

3.Развитие артикуляционной моторики.

1 комплекс упражнений для "С” (дорсальная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» ——  «Холодный ветер»

№1            №2            №3            №1                             №15                                                                             

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции

     Упражнение 1. “Забор”.

Цель; подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм) . Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать по счет до 5.

   Упражнение 2. “Окно”

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения “Забор” медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

   Упражнение 3. “Мост”.

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения “Забор” выполнить упражнение “Окно”. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный па ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

    Упражнение 4. “ Лопата”.

Цели: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения “Забор” — “Окно” — “Мост”. Из положении языка “Мост” выдвинуть язык па нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.

    Упражнение 5  «Холодный ветер»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться  к упражнению   «Забор» и подуть на язык.   Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].   Подуть на язык.

Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

4.Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука “С” (тихо-громко)

“ Как водичка бежит?”

“ Как насос накачивает колеса?"

  5.   Коррекция звукопроизношения (автоматизация “С” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном массажёре или  иппликаторе Кузнецова).

      Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности аппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.

     Отдельное произнесение: С...Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “С-А, С-О, С-У, С-И, С-Ы”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значения символов

Последовательность работы на тренажере:        

Символы гласныхIMG_0439

Гласные

А

0

У

Ы

Э

Участие пальцев

1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

Название пальцев

большой палец

указательный палец

средний палец

безымянный палец

мизинец

6.Изолированное произнесение  звука .

Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к аппликатору (тренажеру).

С-Г изолированно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.

Символ гласного

Изолированное    произнесение

С-А

С-0

С-У

С-Ы

С-Э

Участие пальцев

1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й

Название пальцев

большой

указательный

средний

Безымянный

мизинец

      7.Последовательность работы на тренажере:

Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).

СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.

Символ гласного

Слитное  произнесение

СА

СО

СУ

СЫ

СЭ

В словах

Сад, Сани,

сапоги, самокат, самоход

Сок, сода,

совы, сом,

сон, соты

Сук, судно, сутки, сумка, суп, сундук

Сын, сыпать, сыт, сынок, сыпь

Слов нет

Автоматизируется в слоге.

Словосочетаниях

Один сапог

Много самокатов

Большой сад

Вкусный сок, у сома усы

Д\И «Посчитай»

Маленький сынок, мамин сын, у осы усы

Предложения .

В саду оса.

У Сани самокат.

Самокат в саду.

На сосне совы.

Соня видит сон.

На сосне сухой сук.

На суку висит сумка.

У сома усы.

Сынок насыпает совком песок.

Участие пальцев

1-й палец

2-й палец

3-й палец

4-й палец

5-й палец

Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.

       Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.

8.Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Игра “Посчитай-ка от 1 до 10” –сапог, сом ,сын, сумка,

Игра в мяч “Закончи слова”

СА…-   СО…., СУ….,СЫ….

9.Домашнее задание.

Игра “Вспомни, назови слова со звуком С в начале слова. Придумай с ними предложения.”

10.Итог занятия. Оценка работы ребенка на занятии.

Литература.

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей.

Лопухина И. «Логопедия  550 занимательных упражнений».-М.,1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...

Автоматизация звука "Л" в прямых слогах и словах с ними

Закреплять правильное произношение звукоа "Л"...

Автоматизация изолированного звука [Л] и прямых слогов с ним.

Тренировка правильного произношения изолированного звука [Л] и прямых слогов с ним....

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами"

Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами". В ходе заняти...

Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами, предложениях. Новогоднее приключение.

Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах, словах с прямыми слогами, предложениях. Новогоднее приключение....